ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-15975/23 от 24.10.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

392/2023-106268(1)




ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-20086/2023

г. Москва

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года 

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,  при участии в судебном заседании: 

от Главы КФХ ИП ФИО2 - представитель не явился, извещен надлежащим 

образом;

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - ФИО3 

Н.С. по доверенности от 23.01.2023 года, паспорт, диплом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы КФХ ИП ФИО2 на 

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2023 по делу № А41-15975/23, 

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в  Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ИП ФИО2  средств гранта в размере 1 500 000 руб. 

Решением Арбитражного суда Московской области от 08.08.2023 заявленные требования  удовлетворены. 

Не согласившись с принятым судебным актом, ИП ФИО2 обратился в  Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. 

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на  официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека  арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда  Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал  доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда  Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. 


Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте  рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда  апелляционной инстанции не обеспечили. 

Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153,  156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и  месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на  официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с  частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные  доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ  законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный  апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого  судебного акта. 

Как следует из материалов дела, 11.09.2019 между Министерством сельского хозяйства и  продовольствия Московской области и Индивидуальным предпринимателем главой  крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 заключено соглашение N  24 о предоставлении средств бюджета Московской области на поддержку начинающих  фермеров в Московской области в 2019 году. 

Соглашение заключено в рамках реализации мероприятий подпрограммы I "Развитие  отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Московской области"  государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья",  утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36 "О  досрочном прекращении реализации государственной программы Московской области  "Сельское хозяйство Подмосковья и утверждении государственной программы Московской  области "Сельское хозяйство Подмосковья". 

В целях выполнения условий соглашения, в соответствии с лимитами бюджетных  обязательств, доведенными Главному распорядителю средств бюджета Московской области  (Министерству), как получателю средств бюджета Московской области, по кодам  классификации расходов бюджетов Российской Федерации) на цели, указанные в разделе I  Соглашения, ответчику были перечислены средства бюджета Московской области на поддержку  начинающих фермеров в виде гранта в размере 1 500 000 руб., из них за счет средств  федерального бюджета - 809 999 руб. 58 коп., средств бюджета Московской области - 690 000  руб. 42 коп. 

Фактическое перечисление средств осуществлено платежным поручением от 26.09.2019 N  2068. 

Цели и условия предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку  начинающих фермеров в Московской области в виде гранта определены подразделом 10.8  Порядок предоставления средств из бюджета Московской области на поддержку начинающих  фермеров в Московской области подпрограммы I государственной программы Московской  области "Сельское хозяйство Подмосковья" утвержденной постановлением Правительства  Московской области от 09.10.2018 N 727/36 (в редакции постановления Правительства  Московской области от 29.08.2019 N 563/27). 

Согласно пунктам 18, 25, Порядка и пунктам 3.4.1.2. 3.4.6. соглашения после получения  гранта получатель обязан использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств  на счет получателя гранта, в строгом соответствии с бизнес-планом и Планом расходов  (приложение 2 к соглашению). Расходование гранта на иные цели, чем указаны в Плане  расходов, без письменного согласования с Конкурсной комиссией является нецелевым  использованием гранта. 

Согласно плану расходов гранта на поддержку начинающих фермеров (приложение 2 к  соглашению) денежные средства выделялись на приобретение оборудования для цеха по 


выращиванию рыбы (фильтр, насос, блоки биологической загрузки (далее - ББЗ), блок  водоуловителя), строительные материалы, рыбопосадочный материал). 

В соответствии с приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской  области от 29.08.2022 N 19П-110 проверочной группой Министерства проведена плановая  документарная проверка соблюдения ИП главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 условий, целей и порядка предоставления средств бюджета Московской области в виде  гранта на поддержку начинающих фермеров в Московской области, предоставленного в 2019  году в соответствии с соглашением от 11.09.2019 N 24. 

В результате проверки установлено следующее.

Здание, планируемое для размещения цеха по выращиванию рыбы, расположено на  земельном участке по адресу: Московская область, городской округ Коломна, <...> земельный участок N 6 с кадастровыми номером 50:34:0040407:1487, учтенная  площадь земельного участка 1 222 кв. метра, категория земли - земли поселений (земли  населенных пунктов), для ведения личного подсобного хозяйстве (приусадебный земельный  участок). Согласно выписке из ЕГРН здание общей площадью 169,4 кв. метра, зарегистрировано  как жилое (жилой дом) с кадастровым номером 50:34:0040407:1491. Здание двухэтажное и имеет  подземный этаж (подвал), где планировалось разместить производство по выращиванию  аквакультуры. 

Работы по строительству цеха по выращиванию рыбы, предполагалось проводить  хозяйственным способом, без привлечения подрядных организаций. 

Указанный участок расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного  использования - "для ведения личного подсобного хозяйства" (приусадебный земельный  участок), что согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков  утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного  использования земельных участков" (далее - классификатор ВРИ) на данном земельном участке  исключена возможность создания цеха по выращиванию рыбы, что делает реализацию проекта  ИП главы К(Ф)Х ФИО2 "выращивание клариевого сома" невозможным. Согласно  Классификатору ВРИ земельный участок должен иметь вид разрешенного использования  "рыбоводство" (осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или)  содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры), размещением зданий,  сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры). 

В нарушение подпункта 3.4.1.2. пункта 3.4. раздела III Соглашения, договор аренды  помещения ИП главой К(Ф)Х ФИО2 заключен 01.09.2022 после срока использования  гранта (в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на его счет 27.09.2019), срок  использования гранта истек 27.03.2021. 

Трудовые договоры согласно представленным выпискам по форме ОДВ-1 (сведения по  страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации) и форме СЗВ-СТАЖ  (сведения о страховом стаже застрахованных лиц), заключены с работниками в 2021 году, что  является нарушением подпункта 3.4.1.3. пункта 3.4. соглашения. Следует отметить, что  обязательные отчисления страховых взносов по данным трудовым договорам ИП главой К(Ф)Х  ФИО2 не проводились. В связи с этим информация, отраженная в отчетах,  представленных ИП главой К(Ф)Х ФИО2 в адрес министерства является недостоверной. 

В соответствии с подпунктом 3.1.1.1. пункта 3.1. раздела III Соглашения, получатель  гранта обязан оплатить за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого  наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в  плане расходов, согласно приложению N 3 к соглашению. 

Получатель гранта обязан использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления  средств на счет (27.09.2019). Срок использования гранта истек 27.03.2021. Оплата поставленных  по договорам товаров на сумму 371 759 руб. произведена с нарушением сроков, установленных  подпунктом 3.4.1.2. пункта 3.4. раздела III соглашения. 


Государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской  Федерации от 14.07.2012 N 717 (в редакции постановления Правительства Российской  Федерации от 03.10.2020 N 1594) и государственной программой Московской области "Сельское  хозяйство Подмосковья", утвержденной постановлением Правительстве Московской области от  9.10.2018 N 727/36 (в ред. постановления Правительства Московской области от 17.11.2020 N  865/38) установлена возможность продления срока использования гранта на поддержку  начинающего фермера или части средств гранта не более чем 12 месяцев крестьянским  (фермерским) хозяйствам, предоставленного в 2018-2019 годах, в порядке, установленном  уполномоченным органом. 

Порядком установлено, что срок освоения гранта или части средств гранта  предоставленного в 2018-2020 годах, может быть продлен по решению конкурсной комиссии, но  не более чем на 12 месяцев. Заявление на продление срока использования средств гранта от ИП  главы К(Ф)Х ФИО2 в министерство не поступало. 

Согласно пунктам 19.3., 25, 27 Порядка и пунктам 3.4.1.2., 3.4.6., 3.4.10. соглашения после  получения гранта получатель обязан использовать грант в течение 18 месяцев со дня  поступления средств на счет получателя гранта, в строгом соответствии с планом расходов  (приложение 2 план расходов гранта на поддержку начинающих фермеров). Расходование  гранта на иные цели, чем указаны в плане расходов, без письменного согласования с конкурсной  комиссией является нецелевым использованием гранта. 

Цех по выращиванию рыбы не построен и, соответственно, не может использоваться по  назначению, в результате этого нарушены условия, предусмотренные подпунктом 3.4.1.2.  раздела III соглашения и пунктом 8 Порядка. Обязательства, указанные в пункте 3.4.1.  соглашения ИП главой К(Ф)Х ФИО2 не выполнены. 

В связи с отсутствием цеха по выращиванию рыбы информация, отраженная в отчетах о  целевом расходовании гранта на поддержку начинающего фермера за 2019, 2020, 2021 годы и  первое полугодие 2022 года, представленных ИП главой К(Ф)Х ФИО2 в министерство  является не достоверной. 

В нарушение подпункта 4.4.4. пункта 4.4. раздела IV соглашения обособленный  аналитический учет операций, осуществляемых за счет средств гранта, ИП главой К(Ф)Х  ФИО2 не велся. 

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае  нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении,  соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми  актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной  системы Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 25 Порядка в случае нарушения получателем гранта условий  предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах,  предусмотренных настоящим порядком и соглашением, полученные средства гранта подлежат  возврату в бюджет Московской области в полном объеме. 

При выявлении по результатам проверок, проведенных уполномоченным органом  государственного финансового контроля, нарушений получателем гранта условий,  предусмотренных настоящим порядком, средства пранта подлежат возврату в бюджет  Московской области. 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области в срок  установленный органом государственного финансового контроля, а при его отсутствии в  течение 7 календарных дней со дня получения от органа государственного финансового  контроля сведений о нарушениях получателем гранта условий, предусмотренный настоящим  порядком, направляет требование получателю гранта о необходимости возврата полученных  средств гранта в бюджет Московской области. 


Получатель гранта в течение 20 рабочих дней с даты получения требования обязан  перечислить средства гранта, подлежащие возврату, в бюджет Московской области (пункт 25  порядка). 

Соответствующее требование о выплате было направлено в адрес ответчика 09.11.2021 N  19ИСХ-21847, однако до настоящего времени указанная сумма ответчиком не возвращена. 

В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны  исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями  закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с  обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. 

Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что  односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не  допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от  исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской  деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в  случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа  обязательства. 

В связи с тем, что доказательств возврата средств гранта в размере 1 500 000 руб. ответчик  в материалы дела не представил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование  истца о взыскании спорной суммы. 

В нарушение подпункта 3.4.1.2. пункта 3.4. раздела III соглашения договор аренды  помещения ответчиком заключен 01.09.2022 после срока использования гранта, срок  использования гранта истек 27.03.2021. 

Является необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что правильность  начисления и выплаты страховых взносов по трудовым договорам не входит в компетенцию  министерства, поскольку согласно пункту 3.3. соглашения условием предоставления гранта  является выраженное путем подписания настоящего соглашения согласие получателя на  осуществление Главным распорядителем средств бюджета Московской области и органами  финансового контроля Российской Федерации и Московской области проверок соблюдения  получателем условий, целей и порядка предоставлений гранта. 

Пунктом 19 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на  поддержку начинающих фермеров в Московской области подпрограммы I государственной  программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья, утвержденной  постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36 (в редакции  постановления Правительства Московской области от 29.08.2019 N 563/27), также установлено,  что Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку  соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. Принимая во  внимание применение финансового контроля к ответчику министерство правомочно  запрашивать всю необходимую в порядке проверки информацию. 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области является  центральным исполнительным органом государственной власти Московской области  специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность  на территории Московской области в сфере развития сельского хозяйства, в том числе контроль  за целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных средств их  получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении  указанных средств из федерального бюджета, и бюджета Московской области на  финансирование мероприятий в сфере сельского, хозяйства Московской области и имеющим  право на обращение в установленном порядке в суд, Арбитражный суд в защиту публичных  интересов в случаях, предусмотренных законодательством, в соответствии с Положением о  Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденным  постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6. 


Трудовые договоры согласно представленным выпискам по форме ОДВ-1 (сведения по  страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации), и форме СЗВ-СТАЖ  (сведения о страховом стаже застрахованных лиц), заключены с работниками в 2021 году, что  является нарушением подпункта 3.4.1.3. пункта 3.4. соглашения. При этом обязательные  отчисления страховых взносов по данным трудовым договорам ответчиком не проводились. 

Ввиду предоставления недостоверной информации по трудовым договорам, отраженной в  отчетах, представленных ответчиком, имеет место нарушение подпункта 3.4.1.3. пункта 3.4.  соглашения, предусматривающим создание нового постоянного рабочего места на каждый 1  млн. рублей гранта в году получения гранта. Само по себе создание рабочих мест участником  программы имеет имитационный характер, поскольку не подтверждает начисление страховых  взносов, мониторинг которых также входит в компетенцию министерства, как одна из форм  контроля. 

В апелляционной жалобе ответчик также указывает, что на приобретение материалов,  сырья и оборудования для производства цеха ответчиком израсходованы собственные денежные  средства, в подтверждение чего в министерство направлены платежные поручения. 

Между тем, ответчиком не учтено, что в установленный соглашением срок освоения гранта  проект реализован не был, представленные ответчиком платежные поручения (март, июнь, июль  и октябрь 2021 года) также подтверждают бездействие ответчика в установленный соглашением  срок для реализации проекта. 

В соответствии с подпунктом 3.1.1.1. пункта 3.1. раздела III соглашения получатель гранта  обязан оплатить за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого  наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в  плане расходов, согласно приложению N 3 к соглашению. 

Получатель гранта обязан его использовать в течение 18 месяцев со дня поступления  средств на счет (27.09.2019). Срок использования гранта истек 27.03.2021. Оплата поставленных  по договорам товаров на сумму 371 759 руб. произведена с нарушением сроков, установленных  подпунктом 3.4.1.2. пункта 3.4. раздела III соглашения. 

При этом, заявление на продление срока использования средств гранта от ответчика в  Министерство не поступало. 

Ссылка участника программы на то, что министерством не предлагалось продлить  соглашение, несостоятельна, поскольку регулирующий данную возможность нормативно-правовой акт - Постановление Правительства Московской области от 17.11.2020 N 865/38,  является общедоступным. 

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с  представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических  обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют. 

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно  исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам  участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы  материального и процессуального права. 

Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в  материалы дела доказательствах и соответствуют им. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями  части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой  инстанции не допущено. 

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2023 по делу № А41-15975/23  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в  Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия  (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции. 

Председательствующий С.А. Коновалов 

Судьи: Е.Н. Виткалова 

В.Н. Семушкина