ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-43543/2021 от 12.05.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А41-43543/21

16 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2022 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,

судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от Администрации городского округа Щелково Московской области: Демин И.В. по доверенности от 30.12.2021 № 1.1-32/151, паспорту;

от Финансового управления Администрации городского округа Щелково Московской области: Козлова С.А. по доверенности от 25.05.2021, паспорту;

от Контрольно-счётной палаты городского округа Щёлково Московской области: не явились, извещены;

рассмотрев 12 мая 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы Администрации городского округа Щелково Московской области и Финансового управления Администрации городского округа Щелково Московской области

на решение от 01 ноября 2021 года

Арбитражного суда Московской области

на постановление от 17 января 2022 года

Десятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А41-43543/21

по заявлению Финансового управления Администрации городского округа Щелково Московской области

к Контрольно-счётной палате городского округа Щёлково Московской области

третье лицо: Администрация городского округа Щелково Московской области

об оспаривании,

УСТАНОВИЛ:

Финансовое управление Администрации городского округа Щелково Московской области (далее - Финансовое управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Контрольно-счетной палате городского округа Щелково (далее - Контрольно-счетная палата) о признании незаконным представления от 18.03.2021 № 5.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года, в удовлетворении требований отказано.

В кассационных жалобах Администрация и Финансовое управление просят об отмене указанных судебных актов, полагая, что они приняты при неправильном применении норм процессуального права.

В заседание кассационной инстанции представители Администрации и Финансового управления поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель Контрольно-счетной палаты возражал против ее удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Судами установлено и следует из материалов дела, что в связи с обращением МУ МВД «Щелковское» от 01.02.2021 № 86/2307 заинтересованным лицом на основании распоряжения от 20.02.2021 № 33 в отношении Финансового управления Администрации городского округа Щелково проведено контрольное мероприятие: «Проверка обоснованности и правомерности выделения Администрацией Щелковского муниципального района субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на проведение работ по поверке приборов учета воды в муниципальных образовательных бюджетных учреждениях Щелковского муниципального района в 2017 году».

По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 01.03.2021.

В результате проверки Контрольно-счетная палата городского округа Щелково пришла к выводу о том, что средства субсидий на иные цели, выделенные 63-м бюджетным образовательным учреждениям на основании постановлений Администрации Щелковского муниципального района от 25.08.2017 № 5293 и от 08.11.2017 № 6909 на оплату услуг по поверке приборов учета воды в общей сумме 12155, 3 руб., направлены на корректировку расходов, чем допущено нецелевое использование средств бюджета Щелковского муниципального района в вышеуказанной сумме, в связи с чем Финансовое управление не выполняло в полном объеме полномочия, установленные Положением о Финансовом органе.

Кроме того, Финансовым управлением принят не утвержденный Перечень целевых субсидий от 10.11.2017 N 69/1 на 2017 год (с изменениями) на оказание услуг по поверке приборов учета воды.

Также по результатам проведения контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой городского округа Щелково в адрес Финансового управления Администрации городского округа Щелково внесено представление от 18.03.2021 № 05.

Данным представлением на Финансовое управление Администрации городского округа Щелково возложена обязанность выполнить следующие требования:

- усилить контроля за соблюдением порядка санкционирования расходов учреждений городского округа Щелково;

- усилить контроль за операциями со средствами местного бюджета, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств;

- усилить контроль за проверкой документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и соответствия содержания операции целям предоставления субсидий в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов;

- принять исчерпывающие меры по недопущению впредь нарушений требований порядка определения объема и условий предоставления из бюджета муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

- принять исчерпывающие меры по недопущению впредь нарушений требований порядка исполнения бюджета городского округа Щелково по расходам;

- по выявленным фактам нарушений определить виновных лиц и меру их ответственности.

О результатах исполнения представления Финансовому управлению надлежало уведомить Контрольно-счетную палату в срок до 19.04.2021.

Не согласившись с вынесенным представлением, Финансовое управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суды отказали в удовлетворении требований, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов(решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

- контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

- контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных лиц в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.).

При осуществлении указанных полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в числе прочего проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).

В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях БК РФ понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах (часть 3).

По смыслу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ, части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ Финансовое управление Администрации городского округа Щелково Московской области является объектом муниципального финансового контроля. Согласно статье 12 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

В силу ч.3 Положения о Контрольно-счётной палате городского округа Щёлково Московской области (далее - Контрольно-счётная палата), утверждённого Решением Совета депутатов городского округа Щёлково Московской области от 23.04.2019 № 957/87-225-НПА (в редакции решения Совета депутатов городского округа Щёлково от 23.06.2021 № 251/30- 57-НПА), Контрольно-счётная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.

Одними из основных полномочий Контрольно-счётной палаты является контроль за исполнением бюджета городского округа Щёлково Московской области и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета.

На основании Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Контрольно-счётной палатой городского округа Щёлково Московской области и Межмуниципальным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации «Щёлковское» ГУ МВД России по Московской области от 29.11.2019 в Контрольно-счётную палату по обращению от МУ МВД РФ «Щёлковское» от 01.02.2021 № 86/2307 проведение проверки Финансового управления включено в план работы Контрольно-счётной палаты на 2021 год (распоряжение председателя Контрольно-счётной палаты от 20.02.21 № 33).

В соответствии с Положением о Контрольно-счётной палате внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счётной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счётной палатой составляется соответствующий акт.

По результатам контрольного мероприятия, проведённого в Финансовом управлении, был составлен акт от 01.03.2021. В этот же день акт вручен начальнику Финансового управления для ознакомления.

Финансовым управлением на акт по результатам проведённого контрольного мероприятия письмом от 03.03.2021 №01-14исх/15 представлены разногласия, на которые Контрольно-счётной палатой подготовлено заключение от 10.03.2021.

Согласно Положению о Контрольно-счётной палате по результатам проведения контрольных мероприятий Контрольно-счётная палата вправе вносить в проверяемые органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер:

- по устранению выявленных нарушений и недостатков;

- предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда;

- по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в срок, указанный в представлении, обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счётную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение представления Контрольно-счётной палаты влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Московской области.

Учитывая изложенное, суды правомерно пришли к выводу о том, что у Контрольно-счётной палаты имелись основания для отражения выявленных в ходе контрольного мероприятия фактов в акте проверки и внесения заявителю представления в целях устранения и недопущения впредь выявленных недостатков.

Кроме того, в установленный в представлении срок в Контрольно-счётную палату посредством межведомственной системы электронного документооборота представлен ответ Финансового управления от 19.04.2021 № 01-14исх/29, в котором, в пределах своих полномочий и норм, определенных действующим законодательством, финансовый орган обязуется обеспечить:

- усиление контроля за соблюдением порядка санкционирования расходов;

-усиление контроля за операциями со средствами местного бюджета;

- усиление контроля за проверкой документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и соответствие содержания операций целям предоставления субсидий в соответствии с порядком санкционирования расходов, а также принять меры, направленные на: недопущение нарушений в части соблюдения условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

- недопущению нарушений требований порядка исполнения бюджета городского округа Щёлково по расходам.

К ответу приложен приказ начальника Финансового управления от 14.04.2021 № 25-пр об усилении контроля расходования бюджетных средств, в котором заместителям начальника Финансового управления надлежит исполнить требования, указанные в представлении Контрольно-счетной палаты.

Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2021 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2022 года по делу № А41-43543/21 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская

Судьи Е.А. Ананьина

В.В. Кузнецов