ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
18 июня 2014 г.
Дело № А41-25847/13
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» директор управляющей компанией ФИО1, ФИО2 по доверенности от 03 февраля 2014 года
от ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО3 по доверенности от 12 мая 2014 года № 191-Д; Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области ФИО4 по доверенности № 50/2013-37 от 30 января 2013 года
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области ФИО5 по доверенности от 04 марта 2014 года
рассмотрев 10 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области
на постановление от 11 марта 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Немчиновой М.А., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.
по делу № А41-25847/13
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области
о признании незаконными действий
третьи лица Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Волоколамску Московской области, Администрация Осташевского сельского округа
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (далее – ООО «Альбатрос») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконными с момента совершения действия по формированию в ГКН недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070512:13 в сумме 2402,59 рублей за 1 кв.м, об обязании исключить из ГКН с момента внесения с 13 марта 2012 года сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402,59 рублей за 1 кв.м земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070512:13 и о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070512:13 в размере 600166982 рублей, об обязании внести в ГКН с 13 марта 2012 года сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 46,33 рублей за 1 кв.м и о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070512:13 в размере 11573234 рублей.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Волоколамску Московской области, Администрация Осташевского сельского округа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года указанное решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области удовлетворены. В удовлетворении заявленных требований к Управлению Росреестра по Московской области отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит отменить постановление, поскольку оно приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО «Альбатрос» возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятый судебный акт без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Волоколамского муниципального района Московской области поддержала доводы и требования кассационной жалобы, а также просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО «Альбатрос» возражали против ее удовлетворения.
Представители Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования по Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Волоколамску Московской области, Администрации Осташевского сельского округа, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО «Альбатрос» является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070512:13.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок от 15 ноября 2011 года № МО-11/ЗВ/1-669044 земельный участок с кадастровым номером 50:07:0070512:13 имеет площадь 249800 кв.м, местоположение: Московская области, Волоколамский р-н, с/пос. Осташевское, вблизи д. Бражниково, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, кадастровая стоимость 1464027,84 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости 5,8608 рублей за 1 кв.м.
Как утверждает заявитель, он узнал об изменении кадастровой стоимости земельного участка в размере 600166,82 рублей и о выявленных нарушениях в неполной уплате земельного налога за 2012 год в ходе камеральной налоговой проверки МИФНС России № 19 по Московской области, оформленной Актом № 15725 от 25 марта 2013 года.
24 мая 2013 года ООО «Альбатрос» направило в адрес Управления Росреестра по Московской области запрос о предоставлении сведений о порядке расчета кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Росреестра по Московской области в ответ на обращение письмом от 10 июня 2013 года № РС-1/01-01-6680/13 сообщило, что сведения в ГКН внесены с учетом результатов оценки, утвержденным распоряжением Министерства экологии и природопользования по Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ (далее – распоряжение № 121-РМ) с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области в размере 2402,59 рублей за 1 кв.м, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка составила 600166982 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением № 121-РМ утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (Приложение № 1) и Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (Приложение № 2).
Согласно пункту 2 распоряжения № 121-РМ распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21 ноября 2005 года № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» (далее – распоряжение № 166-РМ) применяется в части, не противоречащей распоряжению № 121-РМ.
Распоряжением № 121-РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Волоколамского муниципального района установлен не был, а вид разрешенного использования спорного земельного участка был изменен в апреле 2005 года, Управлением Росреестра по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области подлежал применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Волоколамскому муниципальному району, установленный распоряжением № 166-РМ, а именно 46,33 рублей за 1 кв.м.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и Приложения № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 года № 215 (далее – Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что соответствующим распоряжением кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ООО «Альбатрос», не утверждалась.
Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям распоряжения № 121-РМ, поскольку данным актом утверждены не кадастровая стоимость земельного участка заявителя, не удельный его показатель, а среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации (Московской области).
Определение кадастровой стоимости земельного участка является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 12 Административного регламента определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).
Как правильно установил апелляционный суд, земельный участок, принадлежащий заявителю, не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» был изменен в апреле 2005 года.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, таким образом, указанным нормативным актом не установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем применения установленного для субъекта значения удельного показателя кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям распоряжения № 121-РМ, поскольку данным актом не утверждалась кадастровая стоимость земельных участков заявителя, их показатель. Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам на земельные участки ранее их кадастровая стоимость исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости равной 46,33 рублей за 1 кв. м, в связи с чем данный показатель, существовавший до внесения оспариваемых значений, подлежит включению в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, заявленные ООО «Альбатрос» требования, по существу, не имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Требования заявителя направлены на оспаривание действий ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, поскольку им неправомерно была применена норма права, не подлежащая применению, что и повлекло за собой нарушение прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Московской, поскольку фактически требования направлены к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, с учетом того, что полномочия по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков возложены на ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, а не на Управление Росреестра по Московской области.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены апелляционным судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года по делу № А41-25847/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-судья М.Р. Агапов
Судьи: М.В. Борзыкин
Е.Ю. Воронина