548/2023-101811(1)
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-5380/2023, 10АП-6343/2023
г. Москва
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания ,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Фирма Пеларг" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров"– Сенотрусова Т.А., представитель по доверенности № 153 от 30.12.2022, паспорт, диплом;
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Нувахова А.Р., представитель по доверенности № 73-д от 28.06.2023, паспорт, диплом,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Мытищи Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства жилищной политики Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "Национальный Парк "Лосиный Остров" и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2023 по делу № А41-40192/20 по иску ООО "Фирма Пеларг" к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения от 01.06.2020 об отказе в регистрации документов, необходимых для оказания государственной услуги;
третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Администрация городского округа Мытищи Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство жилищной политики Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Фирма Пеларг» обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Министерству жилищной политики Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений: - признать незаконным решение
министерства от 01.06.2020; - обязать министерство зарегистрировать документы по заявке от 29.05.2020 № Р001- 43813500006-35477999; - обязать министерство выдать разрешение на строительство производственного комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0101805:24.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Администрация городского округа Мытищи Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство жилищной политики Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Национальный Парк "Лосиный Остров" и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят изменить мотивировочную часть решения в части указания на отнесение земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 к зоне с особыми условиями использования территории - особо охраняемой природной территории Национальный парк "Лосиный остров" с реестровым № 50:15-6.3, а не к 150- метровой полосе охранной зоны Национального парка «Лосиный остров», свободной от застройки.
В обоснование апелляционных жалоб заявители ссылаются на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. В частности, указывают, что вывод суда о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:24, на котором планируется возведение производственного комплекса, входит в 150-метровую полосу охранной зоны от границ Национального парка «Лосиный остров», свободную от застройки, основан на выводах судебной экспертизы, проведенной АНО "Бюро судебных экспертиз" экспертом Лебедевым К.И., а также заключении повторной судебной экспертизы, подготовленном ООО "НЭП" экспертом Коптяевым О.В. Однако, как следует из пояснений эксперта Лебедева К.И. заключение судебной экспертизы было подготовлено без исследования материалов реестрового и кадастрового дел в отношении зоны с особыми условиями использования территории - особо охраняемой природной территории с реестровым № 50:15-6.3.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации также обжалует вывод суда первой инстанции о невозможности определения границ национального парка "Лосиный остров" на основании Постановления Главы Мытищинского района Московской области от 16.05.2000 № 1454 " О принятии в муниципальную собственность земельного участка из земель СПК "Колхоз "Соревнование" и утверждении границ НП "Лосиный остров".
Заявители апелляционных жалоб поддерживают доводы жалоб, просят судебный акт первой инстанции в обжалуемой части отменить.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей ООО "Фирма Пеларг", Министерства экологии и природопользования Московской области , Администрации городского округа Мытищи Московской области , Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерства жилищной политики Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется только в части, и лицами, участвующими в деле, не заявлены соответствующие возражения, арбитражным
апелляционным судом в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) проверяется законность и обоснованность решения лишь в обжалуемой части.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционные жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения обжалуемого в части судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 площадью 31821 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения производственного комплекса.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 02.12.2019 № 70585 о выдаче разрешения на строительство производственного комплекса.
Уведомлением от 02.12.2019 министерством отказано в выдаче разрешения на строительство в связи со следующим:
- несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, представленная проектная документация не соответствует проекту планировки территории от 15.10.2014 № 1710 «Об утверждении документации по планировке территории (в составе проекта планировки и градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24) общей площадью 3,2 га, расположенной по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, городское поселение Мытищи, г. Мытищи, Ярославское ш., д. 116, для размещения в увязке с прилегающими территориями (заказчик – ООО «Фирма Пеларг»);
- несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, отсутствует решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства Управления Роспотребнадзора по Московской области в соответствии с постановлением от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;
- земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:24 полностью расположен в границах Особо охраняемой природной территории федерального значения – национальный парк «Лосиный остров».
Общество повторно обратилось в министерство с заявлением от 29.05.2020 № Р001- 43813500006-35477999 о выдаче разрешения на строительство производственного комплекса.
Решением от 01.06.2020 министерством отказано в регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги в связи с неустранением оснований, указанных в уведомлении от 02.12.2019.
Считая решение министерства от 01.06.2020 об отказе в регистрации документов незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения спора возможность строительства
производственного комплекса земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 не предусмотрена, проверить утвержденный проект планировки территории на соответствие установленным градостроительным регламентам также не представляется возможным, поскольку согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах территории земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка «Лосиный остров» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон». В отношении данной территории Правила землепользования и застройки не утверждены и градостроительные регламенты отсутствуют.
Указанный вывод суда первой инстанции заявителями апелляционных жалоб не оспаривается.
Одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство производственного комплекса министерством указано на расположение земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 в Особо охраняемой природной территории федерального значения – национальный парк «Лосиный остров».
Пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ земли национальных парков отнесены к землям особо охраняемых природных территорий.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (пункт 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В материалы дела представлено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности и градостроительных ограничениях земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24.
Согласно указанному заключению земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:24 полностью расположен в границах ООПТ федерального значения национальный парк «Лосиный остров».
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 природный национальный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" и Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 -
"О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Режим охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлен разделом VI Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130- 1344.
Согласно пункту 4 Положения предприятия, учреждения и организации, осуществляющие пользование землями, проводят свою хозяйственную деятельность с соблюдением природоохранных требований и режима охранной зоны и несут полную ответственность за санитарное состояние принадлежащих им территорий и непосредственно примыкающих к ним земель национального парка, а также за действия, влекущие за собой негативные последствия для природы Лосиного острова.
В соответствии с пунктом 35 Положения о национальном парке в пределах охранной зоны национального парка запрещается:
- строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка;
- размещение свалок;
- проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка;
- применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств;
- размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; - охота и рыбная ловля
Вместе с тем, пунктом 37 Положения, предусмотрено, что вдоль границ национального парка в обязательном порядке выделяется свободная от застройки 150- метровая полоса, подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству, в том числе с устройством спортивных и детских площадок.
В соответствии с Решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)" границы охранной зоны проходят: В лесопарковом защитном поясе г. Москвы и Щелковском районе:
От пересечения Московской кольцевой автомобильной дороги с Ярославским шоссе на северо-восток по Ярославскому шоссе до улицы Дзержинского (г. Мытищи), по улице Дзержинского до Ярославского направления Московской железной дороги, по Ярославскому направлению Московской железной дороги до станции Мытищи, от станции Мытищи до Ярославского шоссе по улицам (г. Мытищи) 3-й Спортивной и Профсоюзной, по Ярославскому шоссе на север до Пионерской улицы, по улицам (г. Калининград) Пионерской, Труда, Горького и Нахимова, по южным границам дачного поселка Болшево, по северным границам кварталов N 35, 36, 38, 39, 45 и 47 Щелковского лесничества, по южным границам деревень Серково и Жегалово, по восточным границам кварталов N 52, 54 и 55 Щелковского лесничества на юг до Щелковского шоссе, по границе технической зоны Щелковского шоссе (400 метров от оси на юг) до Московской кольцевой автомобильной дороги.
В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" границы охранной зоны проходят: Московская область: от пересечения МКАД с Ярославским шоссе на северо-восток по Ярославскому шоссе до ул. Дзержинского (г. Мытищи), по ул. Дзержинского до Ярославского направления Московской железной Дороги, по Ярославскому направлению Московской железной дороги до ст. Мытищи, от ст. Мытищи до Ярославского шоссе по улицам Колонцова, Абрамова и Карла Маркса
(бывш. 3-я Спортивная и Профсоюзная), по Ярославскому шоссе на северо-восток до Пионерской ул. (г. Королев), по улицам Пионерской, Калининградской, Горького, Нахимова, по северным границам кв. 2-7 Щелковского лесопарка, восточной границе кв. 7, южным границам дер. Серково и Жегалово (Жигалово) и г. Щелково до кв. 14 Щелковского лесопарка, по северной и восточной границе кв. 14 и 15 до Щелковского шоссе, по юговосточной границе технической зоны Щелковского шоссе (400 м от оси) до МКАД.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России) в области охраны окружающей среды.
Такая обязанность также предусмотрена, пунктом 18 Положения о национальном парке «Лосиный остров», утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 № 82, где указано, что вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, каких-либо нормативных актов, изменяющих границы, установленные указанными нормативными актами, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы территории национального парка «Лосиный остров» и его зоны охраны остаются неизменными с 1992 года, что согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определениях от 13.03.2018 № 4-КГ17-73, от 31.01.2017 по делу № А4147572/14, от 19.02.2015 по делу № А41-40555/13).
Сведения о границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ N 50:15-6.3) в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти.
Выпиской из ЕГРН и кадастровым делом о ЗОУИТ подтверждается, что сведения о ЗОУИТ N 50:15-6.3 внесены в ЕГРН 28.05.2009 в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (письмо учреждения от 15 июля 2008 г. N 1/06-395, письмо Роснедвижимости от 17 июля 2008 г. N ВК/3125).
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк ««Лосиный остров».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Лосиный остров» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 33-ФЗ с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории соответствующих национальных парков и их охранных зон, то есть, исходя из содержания и смысла указанной нормы ФЗ, согласование социально-экономической деятельности с органами Минприроды России возложено именно на хозяйствующих
субъектов. Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность, приносящую доход.
Таким образом, обязанность по согласованию социально-экономической деятельности прямо установлена Законом N 33-ФЗ и возложена именно на хозяйствующих субъектов. Необходимость согласования социально-экономической деятельности, в том числе хозяйственной, обусловлена особым статусом земель национальных парков, включающим в себя установление для земельных участков особого правового режима их использования. Бесконтрольная деятельность хозяйствующих субъектов в границах национального парка действующим законодательством не допускается.
На основании пункта 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, функции по согласованию социальноэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории соответствующих национальных парков и их охранных зон возложены на Минприроды России.
Согласно пункту 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Министерство выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 № 82 «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров» утвержден состав и описание функциональных зон национального парка «Лосиный остров».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 9 Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров и объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Согласно пунктам 19, 20 Положения на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на национальный парк, с обеспечением функционирования населенных пунктов и объектов инфраструктуры, расположенных в границах национального парка, допускаются по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых на территории национального парка допускаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.
В письме от 12.11.2021 № 15-53/32516 Минприроды России принято решение о согласовании запрашиваемой обществом социально-экономической деятельности. Вместе с тем, согласование деятельности получено после принятия заинтересованным лицом
решения об отказе в регистрации документов. Доказательств повторного обращения в материалы дела не представлено.
Для установления обстоятельств расположения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 в границах особо охраняемой территории «Национальный парк «Лосиный остров», определением суда первой инстанции от 15.02.2021 назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено АНО «Бюро судебных экспертиз», эксперту Лебедеву К.И.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
С учетом противоречивости и неполноты выводов эксперта, которые не могут быть устранены путем проведения дополнительной экспертизы, определением суда от 01.10.2021 суд первой инстанции назначил по делу повторную экспертизу проведение которой поручено ООО «НЭП», эксперту Никифоровой Н.Ю.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
Определением Арбитражного суда Московской области от 10.12.2021 произведена замена эксперта Никифоровой Н.Ю. на Коптяева О.В.
В материалы дела представлено заключение эксперта повторной землеустроительной экспертизы № ССТЭ/19-22, подготовленное ООО «НЭП». По результатам экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:24 не входит в границы особо охраняемой территории «Национальный парк «Лосиный остров». Территория земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 предназначенная под строительство, и/или место размещения проектируемого объекта (производственного комплекса) согласно
представленной проектной документации, полностью входит в 150-метровую зону от границ территории «Национальный парк «Лосиный остров». Установить достоверно местоположение участков постороннего пользования согласно постановлению Главы Мытищинского района Московской области от 16.05.2000 № 1454 не представляется возможным.
С учетом пояснений эксперта Коптяева О.В. о том, что сопоставление границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 с границами ЗОУИТ с реестровым номером 50:15-6.3, исходя из сведений реестрового дела и выписки из ЕГРН на ЗОУИТ, не производилось, по ходатайству сторон определением от 28.04.202 судом первой инстанции назначена дополнительная экспертиза проведение которой поручено ООО «НЭП», эксперту Коптяеву О.В.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.01.2023 проведение дополнительной судебной экспертизы, назначенной определением Арбитражного суда Московской области от 28.04.2022 по делу № А41-40192/20, проведение которой поручено ООО «НЭП», эксперту Коптяеву О.В. – прекращено, поскольку ООО «НЭП» заявило об отказе от проведения экспертизы.
Суд первой инстанции установив, что материалами дела, в том числе первоначальный заключением эксперта и заключением эксперта № ССТЭ/19-22 подтверждается, что спорный земельный участок полностью входит в 150-метровую зону от границ территории «Национальный парк «Лосиный остров», не нашел оснований для назначения по делу дополнительной судебной экспертизы.
Обжалуя решения суда в части указанного вывода, заявители апелляционных жалоб ссылаются на то, что отклоняя ходатайство о назначении по делу дополнительной экспертизы, суд первой инстанции не учел, что ранее проводившие экспертизу эксперты Лебедев К.И. и Коптяев О.В. не проводили сопоставление границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 с границами ЗОУИТ с реестровым номером 50:15-6.3, сведения о которых содержатся в реестровом и кадастровых делах, а также в ЕГРН.
В связи с указанными обстоятельствами, апелляционный суд по ходатайству ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" определением от 25.05.2023 назначил по делу № А41-40192/20 судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил эксперту Публично - правовой компании «Роскадастр» - Кондратенко Анне Петровне, Веретельнику Евгению Игоревичуам.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
ЗОУИТ с реестровым номером 50:15-6.3, выписки из ЕГРН на ЗОУИТ с реестровым номером 50:15-6.3 и постановления главы Мытищинского района Московской области от 16.05.2000 № 1454 «О принятии в муниципальную собственность земельного участка из земель СПК «Колхоз «Соревнование» и утверждении границ НП «Лосиный остров»? Определить площадь и границы наложения. Отобразить графически.
Согласно поступившему в суд апелляционной инстанции экспертному заключению ППК "Роскадастр" № А-03-06/23 эксперты пришли к следующим выводам:
По результатам исследования установлено, что по сведениям ЕГРН площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 с границей особо охраняемой природной территорией национальный парк "Лосиный остров" составила 31 821 кв.м. (отображена в таблице 1).
Оценив экспертное заключение ППК "Роскадастр" № А-03-06/23 , апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Экспертное заключение соответствует требованиям ст.86 Арбитражного процессуального кодекса РФ, содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате его выводы, является мотивированным, ясным и полным. Выводы, содержащиеся в заключении экспертов, надлежащим образом не опровергнуты участвующими в деле лицами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение надлежащим доказательством.
Учитывая, что смена собственника земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:24 произошла после принятия обжалуемого решения (резолютивная часть объявлена 26.01.2023), апелляционный суд не нашел оснований для замены истца по делу, в том числе в связи с тем, что заявителями обжалуется лишь мотивировочная часть решения.
Принимая во внимание, что заключением ППК "Роскадастр" подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:24 полностью входит в
границы особо охраняемой природной территории национальный парк "Лосиный остров" и не входит в 150- метровую зону от границ Ниционального парка "Лосиный остров" (ООПТ 50:15-6.3), вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок полностью входит в 150-метровую зону от границ территории «Национальный парк «Лосиный остров», свободную от застройки, не соответствует обстоятельствам дела.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации также полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности определения границ национального парка "Лосиный остров" на основании Постановления Главы Мытищинского района Московской области от 16.05.2000 № 1454 " О принятии в муниципальную собственность земельного участка из земель СПК "Колхоз "Соревнование" и утверждении границ НП "Лосиный остров".
Указанный вывод суда мотивирован тем, что постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007, 13.07.2007 по делу № А41-К1-20161/06 установлено, что постановлением N 1454 от 16 мая 2000 года Глава Мытищинского района утвердил границы национального парка "Лосиный остров" общей площадью 2617,99 га, в том числе, земли НП "Лосиный остров" - 2514,71 га, земли участков постороннего пользования - 103,28 га.
Пунктом 7 вышеуказанного постановления Глава Мытищинского района предоставил земельный участок площадью 2514,71 га в постоянное (бессрочное) пользование НП "Лосиный остров" под размещение национального парка.
Постановлением N 270 от 3 февраля 2003 года внесены изменения в постановление Главы Мытищинского района N 1454, а именно: вместо слов "утверждении" следовало читать "согласовании".
На основании постановления N 1454 от 16 мая 2000 года НП "Лосиный остров" выдано свидетельство о государственной регистрации 0625154 от 24 августа 2000 года на бессрочное постоянное пользование земельным участком площадью 25147100 кв.м.
Постановлением N 1895 от 20.05.2005 Глава Мытищинского района определил провести работы по межеванию границ национального парка "Лосиный остров".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АБ N 0625154, выданном на основании Постановления Главы Мытищинского района Московской, области N 1454 от 16.05.2000, некоммерческой организации - учреждение национальный парк "Лосиный остров" на праве бессрочного постоянного пользования принадлежит земельный участок - земли национального парка, общая площадь 25147100 кв.м, кадастровый номер N 50:12:110101:0001, расположенной по адресу: Московская область, Мытищинский район, юго-восточнее г. Мытищи.
Поскольку НП "Лосиный остров" признан особо охраняемой природной территорией федерального значения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что утверждение его границ не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Следовательно, границы национального парка не могут определяться на основании Постановления главы Мытищинского района Московской области N 1454 от 16.05.2000.
Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции противоречит ранее приведенному судом на стр.10-11 решения выводу о том, что границы территории национального парка «Лосиный остров» и его зоны охраны остаются неизменными с 1992 года, что согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в определениях от 13.03.2018 № 4-КГ17-73, от 31.01.2017 по делу № А4147572/14, от 19.02.2015 по делу № А41-40555/13), поскольку границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" и Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 - "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Вместе с тем, ошибочные выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:24, на котором планируется возведение производственного комплекса, входит в 150-метровую полосу охранной зоны от границ Национального парка «Лосиный остров», свободную от застройки и о невозможности определения границ национального парка "Лосиный остров" на основании Постановления Главы Мытищинского района Московской области от 16.05.2000 № 1454 " О принятии в муниципальную собственность земельного участка из земель СПК "Колхоз "Соревнование" и утверждении границ НП "Лосиный остров" не привели к принятию неправильного решения.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда апелляционной инстанции только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
С учетом изложенного, апелляционным судом приведена иная мотивировочная часть .
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ч. 5 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
В связи с назначением по делу судебной экспертизы, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» понесены судебные издержки в размере 110 000 руб., что подтверждается платежным поручением № 257692 от 15.05.2023 года, которые подлежат возложению на ООО "Фирма Пеларг".
В силу части 1 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
Частью 2 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей с депозитного счета арбитражного суда.
Поскольку полученное апелляционным судом экспертное заключение признано надлежащим доказательством по делу, расходы эксперта подлежат перечислению с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда .
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2023 по делу № А4140192/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Фирма Пеларг» в пользу ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» 110 000 руб. – судебных издержек за проведение экспертизы.
Перечислить ППК «Роскадастр» с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда 110 000 руб. за проведение экспертизы на основании счета № 9901/2023/50 от 23.06.2023 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий : В.Н. Семушкина
Судьи: С.А. Коновалов
М.И. Погонцев