ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-4181/13 от 25.02.2014 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Дело № А41-4181/13

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2014 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Агапова М.Р.

судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.

при участии в заседании:

от заявителя Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 88 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» ФИО1 по доверенности от 17 февраля 2014 года № 102-18/88-40

от ответчика Администрации города Протвино ФИО2 по доверенности от 12 декабря 2013 года № 2119/10-11

рассмотрев 25 февраля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Администрации города Протвино

на решение от 12 июля 2013 года

Арбитражного суда Московской области

принятое судьей Афанасьевой М.В.

на постановление от 11 ноября 2013 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Шевченко Е.Е., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.

по делу № А41-4181/13

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 88 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России», ОГРН <***>)

к Администрации города Протвино Московской области (ОГРН <***>)

о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Протвино Московской области (далее – Администрация) о признании незаконным решения от 14 декабря 2012 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, об обязании перевести помещения общей площадью 480 кв.м 4-х этажная жилая часть здания 803, расположенные по адресу: 142281, <...>, в жилые помещения.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2013 года, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» возражал против ее удовлетворения.

Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Арбитражные суды установили, что за ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» на праве оперативного управления закреплено здание 803 - пожарное депо на 6 автомашин, в том числе 4-х этажная жилая часть площадью 480 кв.м, расположенные по адресу: 142281, <...>. 4-х этажная жилая часть здания 803 включает в себя десять комнатных квартир.

Согласно техническому плану БТИ каждая квартира имеет жилые комнаты, кухню, санузел, коридор, балкон, а также помещения вспомогательного использования.

Указанные квартиры заселены на основании ордеров. На проживающих в них граждан оформлена постоянная регистрация по месту жительства.

ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» в ноябре 2010 года обратилось к Главе города Протвино с вопросом о передаче из федеральной собственности с баланса учреждения в муниципальную собственность городского округа Протвино 10 квартир и помещений общего пользования (лестничные клетки с первого по четвертый этаж) общей площадью 427,1 кв.м, расположенные в здании 803, по адресу: 142281, <...> в защиту прав жильцов с целью дальнейшего определения правового статуса места их проживания.

В ответ на данное обращение Администрация указала на необходимость оформления соответствующего пакета документов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

По результатам повторного обращения Администрация в письме от 16 апреля 2012 года № 973/10-11 сообщила, что не может принять указанную недвижимость в собственность в связи с тем, что указанный объект недвижимости к видам жилых помещений не относится и как жилищный фонд на государственном учете не состоит.

С учетом указанного письма ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» обратилось в Администрацию с заявлением от 10 августа 2012 года о признании помещений жилыми.

В ответ Администрация сообщила, что решение о признании данных помещений жилыми будет направлено в адрес ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» после получения заключения Регионального управления № 174 ФМБА России о выполнении санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в помещениях жилой части здания 803.

По результатам заключения, Администрация направила ФГКУ «Специальное управление ФПС № 88 МЧС России» уведомление от 14 декабря 2012 года об отказе в переводе нежилого помещения в жилое ввиду того, что указанные помещения расположены в коммунально-складской зоне города, что является нарушением пункта 2.1 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - СанПин 2.1.2.2645-10).

Согласно частям 1, 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 ЖК РФ.

Указанный порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

В силу частей 2, 3 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается не пригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Рассматривая данное дело, суды правильно установили, что Постановлением Администрации от 19 июля 2012 года № 565 утверждена межведомственная комиссия по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые.

На основании принятого на заседании комиссии решения направлен запрос в региональное управление № 174 ФМБА России о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований при размещении жилых помещений в здании пожарного депо (протокол от 25 октября 2012 года № 14).

Согласно результатам проведенной региональным управлением № 174 ФМБА России санитарно-эпидемиологической экспертизы условия проживания в спорных помещениях по исследуемым параметрам (микроклимат, освещенность, лабораторные испытания холодной и горячей воды централизованного водоснабжения) соответствуют санитарным правилам и гигиеническим нормам (экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение от 16 апреля 2013 года № 30). Выявленное в ходе проведения экспертизы несоответствие СанПиН 2.1.2.2645-10 по шумовому фактору устранено, о чем свидетельствует протокол лабораторных испытаний от 25 апреля 2013 года № 1055.

Согласно пункту 2.1 СанПин 2.1.2.2645-10 жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов.

Исходя из пункта 9 Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Из Правил землепользования и застройки городского круга Протвино, утвержденного решением Советом депутатов г. Протвино от 26 июля 2010 года № 130/24 (далее – Правила), следует, что выкопировки из дежурной карты Протвино, иных документов, представленных в материалы дела, территория, на которой располагается здание 803, отнесена к коммунально-складской зоне города Протвино в 2010 году.

Между тем согласно техническому паспорту спорные помещения построены в 1974 году как жилая часть 4-х этажного здания 803 - пожарного депо на 6 автомашин (2, 3, 4 этажи общей площадью 480 кв. м). В свидетельстве о государственной регистрации права от 20 декабря 2011 года серия 50 ABN № 145036 спорные помещения также именованы как «жилая часть».

О жилом предназначении спорных помещений также свидетельствует факт проживания в них сотрудников учреждения на основании служебных ордеров при наличии постоянной регистрации по месту жительства.

Последующее отнесение места расположения спорных помещений к коммунально-складской зоне не могло изменить жилого предназначения спорных помещений.

Кроме того, согласно Правилам разрешенное использование коммунально-складской зоны города исключает размещение предприятий и производств повышенных классов опасности.

Также из содержания пункта 9 Положения и пункта 2.1 СанПин 2.1.2.2645-10 не усматривается категорического запрета на расположение жилых помещений в коммунально-складской зоне города.

Согласно пункту 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что соответствие спорных помещений требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела. У Администрации отсутствовали основания для вывода о несоответствии спорных помещений установленным разделом II Положения основным требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Доказательств обратного Администрацией не представлено.

При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.

Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.

Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2013 года по делу № А41-4181/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Протвино без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                   М.Р. Агапов

Судьи:                                                                                               М.В. Борзыкин

В.А. Долгашева