ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-96014/18 от 27.11.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-49347/2018

г. Москва                                                                                                   Дело № А40-96014/18

27 ноября 2018 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи              Т.Б.Красновой,

судей:

И.А. Чеботаревой, ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 

ООО «Винрэйт»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2018 по делу № А40-96014/18, принятое судьей Кузиным М.М.,

по заявлению ООО «Винрэйт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту торговли и услуг города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.04.2018 №178/УГК/18

при участии:

от заявителя: ФИО2 по дов. от 07.04.2018;

от ответчика: ФИО3 по дов. от 06.09.2016;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Винрэйт» (далее – ООО «Винрэйт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением об оспаривании постановления Департамента торговли и услуг города Москвы (далее – административный орган) по делу об административном правонарушении от 03.04.2018 № 178/УГК/18 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2018 в удовлетворении указанного искового заявления отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, ООО «Винрэйт» обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 16.08.2018 не имеется.

Как следует из представленных документов, Департаментом торговли и услуг города Москвы было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18.12.2017 в отношении ООО «Винрэйт», согласно которому административный орган усматривает наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их оборота, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона № 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

Согласно статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ, под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.

Пунктом 5 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику.

При этом после прекращения действия лицензии и в течение упомянутого двухмесячного срока бывший лицензиат в силу статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ обязан в полном объеме отразить прекращение лицензируемого вида деятельности в ЕГАИС («обнулить» данные в ЕГАИС в установленном порядке).

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленномзаконодательствомРоссийскойФедерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукциипорядкеобразуетсостав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

Из материалов дела судом установлено, что с 10.10.2017 по заявлению юридического лица прекращено действие лицензии ООО «Винрэйт» № 77РПА0010479 (ДТУ 7599).

По истечении двух месяцев, предоставленных лицензиату для на хранение остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, 18.12.2017 должностным лицом административного органа было обнаружено, что в личном кабинете организации имеются сведения о наличии на складе объекта лицензирования остатков алкогольной продукции.

В рамках возбужденного 01.11.2017 дела об административном правонарушении 09.11.2017 уполномоченными должностными лицами Департамента торговли и услуг города Москвы осуществлен выезд на место фактического осуществления деятельности юридического лица, в ходе которого установлено, что деятельность по розничной продаже алкогольной продукции не осуществляется, указанный торговый объект не обнаружен.

По данному факту составлен протокол осмотра, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 21.12.2017.

Административным органом правомерно установлено, что общество в сроки, установленные пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, не предприняло мер к внесению в ЕГАИС в установленном порядке сведений о возврате алкогольной продукции поставщику или ее списании с учета организации. Тем самым нарушило учет оборота алкогольной продукции.

Выявленное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

31.01.2018 в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя ООО «Винрэйт» был составлен протокол об административном правонарушении № 138.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ООО «Винрэйт» административным органом вынесено постановление от 03.04.2018 № 178/УГК/18, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

Согласно статье 14.19 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленномзаконодательствомРоссийскойФедерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Объективной стороной указанного правонарушения является не только не внесение информации закупке, продаже и хранении алкогольной продукции в ЕГАИС, но и наличие расхождений между внесенной информацией о количестве находящейся на складе алкогольной продукции и в торговом зале предприятия (в личном кабинете ЕГАИС) с реальными данными о продукции находящейся на складе организации и в торговом зале на объекте лицензирования.

Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила).

Согласно пункту 21 Правил, направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применениемусиленнойквалифицированнойэлектроннойподписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

При этом, для корректировки остатков в ЕГАИС организации на основании пунктов 15 – 16 указанных Правил вносят в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств сведения:

- об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации;

- сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.

Приказом Минфина России от 15.06.2016 № 84н «Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе» установлены сроки, в течении которых сведения об обороте алкогольной продукции передаются в ЕГАИС, а именно:

- о передаче, внутреннем перемещении, возврате, об установленном расхожденииколичествапоставленнойпродукцииалкогольнойпродукции, информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции - в течении 3 дней;

- о розничной продаже (возврате) - направляется в момент оформления кассового чека;

- об акте списания продукции - не позднее следующего рабочего дня после дня списания продукции;

о постановке продукции на баланс - не позднее следующего рабочего дня после постановки продукции на баланс.

На основании изложенного, надлежащий учет оборота алкогольной продукции представляет собой своевременное внесение в ЕГАИС всех необходимых сведений о закупке, продаже, возврате, внутреннем перемещении между складом и торговым залом предприятия алкогольной продукции, в том числе списании в случае брака и постановке на баланс продукции, обнаруженной в результате инвентаризации и по каким - либо причинам не учтенной в ЕГАИС.

В случае ведения организацией надлежащего учета оборота алкогольной продукции в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности и своевременном контроле расхождений фактических данных и информации в ЕГАИС, остатки не могут иметь отрицательные значения.

Таким образом, после фактического окончания деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, результатом надлежащего учета оборота алкогольной продукции является «обнуление» остатков алкогольной продукции в личном кабинете организации в ЕГАИС.

Судом отклоняются доводы о том, что остатки алкогольной продукции в системе ЕГАИС появились из-за технических неполадок в системе синхронизации (обновления) ЕГАИС и внутренней учетной программы организации.

Общество, заранее зная о предстоящем закрытии торгового объекта и демонтаже технических средств фиксации, установленных на объекте лицензирования, должно было зайти в личный кабинет ЕГАИС и проверить корректное отражение информации в ЕГАИС об отсутствии остатков в торговом зале.

В личном кабинете организации имеется информация о наличии остатков алкогольной продукции.

Однако, ни в период работы предприятия, ни в течение двух месяцев со дня прекращения действия лицензии, когда организация имела возможность доступа в ЕГАИС, учет не был откорректирован, остатки в ЕГАИС не были обнулены в соответствие с фактическими данными.

Тем самым подтверждается нарушение порядка учета оборота при закупке, розничной продаже и хранении алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 24 Правил, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.

Вместе с тем, упомянутыми Правилами установлено, что в случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки,указанной    в абзацепервомнастоящегопункта,организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя (далее - территориальный орган) заявление с уточненными данными.

Однако, ООО «Винрэйт» ни в Департамент торговли и услуг города Москвы, ни в Росалкогольрегулирование с заявлением об уточнении данных, содержащихся в ЕГАИС, не обращалось. Доказательств обратного не представлено.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

ООО «Винрэйт» не были приняты меры по соблюдению (исполнению) соответствующих требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380, от 29.12.2015 1459 и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 № 84н.

Факт допущенного обществом нарушения указанных требований подтверждается совокупностью представленных административным органом доказательств и является установленным.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

Нарушенийпроцедурыпривлечениязаявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден административным органом.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Административное наказание назначено ООО «Винрэйт» в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом общих правил назначения наказания, характера совершенного им административного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.19 КоАП РФ.

Таким образом, руководствуясь частью 3 статьи 211 АПК РФ, установив, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о ненадлежащем извещении общества о возбуждении дела об административном правонарушении, времени и месте рассмотрения дела в связи с неправильным указанием индекса ООО «Винрэйт» коллегией судей отклоняются. Данные доводы заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.

С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266–269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.08.2018 по делу № А40-96014/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                          Т.Б.Краснова

Судьи:                                                                                                                               И.А. Чеботарева

                                                                                                                               ФИО1