ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-1782/14 от 20.04.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 апреля 2015 года

Дело №

А42-1782/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А.,    Подвального И.О.,

рассмотрев 13.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор»на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.07.2014 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 (судьи   Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу № А42-1782/2014,

у с т а н о в и л:

Государственное областное бюджетное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор», место нахождения: 184209, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ГОБУ МРИБИ, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП <***>, о взыскании 300 000 рублей субсидии из областного бюджета.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, место нахождения: 183025, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет).

Решением от 24.07.2014 суд отказал в удовлетворении иска.

Постановлением от 19.12.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.

 В кассационной жалобе ГОБУ МРИБИ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 24.07.2014 и постановление от 19.12.2014. податель жалобы считает, что предприниматель обязан вернуть субсидию, поскольку не представлял отчетность в установленные сроки.

Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –          АПК РФ).   

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.  

Как видно из материалов дела, 25.12.2012 между Учреждением и    ФИО1 заключен договор № С-408/12-12, в соответствии с которым предпринимателю на создание собственного бизнеса для реализации бизнес-плана «Центр по заправке струйных, лазерных картриджей и ремонту копировальной техники» на безвозмездной основе из регионального бюджета предоставлена субсидия в размере 300.000 рублей.

Поскольку положения пункта 7.7 Порядка предоставления грантов начинающим предпринимателям и малым инновационным компаниям на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 31.07.2012 № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний» (далее - Порядок № 392-ПП) ФИО1 не соблюдены, отчет получателя субсидии об использовании средств субсидии на реализацию бизнес-плана с приложением копий документов, подтверждающих целевое расходование, а также отчет получателя субсидии о достижении целевых показателей проекта не представлен, комиссия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области приняла решение о возврате ответчиком бюджетных средств.

Ссылаясь на то, что субсидия возвращена не была, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отношения по предоставлению субсидий на создание собственного бизнеса за счет средств бюджета Мурманской области определяются Порядком предоставления грантов начинающим предпринимателям и малым инновационным компаниям на создание собственного бизнеса, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 31.07.2012 № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний» (далее – Порядок № 392-ПП).

В соответствии с пунктом 7.1 Порядка № 392-ПП (в редакции, действовавшей в спорный период) получатель субсидии имеет право использовать бюджетные средства только на расходы, указанные в бизнес-плане. Использовать средства предоставленной Субсидии Получатель субсидии должен в течение 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств на расчетный счет Получателя субсидии. В случае неполного использования выделенных средств Получатель субсидии ежеквартально (вместе с отчетом) предоставляет банковскую выписку о состоянии расчетного счета на отчетную дату.

Как установлено пунктом 7.7 Порядка № 392-ПП  получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в Учреждение следующие документы (до использования средств субсидии в полном объеме):

- отчет получателя субсидии об использовании средств субсидии на реализацию бизнес-плана (приложение № 7) с приложением собственноручно заверенных копий документов, подтверждающих целевое расходование средств;

- отчет получателя субсидии о достижении целевых показателей проекта (приложение № 8).

Пунктом 7.8 Порядка № 392-ПП предусмотрено, что после использования средств субсидии в полном объеме и предоставления отчета получателя субсидии об использовании средств субсидии на реализацию бизнес-плана (приложение № 7) получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в Учреждение только отчет получателя субсидии о достижении целевых показателей проекта (приложение № 8). Данный отчет предоставляется в течение 2 (двух) лет со дня фактического перечисления средств на расчетный счет получателя субсидии.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 4.8 и 4.9 договора от 25.12.2012 № С-408/12-12.

В положениях указанного договора и Порядка № 392-ПП приведены основания для заявления требования о возврате субсидии и процедура, которую должны соблюсти государственные органы для возврата субсидии.

В соответствии с пунктом 5.5 данного договора в случае нарушения получателем субсидии условий названного договора, в том числе в случаях:

- непредставления в установленные сроки документов, предусмотренных настоящим договором или запрошенных ГОБУ МРИБИ, касающихся расходования субсидии;

- обнаружения факта нецелевого расходования субсидии.

ГОБУ МРИБИ уведомляет о допущенных нарушениях Комиссию по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области (Комиссия).

В силу пункта 5.6 названного договора решение о возврате предоставленных денежных средств принимается Комиссией.

Как установлено пунктом 10.1 Порядка № 392-ПП, в случае нецелевого использования бюджетных средств или непредставления отчетных документов ГОБУ МРИБИ на основании решения Комиссии Комитет письменно уведомляет Получателя субсидии о необходимости возврата бюджетных средств на лицевой счет ГОБУ МРИБИ.

Согласно пунктам 10.2 и 10.3 Порядка № 392-ПП получатель субсидии в течение 30 рабочих дней от даты отправки ГОБУ МРИБИ уведомления о возврате бюджетных средств обязан вернуть бюджетные средства на лицевой счет ГОБУ МРИБИ. В случае если получатель субсидии по истечении указанного срока не осуществил возврат бюджетных средств, ГОБУ МРИБИ в течение 10 календарных дней готовит и направляет исковое заявление в Арбитражный суд Мурманской области о возврате Субсидии. Копия искового заявления направляется в Комитет.

Пунктом 14 приказа Комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области от 11.10.2013 № ОД-71 «О решении комиссии по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области» приказано признать нецелевым использование грантополучателем ИП ФИО1 средств субсидии в сумме 300 000 руб., в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 31.07.2012 № 392-ПП ГОБУ МРИБИ предпринять меры по возврату средств субсидии в сумме 300 000 руб. (том 1, лист дела 18).

ГОБУ МРИБИ направил ФИО1 уведомление от 16.10.2013                  № 648-03/13 о результатах заседания комиссии, в котором, основываясь на указанном решении комиссии о нецелевом использовании средств субсидии, предложил предпринимателю возвратить 300 000 руб. субсидии (том 1, лист  дела 29).

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства (отчёты по формам № 7 и 8, выписка по расчётному счёту ответчика и первичная учётная документация (банковские ордера, инкассовые и платёжные поручения, счета, товарные накладные) по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Якунин О.Л. не допустил нецелевого использования средств областного бюджета. Каких-либо доводов и доказательств, опровергающих позицию и документы Якунина О.Л. о целевом характере использования спорных средств бюджета Мурманской области, истцом не представлено

В решении Комиссии от 11.10.2013 № ОД-71 и в уведомлении ГОБУ МРИБИ от 16.10.2013 № 648-03/13 в качестве основания для требования о возврате субсидии является только нецелевое использование средств субсидии. Иных оснований для возврата в указанных документах не приведено.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 286 – 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по делу № А42-1782/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А. Самсонова

Судьи

О.А. Алешкевич

И.О. Подвальный