ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-41577/23 от 11.12.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

280/2023-121407(1)





ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-24517/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года  Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2023 года 

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,  при участии в заседании: 

от истца: ФИО2 - председатель, лично, по паспорту,  от ответчика: ФИО3. доверенность от 02.12.2022, ФИО4, доверенность 

от 06.04.2023,

от Комитета по ценам и тарифам Московской области - ФИО5, доверенность  от 09.01.2023, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТСН "ЗАГОРЬЕ" на  решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2023 по делу   № А41-41577/23, по иску СНТСН "ЗАГОРЬЕ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)  к ООО РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР (ОГРН: <***>, ИНН:  <***>), заинтересованное лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской  области, о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с  ТКО в размере 549730,09, признании незаконным распоряжения, 


УСТАНОВИЛ: 

СНТСН "ЗАГОРЬЕ" (далее Товарищество, истец) обратилось в арбитражный суд  Московской области с иском к ООО РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР (далее -  Общество), ответчик о взыскании 549 730, 09 рублей неосновательного обогащения,  полученного в период с 01.01.2020 г. по март 2023 г. в связи с переплатой оказанных  услуг по обращению ТКО, оказанных в рамках договора N РРО-2019-00044013 от  15.01.2019. 

Товариществом также заявлены требования о признании незаконным (не  принимать во внимание) и исключении в распоряжении Комитета по ценам и тарифам  Московской области (далее - Комитет, заинтересованное лицо) от 20.12.2021 N 290-Р  формулировки о том, что тарифы для всех категорий потребителей применяются с  учетом налога на добавленную стоимость (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового  кодекса Российской Федерации (часть вторая) не применяется). 

Решением Арбитражного суда Московской области от 05.10.2023 производство по  делу в части признания незаконным в части (исключения формулировки) распоряжения  Комитета по ценам и тарифам Московской области N 20-Р от 24.02.2022 г. "О  ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ЦЕНАМ И  ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.12.2021 N 290-Р "О ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.12.2019 N 403-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ  ПРЕДЕЛЬНЫХ ЕДИНЫХ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ  ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ПЕРИОД  2020-2022 ГОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" прекращено, в  удовлетворении остальной части требований отказано. 

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное  выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. 

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения  проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 


В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца  поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда  отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. 

Представители ответчика и Комитета по ценам и тарифам Московской области  возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Также апелляционной коллегией рассмотрено и отклонено ходатайство истца о  приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. 

Принимая во внимание положения части 2 статьи 268 АПК РФ, дополнительные  доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо,  участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой  инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой  инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает  эти причины уважительными. 

В соответствии с пунктом 29 разъяснений постановления Пленума Верховного  Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной  инстанции" (далее - Постановление N 12), поскольку арбитражный суд апелляционной  инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по  имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то  при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе  приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он  определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их  представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим  от него уважительным причинам. 

Доказательства невозможности представления дополнительных документов по  независящим от заявителя обстоятельствам при разрешении спора в суде первой  инстанции суду апелляционной инстанции не представлены 

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и  оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства,  изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел 


оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, между Товариществом и Обществом заключен  договор N РРО-2019-00044013 от 15.01.2019 г. на оказание услуг по обращению ТКО. 

В период с 2020 г. по 2023 г. Товарищество производило оплату оказанных услуг на  основании выставленных Обществом счетов с включением в них НДС. 

Обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на то, что в силу подпункта 36  пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги по обращению с твердыми коммунальными  отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми  коммунальными отходами освобождаются от налогообложения НДС. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции  правомерно исходил из нижеследующего. 

В силу пункта 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 "О некоторых  вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные  ресурсы" (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72) согласно правилам  главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных  ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг  облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем,  основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при  выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая  организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю  коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. 

Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 Поскольку  цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении  коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных  услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей  коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского  кодекса Российской Федерации), судам при рассмотрении споров, связанных с  расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли  сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им  регулируемой цены (тарифа). 


Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что при утверждении тарифа  его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то  предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю  коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей  суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании  задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит  удовлетворению (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72). 

Подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что к операциям, не  подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) относится  реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на  территории Российской Федерации услуг по обращению с твердыми коммунальными  отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми  коммунальными отходами. 

При этом согласно абзацу 2 указанного подпункта в целях реализации настоящего  подпункта к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся  услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской  Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом  местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи  ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации), утвержден  предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с  твердыми коммунальными отходами без учета налога. 

Соответственно, освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом  36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, может применяться только в том случае, если орган  регулирования осуществил расчет тарифов для потребителей регионального оператора  по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом освобождения от  налогообложения. 

В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской  области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от  01.11.2011 N 1321/46 (далее - Положение о Комитете), Комитет является центральным  исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим  государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое 


управление, координацию по вопросам государственного регулирования и  осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное  регулирование в указанной сфере деятельности. 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об  отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации  в области обращения с отходами относится, в числе прочего, утверждение предельных  тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. 

Согласно пункту 12.4(1) Положения о Комитете в полномочия Комитета входит  утверждение предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по  обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на второй и  последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с  ТКО. 

В связи с тем, что главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации  определены особенности порядка налогообложения НДС для юридических и  физических лиц, тарифы на все виды коммунальных услуг (теплоснабжение,  водоснабжение, водоотведение, обращение с ТКО) в случае, если ресурсоснабжающая  организация является плательщиком НДС, устанавливаются для прочих потребителей  (юридических лиц) без указания НДС, а для населения (и потребителей, приравненных к  населению) - с указанием НДС. 

В то же время, юридические лица (прочие потребители) оплачивают стоимость  коммунальных услуг с учетом НДС, аналогично физическим лицам (населению),  поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской  Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав  налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161  настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ,  услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих  товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. 

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса  Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с 


твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС с учетом  следующих особенностей: 

"В целях настоящего подпункта к услугам по обращению с твердыми  коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим  государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления,  осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих  полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее в настоящем подпункте -  орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги  регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без  учета налога. 

Положения настоящего подпункта подлежат применению налогоплательщиком в  течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в  действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с  твердыми коммунальными отходами без учета налога, вне зависимости от  последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого  тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными  отходами с учетом налога в течение указанного периода". 

Таким образом, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской  Федерации освобождение регионального оператора от обложения НДС осуществляется  только в случае установления тарифов для указанного регионального оператора без  учета НДС. 

Принятие решение об установлении тарифа с учетом НДС или без учета НДС  является правом органа тарифного регулирования. 

На территории Московской области было принято решение об установлении  тарифов для региональных операторов с учетом НДС, в связи с чем, региональные  операторы, действующие на территории Московской области, от обложения НДС не  освобождены. 

Указанное решение отражено в постановлении Правительства Московской области  от 18.11.2019 N 835/38-ДСП, в соответствии с которым предусмотрено утверждение  единых тарифов региональных операторов с учетом НДС. 


Законность такого решения органа регулирования также подтверждается письмом  ФАС России от 30.09.2022 N ВК/90623/22. 

В этой связи в распоряжении Комитета от 24.02.2022 N 20-Р "О внесении  изменений в Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от  20.12.2021 N 290-Р "О внесении изменений в Распоряжение Комитета по ценам и  тарифам Московской области от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных  единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми  коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской  области" (далее - Распоряжение N 20-Р) отражено, что "Тарифы для всех категорий  потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (подпункт 36  пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не  применяется). 

Аналогичное примечание содержится во всех последующих распоряжениях  Комитета об установлении тарифов для региональных операторов на территории  Московской области (в том числе, на 2023 год). 

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 N  290-Р внесены изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской  области от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги  региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на  период 2020-2022 годов на территории Московской области". 

Указанным распоряжением установлено, что тарифы для всех категорий  потребителей применяются с учетом налога на добавленную стоимость (подпункт 36  пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не  применяется)". 

Данная позиция подтверждается решением Московского областного суда от  16.08.2023 по делу N 3а-718/2023 по иску СНТСН "Загорье" к Комитету. 

Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по  делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в  части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и  другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об  отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. 


Производство по делу в части требований к Комитету о признании незаконным в  части распоряжения Комитета от 24.02.2022 N 20-Р правомерно прекращено судом  первой инстанции, поскольку Административный иск СНТСН "ЗАГОРЬЕ" к Комитету  по ценам и тарифам Московской области о признании незаконным распоряжением  Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 N 290-Р в части  указания на то, что тарифы для всех категорий потребителей применяются с учетом  налога на добавленную стоимость (подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса  Российской Федерации (часть вторая) не применяется) рассмотрен Московским  областным судом по делу N М-416/2023. 

Кроме того, распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от  20.12.2019 N 403-Р утратило силу в связи с распоряжением Мособлкомцен от 20.11.2022  N 205-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных  операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих  деятельность на территории Московской области, на 2023-2028 годы". 

Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению  утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой  инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом  первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для  вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность  судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем  признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить  основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о  нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а  лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом  доказательств. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным  апелляционным судом не установлено. 

Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 05.10.2023 по делу   № А41-41577/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в  Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия  (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции. 

Председательствующий Е.Н. Виткалова

Судьи Л.В. Пивоварова   М.И. Погонцев