ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-54192/20 от 07.09.2021 АС Московского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

МОСКОВСКОГО ОКРУГА 

ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,

официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2021 года. 

Арбитражный суд Московского округа в составе: 

председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:

от заявителя: Худокормов А.А., доверенность от 12.07.2021;  от заинтересованного лица: Новикова С.В., доверенность от 26.02.2021; 

от третьих лиц: от Ереминой З.Н.: Еремина З.Н., паспорт; от Ряузовой В.В.: Ряузова  В.В., паспорт; от Минмособлимущества, Филинова А.А., Губановой Е.В., Симоновой  О.А., Штраус Е.А., Звонарева Н.М., Лукахиной Т.К., Ишиной Г.А., Дутова М.А.,  Великодской В.А., Пучниной Е.Н., Демидовой Н.А., Варигиной Л.В., Бадзюнь Н.В.,  Гаценко В.П., Снигура С.И., Волковой Е.В., Волковой А.Д., Куликовой Е.В.,  Конищева Н.И., Хорошуновой С.В., Багановой А.В., Липинской З.Н., Широковой  В.В., Шевченко А.А., Жандаренко М.И., Макаровой О.В., Панова А.С., Никишиной  Т.Н., Трифоновой Н.В., Трофимовой С.В., Шапошникова А.Ю., Литвиновой О.В.,  Сапрыкиной В.Н., Колобковой А.Н., Демидюк Е.М., Романишина А.В., Качан Д.Г.,  Спиренкова Д.Н., Захаренко В.В., Будариной Т.В., Сычева К.В., Карпычева С.А,  Федотова С.И., Филинова А.Ф., Садковой Р.М., Шевченко Н.А., Тулуповой Л.Н., 


Каляевой Н.С., Домарева А.Г., Евсюниной З.Б., Назаренко И.М., Назаренко В.А.,  Домаева Ю.В., Митюговой В.И., Обыденковой Л.А., Едуновой Т.Г., Брысина О.В.,  Бочаровой Г.И., Архипова С.Ю.: представители не явились, извещены; 

рассмотрев 07 сентября 2021 года в судебном заседании кассационные жалобы

заинтересованного лица - Администрации городского округа Ступино Московской  области и третьих лиц - Ереминой З.Н. и Хорошуновой С.В. 

на решение от 19 марта 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 01 июня 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А41-54192/20
по заявлению СНТСН «Виктория-2»
об оспаривании постановления
к Администрации городского округа Ступино Московской области,

третьи лица: Минмособлимущество, Филинов А.А., Губанова Е.В., Симонова О.А.,  Штраус Е.А., Звонарев Н.М., Еремина З.Н., Лукахина Т.К., Ишина Г.А., Дутов М.А.,  Великодская В.А., Пучнина Е.Н., Демидова Н.А., Варигина Л.В., Бадзюнь Н.В.,  Гаценко В.П., Снигур С.И., Волкова Е.В., Волкова А.Д., Куликова Е.В., Конищев  Н.И., Хорошунова С.В., Баганова А.В., Липинская З.Н., Широкова В.В., Шевченко  А.А., Жандаренко М.И., Макарова О.В., Панов А.С., Никишина Т.Н., Трифонова Н.В.,  Трофимова С.В., Шапошников А.Ю., Литвинова О.В., Сапрыкина В.Н., Колобкова  А.Н., Демидюк Е.М., Романишин А.В., Качан Д.Г., Спиренков Д.Н., Захаренко В.В.,  Бударина Т.В., Сычев К.В., Карпычев С.А, Федотов С.И., Филинов А.Ф., Садкова  Р.М., Шевченко Н.А., Тулупова Л.Н., Каляева Н.С., Домарев А.Г., Евсюнина З.Б.,  Назаренко И.М., Назаренко В.А., Домаев Ю.В., Ряузова В.В., Митюгова В.И.,  Обыденкова Л.А., Едунова Т.Г., Брысин О.В., Бочарова Г.И., Архипов С.Ю., 

УСТАНОВИЛ:

СНТСН «Виктория-2» (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд  Московской области с заявлением к Администрации городского округа Ступино  Московской области (далее - администрация) о признании недействительным  постановления от 13.02.2020 № 319-п «Об исключении из территории СНТСН 


«Виктория» земельных участков собственников, ведущих личное подсобное  хозяйство». 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Минмособлимущество,  Филинов А.А., Губанова Е.В., Симонова О.А., Штраус Е.А., Звонарев Н.М., Еремина  З.Н., Лукахина Т.К., Ишина Г.А., Дутов М.А., Великодская В.А., Пучнина Е.Н.,  Демидова Н.А., Варигина Л.В., Бадзюнь Н.В., Гаценко В.П., Снигур С.И., Волкова  Е.В., Волкова А.Д., Куликова Е.В., Конищев Н.И., Хорошунова С.В., Баганова А.В.,  Липинская З.Н., Широкова В.В., Шевченко А.А., Жандаренко М.И., Макарова О.В.,  Панов А.С., Никишина Т.Н., Трифонова Н.В., Трофимова С.В., Шапошников А.Ю.,  Литвинова О.В., Сапрыкина В.Н., Колобкова А.Н., Демидюк Е.М., Романишин А.В.,  Качан Д.Г., Спиренков Д.Н., Захаренко В.В., Бударина Т.В., Сычев К.В., Карпычев  С.А, Федотов С.И., Филинов А.Ф., Садкова Р.М., Шевченко Н.А., Тулупова Л.Н.,  Каляева Н.С., Домарев А.Г., Евсюнина З.Б., Назаренко И.М., Назаренко В.А., Домаев  Ю.В., Ряузова В.В., Митюгова В.И., Обыденкова Л.А., Едунова Т.Г., Брысин О.В.,  Бочарова Г.И., Архипов С.Ю. 

Решением Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2021 года  заявленные требования удовлетворены. 

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня  2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация  городского округа Ступино Московской области, Еремина З.Н. и Хорошунова С.В.  обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление  отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными,  как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального  права. 

Третьи лица - Минмособлимущество, Филинов А.А., Губанова Е.В., Симонова  О.А., Штраус Е.А., Звонарев Н.М., Лукахина Т.К., Ишина Г.А., Дутов М.А.,  Великодская В.А., Пучнина Е.Н., Демидова Н.А., Варигина Л.В., Бадзюнь Н.В.,  Гаценко В.П., Снигур С.И., Волкова Е.В., Волкова А.Д., Куликова Е.В., Конищев 


Н.И., Хорошунова С.В., Баганова А.В., Липинская З.Н., Широкова В.В., Шевченко  А.А., Жандаренко М.И., Макарова О.В., Панов А.С., Никишина Т.Н., Трифонова Н.В.,  Трофимова С.В., Шапошников А.Ю., Литвинова О.В., Сапрыкина В.Н., Колобкова  А.Н., Демидюк Е.М., Романишин А.В., Качан Д.Г., Спиренков Д.Н., Захаренко В.В.,  Бударина Т.В., Сычев К.В., Карпычев С.А, Федотов С.И., Филинов А.Ф., Садкова  Р.М., Шевченко Н.А., Тулупова Л.Н., Каляева Н.С., Домарев А.Г., Евсюнина З.Б.,  Назаренко И.М., Назаренко В.А., Домаев Ю.В., Митюгова В.И., Обыденкова Л.А.,  Едунова Т.Г., Брысин О.В., Бочарова Г.И., Архипов С.Ю., извещенные надлежащим  образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей  в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не  является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. 

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель  заинтересованного лица и третьи лица - Еремина З.Н. и Ряузова В.В. поддержали  доводы кассационных жалоб. 

Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной  жалобы. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц,  участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами  первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права,  кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены  обжалуемых судебных актов в связи со следующим. 

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и  апелляционной инстанций, постановлением Главы Администрации Семеновского  сельского совета от 18.03.1992 № 50 утвержден список садового товарищества  «Виктория» с. Семеновское, совхоз «Сельская жизнь». 

Постановлением Главы Администрации Ступинского района от 15.05.1992 №  659/10 Семеновскому сельскому совету под расширение территорий населенных  пунктов для развития личных подсобных хозяйств, огородов и индивидуального  строительства, переданы и включены в границы с. Семеновское земли 


реорганизованного совхоза «Сельская жизнь», площадью 45 га, и эти земли включены  в границы с. Семеновское. 

Согласно акту выбора земельного участка под строительство от 14.08.2001  выбран земельный участок под строительство коллективных садов «Виктория-2»,  общей площадью 28 га, согласно схеме границ. 

Постановлением Главы Ступинского района от 28.05.2002 № 1145-п  утвержден акт выбора земельного участка, площадью 28 га, под разработку проекта  товарищества с. Семеновское. 

Постановлением Главы Ступинского района от 21.04.2004 № 1033-п  утвержден проект планировки и застройки товарищества в с. Семеновское. 

На основании постановления Главы Ступинского района Московской области  от 03.05.2005 № 1475-п в собственность товарищества оформлен земельный участок с  кадастровым номером 50:33:0010154:0010, площадью 47.600 кв.м, под землями  общего пользования. 

Постановлением Главы Ступинского района Московской области от  23.11.2005 № 4173-п утверждены изменения в проекте планировки и застройки  товарищества, согласно которому площадь отведенного земельного участка составила  28 га, количество участков указано - 252 шт. 

В 2012 году 88 собственников земельных участков направили заявления в  местную администрацию на изменение вида разрешенного использования (далее -  ВРИ) с «садоводства» на «личное подсобное хозяйство». 

Постановлениями Главы с.п. Семеновское от 14.06.2012 № 187-п и от  18.09.2012 № 294-п по результатам проведенных публичных слушаний для 88  земельных участков установлен ВРИ «для личного подсобного хозяйства». 

Постановлением администрации от 13.02.2020 № 319-п 74 земельных участка  исключены из территории товарищества. 

Товарищество, не согласившись с постановлением администрации,  обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением. 

Суды указали, что из пояснений администрации следует, что ей при принятии  оспариваемого постановления учтены интересы собственников исключенных из  товарищества земельных участков, то обстоятельство, что эти собственники не 


являются членами товарищества, вид разрешенного использования исключенных  участков: не под садоводство, а для личного подсобного хозяйства, установленный по  результатам проведенных публичных слушаний. Наличие у органа местного  самоуправления полномочий по включению земель в состав населенных пунктов  следует из норм Земельного кодекса Российской Федерации (статья 84) и  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). 

Судами установлено, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты  Росреестра, территория товарищества находится в кадастровом квартале  50:33:0010154. В соответствии с генеральным планом с.п. Семеновское,  утвержденным решением Совета депутатов с.п. Семеновское от 03.10.2013 № 45/7,  данная территория расположена в границах населенного пункта с. Семеновское. 

В соответствии с постановлением Главы городского округа Ступино от  10.04.2019 № 23-пго назначены и с 06.05.2019 по 38.06.2019 проводились  общественные обсуждения по проекту генплана городского округа Ступино. В  соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Ступино,  утвержденными решением Совета депутатов городского округа Ступино от 28.12.2017   № 91/7, рассматриваемая территория находится в территориальной зоне застройки  индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-2, которая согласно  градостроительным регламентам, установлена для обеспечения формирования жилых  районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых и блокированных жилых  домов. В состав зоны Ж-2 могут включаться территории, предназначенные для  ведения садоводства и дачного хозяйства. 

Удовлетворяя заявленные товариществом требования, суды первой и  апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия)  уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, 


создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия  решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия)  уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого решения,  действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение  оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов  заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями. 

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий  (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и  устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О  ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует  отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и  огородничества для собственных нужд, определяет особенности гражданско- правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для  ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом  Российской Федерации. 

Статьей 5 Федерального закона № 217-ФЗ предусмотрено, что ведение  садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных  земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или  огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками  или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 Федерального закона № 217-ФЗ, 


правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися  членами товарищества. 

Указанные лица вправе использовать имущество общего пользования,  расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных  условиях и в объеме, установленном для членов товарищества, обязаны вносить плату  за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и  капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к  имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства  или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким  имуществом в порядке, установленном Федеральным законом № 217-ФЗ для уплаты  взносов членами товарищества. 

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 217-ФЗ, товарищество  может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного  владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах  распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их  общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих  целей: 

Пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона № 217-ФЗ предусмотрено  право члена товарищества добровольно прекратить членство в товариществе. 

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ, в целях  обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в 


том числе установления границ такой территории, установления границ земельных  участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон  планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты  капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования,  осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка  документации по планировке территории садоводства или огородничества  осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной  деятельности с учетом требований настоящей статьи. 

Документация по планировке территории, подготовленная в отношении  территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть  одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и  утверждение проекта планировки территории в отношении территории  огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и  образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения  в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с  утвержденным проектом межевания территории. 

В границы территории садоводства или огородничества при подготовке  документации по планировке территории для товарищества, созданного в  соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 217-ФЗ, включаются  земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям: 1)  находятся в собственности учредителей товарищества; 2) составляют единый,  неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов  планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального  образования (часть 5 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ). 

В силу частей 6 и 7 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ, в границы  территории садоводства или огородничества при подготовке документации по  планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2  статьи 9 Федерального закона № 217-ФЗ, наряду с земельными участками,  указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков  общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим 


лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной  площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы  территории садоводства или огородничества. 

В границы территории садоводства или огородничества не могут быть  включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в  соответствии с земельным законодательством и законодательством о  градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в  границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Установление границ территории садоводства или огородничества, в  результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных  земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам  общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается  (часть 8 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ). 

В силу статьи 3 Федерального закона № 217-ФЗ, территория садоводческого  товарищества состоит из: садовых земельных участков - предназначенных для отдыха  граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд  сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов,  хозяйственных построек и гаражей, и земельных участков общего назначения -  являющихся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной  документацией по планировке территории и предназначенные для общего  использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах  территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных  нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего  пользования. 

Положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее -  Федеральный закон № 66-ФЗ) предусматривался порядок выбора и предоставление  земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных  некоммерческих объединений (статья 14). 


Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в  соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан  ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого  находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном  согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1 статьи 14  Федерального закона № 66-ФЗ). 

Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с  учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты  предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности  предоставить земельные участки (пункт 2 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ). 

На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их  размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их  согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического  или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона   № 66-ФЗ). 

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок  бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После  утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и  вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в  собственность (пункт 4 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ). 

В силу статьи 1 Федерального закона № 66-ФЗ, садоводческое,  огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое,  огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий,  огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое,  огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая  организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее  членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства,  огородничества и дачного хозяйства. 


В соответствии со статьями 32 и 33 Федерального закона № 66-ФЗ, разработка  проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или  дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с  установленными земельным и градостроительным законодательством правилами  землепользования и застройки, системой государственных градостроительных  нормативов и правил. 

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как  юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного  участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению  мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право  такого объединения на земельный участок. 

Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого  объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных  земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки  территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов  (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных  земельных участков между членами такого объединения. 

Нормативы организации и застройки территории садоводческого,  огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают органы  местного самоуправления в порядке, установленном градостроительным  законодательством, с учетом их природных, социально-демографических,  национальных и иных особенностей. Основой для этого служат базовые нормативы  организации и застройки территории таких объединений, установленные  федеральными органами исполнительной власти и необходимые для соблюдения  природоохранного, земельного законодательства, законодательства о  градостроительстве, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о  пожарной безопасности. 

Основными нормативами организации и застройки территории  садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в  соответствии с градостроительным законодательством являются: количество и  размеры подъездных и внутренних дорог; минимальные расстояния между зданиями, 


строениями, сооружениями и границами земельных участков; тип источников  водоснабжения; техническая характеристика инженерного обеспечения территории  такого объединения; перечень необходимых противопожарных сооружений; перечень  мероприятий по охране окружающей среды. 

Исходя из положений Федерального закона № 66-ФЗ и Федерального закона   № 217-ФЗ, территория садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ)  представляет собой единый неразрывный элемент планировочной структуры,  состоящий из земельных участков принадлежащих членам СНТ либо лицам, не  являющимся членами СНТ, и земель общего пользования СНТ, предоставленных в  установленном законом порядке. 

Судами установлено, что земля под товариществом выделена и предоставлена  в период с 1992 по 2005 годы, и на настоящий момент, согласно пояснениям  товарищества, товарищество состоит из 260 земельных участков принадлежащих как  членам товарищества, так и лицам, не являющимся его членами, и земель общего  пользования. 

Суды правомерно указали, что Федеральный закон № 66-ФЗ и Федеральный  закон № 217-ФЗ не запрещают членам СНТ выходить из СНТ, и устанавливают, что  находящиеся на территории садоводческого товарищества земельные участки могут  принадлежать как членам СНТ, так и лицам, не являющимся членами СНТ, при этом  лица, не являющиеся членами товарищества, имеют право пользования имуществом  общего пользования товарищества на основании заключенных договоров. 

Таким образом, лица, вышедшие из состава СНТ, продолжают пользоваться  имуществом общего пользования, обладают соответствующими правами и несут  соответствующие обязанности по отношению к СНТ. 

Суды отметили, что указанные положения содержатся как в утратившем силу  Федеральном законе № 66-ФЗ, так и в действующем Федеральном законе № 217-ФЗ. 

Кроме того, суды обоснованно указали, что выход членов СНТ из его состава  изменяет их правовое положение по отношению к СНТ, но не изменяет статуса  принадлежащих им земельных участков, как и изменение их вида разрешенного  использования. 

Такие участки продолжают находиться на территории СНТ.


Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что включение  спорных земельных участков в границы населенного пункта с. Семеновское  Ступинского городского округа предусмотрено документами территориального  планирования и зонирования - генеральным планом с. Семеновское и Правилами  землепользования и застройки городского округа Ступино. 

Согласно частям 9 и 12 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ, при  подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в  соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 217-ФЗ, в границы  территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки,  принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением  случая, установленного частью 6 настоящей статьи. Установление границ территории  садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для  придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий  садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в  соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение  или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего  границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего  муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы  территориального планирования муниципального района, отображающей границы  сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на  межселенных территориях). 

Согласно частям 4 и 8 статьи 26 Федерального закона № 217-ФЗ, органы  государственной власти и органы местного самоуправления при принятии решений в  области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны  окружающей среды учитывают мнение правообладателей садовых и огородных  земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и  подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Реализация полномочий органов  государственной власти и решение вопросов местного значения органами местного 


самоуправления применительно к территориям садоводства или огородничества  осуществляются в пределах компетенции таких органов, определенной в  соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской  Федерации. 

В соответствии со статьей 23 ГрК РФ, в генеральный план включаются:  перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов,  входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с  указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки,  и целей их планируемого использования. 

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 24 ГрК РФ, генеральный план поселения,  генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы,  утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления  поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.  Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с  требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов  градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных  обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с  учетом предложений заинтересованных лиц. 

Суды установили, что в рассматриваемом случае доказательств соблюдения  порядка подготовки и утверждения генерального плана в части включения в состав  границ населенных пунктов спорных земельных участков не представлено,  общественные обсуждения и публичные слушания по указанному вопросу не  проводились. 

Суды обоснованно заключили, что при вынесении оспариваемого  постановления администрацией не учтено мнение самого товарищества и его членов,  которые в силу указанных законов являются в данном вопросе заинтересованными  лицами. 

Кроме того, судами установлено, что из товарищества исключены участки,  расположенные в разных местах территории товарищества, в связи с чем  товарищество перестало существовать как единый неразрывный элемент, единая  территория, совокупность земельных участков членов товарищества и земель общего 


пользования товарищества, что противоречит положениям Федерального закона №  66-ФЗ и Федерального закона № 217-ФЗ. 

На основании изложенного судами первой и апелляционной инстанций сделан  правомерный вывод об удовлетворении заявленных товариществом требований. 

Доводы о том, что оспариваемое постановление не нарушает нормы  земельного и градостроительного законодательства и о том, что права и законные  интересы товарищества оспариваемым решением не нарушены, обоснованно  отклонены судами по следующим основаниям. 

Часть 4 статьи 26 Федерального закона № 217-ФЗ устанавливает, что органы  государственной власти и органы местного самоуправления при принятии решений в  области градостроительной деятельности и деятельности в области охраны  окружающей среды учитывают мнение правообладателей садовых и огородных  земельных участков в случае, если такие решения затрагивают их интересы и  подлежат обсуждению на общественных (публичных) слушаниях в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона № 217-ФЗ,  реализация полномочий органов государственной власти и решение вопросов  местного значения органами местного самоуправления применительно к территориям  садоводства или огородничества осуществляются в пределах компетенции таких  органов, определенной в соответствии с федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации. 

Основополагающим нормативным актом, регламентирующим планировку и  застройку территорий, является ГрК РФ. 

В соответствии со статьей 45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по  планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами  исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской  Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных  в частях 1.1 и 12.12 указанной статьи. 

В соответствии с пунктом 5 части 1.1 статьи 45 ГрК РФ, решения о  подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно  садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении 


земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства  или огородничества. В случаях, предусмотренных частью 1.1 данной статьи,  подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными  лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в  соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на  подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за  счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Часть 5 статьи  45 ГрК РФ гласит, что органы местного самоуправления поселения, органы местного  самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации  по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке  территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и  утверждают документацию по планировке территории в границах поселения,  городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2, 5.2 настоящей  статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи. 

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ, решение о подготовке  документации по планировке территории применительно к территории поселения,  территории городского округа, принимается органом местного самоуправления  поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе  указанных органов либо на основании предложений физических или юридических  лиц о подготовке документации по планировке территории. 

Часть 13.1 статьи 45 ГрК РФ устанавливает, что проекты планировки  территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых  принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления  муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению  на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. 

Согласно части 2 статьи 45 ГрК РФ, указанное решение подлежит  опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования  муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех  дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте  поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайге 


городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети  «Интернет». 

Часть 3 статьи 45 ГрК РФ устанавливает, что со дня опубликования решения о  подготовке документации по планировке территории физические или юридические  лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган  местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках  подготовки и содержании документации по планировке территории. 

В силу части 5 статьи 45 ГрК РФ, проекты планировки территории и проекты  межевания территории, решение об утверждении которых принимается в  соответствии с ГрК РФ органами местного самоуправления поселения, городского  округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных  обсуждениях или публичных слушаниях. 

Между тем, доказательства проведения общественных обсуждений и  публичных слушаний судам не представлены. 

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона № 217-ФЗ, в целях  обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в  том числе установления границ такой территории, установления границ земельных  участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон  планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты  капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования,  осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка  документации по планировке территории садоводства или огородничества  осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной  деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке  территории, подготовленная в отношении территории садоводства или  огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего  собрания членов товарищества. 

Анализируя положения статьи 5 Федерального закона № 217-ФЗ, суды  заключили, что ведение садоводства или огородничества на садовых земельных  участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории  садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться 


собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 Федерального  закона № 217-ФЗ, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не  являющимися членами товарищества. При этом указанные лица вправе использовать  имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства  или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов  товарищества. 

Суды обоснованно отметили, что поскольку земельные участки третьих лиц  расположены на территории товарищества, указанные лица не имеют иной  возможности доступа к своим земельным участкам, иначе как через земли общего  пользования товарищества. 

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к  обоснованному выводу об удовлетворении заявленных товариществом требований. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы  судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными  при правильном применении норм материального и процессуального права, с  установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для  правильного разрешения спора по существу. 

Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права  судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны  на неверном толковании этих норм. 

Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и  оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов  кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают  правильности принятых по делу судебных актов. 

Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле  доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий  суда кассационной инстанции. 

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и  процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами 


судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной  инстанции не выявлено. 

Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или  отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется. 

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 марта 2021 года и  постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2021 года по  делу № А41-54192/20 оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации  городского округа Ступино Московской области, Ереминой З.Н. и Хорошуновой С.В.  - без удовлетворения. 

Председательствующий-судья В.В. Кузнецов 

Судьи Е.А. Ананьина 

А.А. Гречишкин