ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-1814/2017 от 05.07.2018 АС Северо-Западного округа

878/2018-33229(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., 

ФИО1,

рассмотрев 04.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО  Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 15.12.2017 (судья Карачева А.Е.) и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 (судьи 

ФИО2, ФИО3, ФИО4) по делу № А42-1814/2017,

установил:

Унитарное муниципальное производственное предприятие «Жилкомхоз»  ЗАТО Александровск Мурманской области, место нахождения: 184653,  <...>, ОГРН <***>, 

ИНН <***> (далее – Предприятие, УМПП «Жилкомхоз» ЗАТО  Александровск), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с  заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании  недействительным распоряжения контрольно-счетной палаты муниципального  образования ЗАТО Александровск Мурманской области место нахождения:  184650, <...>, 

ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Контрольно-счетная палата,  КСП), от 01.02.2017 № 4-р «О проведении проверки», и незаконными действий  КСП по проведению с 10.02.2017 проверки Предприятия, как  несоответствующих Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и Федеральному закону от 07.02.2011 

 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных  органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»  (далее – Закон № 6-ФЗ). 

Определением суда от 27.03.2017 заявление принято к производству с  присвоением номера А42-1814/2017. 

Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО  Александровск, место нахождения: 184682, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление,  УМС администрации ЗАТО Александровск), и муниципальное казенное  учреждение «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск», место  нахождения: 184682, <...>, 


ОГРН 1115110000345, ИНН 5112000632 (далее – Учреждение, МКУ «СМИ ЗАТО  Александровск»), также обратились в Арбитражный суд Мурманской области с  отдельными заявлениями об оспаривании распоряжения Контрольно-счетной  палаты от 01.02.2017 № 4-р и признании незаконными действий КСП по  проведению проверки в отношении названных организаций. 

Определениями от 18.05.2017 и 22.05.2017 вышеуказанные заявления  приняты судом к производству с присвоением номеров А42-3381/2017 и 

А42-3382/2017 соответственно.

Определением суда от 18.07.2017 дела № А42-1814/2017, А42-3381/207 и  А42-3382/2017 объединены в одно производство для совместного  рассмотрения, делу присвоен номер № А42-1814/2017. 

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2017,  оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.03.2018, заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата, ссылаясь на  неправильное применение судами норм материального права, а также на  неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит  отменить принятые по делу судебные акты и принять новый – об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

По мнению подателя жалобы, проверка порядка перечисления  Предприятием установленной части прибыли в доход местного бюджета ЗАТО  Александровск Мурманской области, остающейся после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, а также проверка законности и эффективности  использования муниципального имущества ЗАТО Александровск Мурманской  области относится к осуществлению внешнего муниципального финансового  контроля в рамках финансового и финансово-бюджетного контроля и не может  отождествляться с муниципальным контролем, проведение которого  регулируется Законом № 294-ФЗ. 

Контрольно-счетная палата настаивает на правомерности своих действий  по проведению проверки, считает, что распоряжение от 01.02.2017 № 4-р  издано в соответствии с предоставленными ей полномочиями, соответствует  положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ),  Закону № 6-ФЗ и не нарушает прав и интересов заявителей. 

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и  времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не  направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам  части 3 статьи 284 АПК РФ

В представленном отзыве на кассационную жалобу Учреждение  возражает против ее удовлетворения, просит решение от 15.12.2017 и  постановление от 26.03.2018 оставить без изменения.  

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании  обращения Главы муниципального образования ЗАТО Александровск,  распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты от 20.12.2016 № 31-р,  вынесенного в соответствии со статьей 12 Закона № 6-ФЗ, статьей 11  «Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск»,  утвержденного решением Совета депутатов от 07.02.2014 № 8, Контрольно- счетная палата вынесла распоряжение от 01.02.2017 № 4-р «О проведении  проверки» (далее – Распоряжение). 

Данная проверка назначена по вопросу правильности формирования  финансовых результатов деятельности и перечисления в бюджет ЗАТО  Александровск части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, а также по вопросу законности и эффективности 


использования муниципального имущества ЗАТО Александровск, переданного в  2016 году на праве хозяйственного ведения Предприятию. 

 Подготовительный этап контрольных мероприятий указано провести в  период с 03.02.2017 по 09.02.2017, основной этап (проверку на объекте) в  период с 10.02.2017 по 10.03.2017. 

Объектами проверки определены УМПП «Жилкомхоз» ЗАТО  Александровск, УМС администрации ЗАТО Александровск и МКУ «СМИ ЗАТО  Александровск». 

О проведении проверки заявители были уведомлены по электронной  почте 01.02.2017. Кроме того, КСП были затребованы материалы и документы,  необходимые для проведения проверки. 

Аудиторами Контрольно-счетной палаты 10.02.2017 осуществлен выход  на объект проверки (УМПП «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск) и составлен акт  по факту воспрепятствования деятельности должностных лиц КСП,  выразившегося в непредставлении документов на проверку и отказе  предоставления рабочего места. 

В тот же день (10.02.2017) аудиторы КСП повторно (в 15 час. 30 мин.)  прибыли на объект проверки, предъявив распоряжение о проведении проверки,  программу контрольного мероприятия, служебные удостоверения. Однако  директор Предприятия в допуске на объект указанным лицам отказал, о чем был  составлен соответствующий акт. 

В связи с данным обстоятельством (10.02.2017) Контрольно-счетная  палата выдала заявителям требование № 60 о предоставлении доступа к  объекту проверки, представлении необходимых для проверки документов,  запрошенных уведомлением от 01.02.2017, а также обеспечении необходимых  условий для работы аудиторов КСП. 

Впоследствии требованием от 16.02.2017 № 69 Контрольно-счетная  палата установила срок (до 14-00 часов 17.02.2017) для представления  документов и материалов, необходимых для проведения проверки. 

Письмом от 21.02.2017 № 196 Предприятие предоставило КСП часть  запрашиваемых документов (пункты 1, 2, 3 запроса от 01.02.2017), также был  представлен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и  составлению бухгалтерской отчетности от 29.12.2016 № 1/2017 и акт 

приема-передачи документов от 30.01.2017.

Распоряжением КСП от 22.02.2017 № 5-р проведение контрольных  мероприятий приостановлено в связи с непредставлением документов на  проверку. 

Полагая, что Распоряжение Контрольно-счетной палаты, а также  последующие ее действия по проведению проверки, не соответствуют  действующему законодательству и нарушают права и законные интересы  Предприятия, Управления и Учреждения, указанные лица обратились в  арбитражный суд с настоящими заявлениями. 

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные  требования, исходя из того, что деятельность Контрольно-счетной палаты по  проведению указанной проверки входит в предмет регулирования Закона 

 № 294-ФЗ. Установив грубые нарушения положений названного Закона со  стороны КСП при назначении и последующем проведении контрольного  мероприятия в отношении Предприятия, Управления и Учреждения, суды двух  инстанций пришли к выводу о наличии безусловных оснований для признания  незаконными оспариваемых Распоряжения и действий КСП по проведению  спорной проверки. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив 


правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм  материального и процессуального права, считает кассационную жалобу  Контрольно-счетной палаты не подлежащей удовлетворению ввиду  следующего. 

Согласно части 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный)  финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения  бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных  правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Данный контроль  подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. 

В силу части 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного  (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за  использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов,  предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 268.1 БК РФ указанные органы проводят  контроль: за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных  правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения  бюджета; за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным  требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных  администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об  исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ  (далее - Закон № 41-ФЗ) и упомянутым Законом № 6-ФЗ. 

Согласно положениям пункта 5 части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ  контрольно-счетный орган муниципального образования обеспечивает, в том  числе контроль за соблюдением установленного порядка управления и  распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. 

В свою очередь частью 2 статьи 2 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что  контрольно-счетные органы муниципального образования руководствуются  Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 

 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Бюджетным кодексом  Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. 

В силу части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ к отношениям, связанным с  осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением  проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются  положения Закона № 294-ФЗ.  

В данном случае материалами дела подтверждается факт проведения  Контрольно-счетной палатой плановой проверки деятельности заявителей на  предмет соблюдения ими правильности формирования финансовых  результатов деятельности и перечисления Предприятием в бюджет ЗАТО  Александровск части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных  обязательных платежей, а также законности и эффективности использования  муниципального имущества ЗАТО Александровск, переданного на праве  хозяйственного ведения УМПП «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск. 

 Вопреки доводам подателя жалобы названная спорная проверка по  своему смыслу и назначению не подпадает под контроль и надзор именно в  финансово-бюджетной сфере, поскольку в соответствии с вышеназванными  нормативными положениями выступает самостоятельным видом контроля и на  ее проведение в полной мере распространяются требования Закона № 294-ФЗ. 


Так, статьей 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что плановые проверки  проводятся на основании разрабатываемых органами государственного  контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их  полномочиями ежегодных планов (часть 3). В срок до 1 сентября года,  предшествующего году проведения плановых проверок, органы  государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля  направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в  органы прокуратуры (пункт 6 той же статьи 9). 

Согласно части 6.1 статьи 9 Закона № 294-ФЗ органы прокуратуры  рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на  предмет законности включения в них объектов государственного контроля  (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4  настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году  проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов  государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об  устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в  отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  совместных плановых проверок. Органы государственного контроля (надзора),  органы муниципального контроля рассматривают предложения органов  прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в  срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок,  утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок (часть 6.2  данной статьи 9). 

В свою очередь в силу части 6.4 статьи 9 Закона № 294-ФЗ органы  прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения  плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного  контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы  проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру  Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой  Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых  проверок. 

Как указано в части 7 той же статьи 9 Закона № 294-ФЗ генеральная  прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план  проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте  Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до  31 декабря текущего календарного года. 

Применительно к рассматриваемому спору судами первой и  апелляционной инстанций установлено, что проведение контрольного  мероприятия в отношении заявителей по обозначенному выше предмету  проверки было включено в план работы КСП на 2017 год лишь 20.12.2016  распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты № 31-о. При этом в  нарушение требований статьи 9 Закона № 294-ФЗ со стороны КСП суды  констатировали отсутствие доказательств направления соответствующего  плана на рассмотрение и согласование в органы прокуратуры с целью его  последующего включения в ежегодный план проведения плановых проверок; как  и доказательств размещения сведений о проведении рассматриваемой  проверки на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской  Федерации в сети «Интернет». 

Частью 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что результаты  проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом  муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным  Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться 


доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем обязательных требований и требований, установленных  муниципальными правовыми актами. 

Согласно части 2 той же статьи 20 Закона № 294-ФЗ перечисленные  выше допущенные КСП нарушения относятся к грубым нарушениям, которые в  соответствии с частью 1 названной статьи влекут за собой признание  недействительными результатов проводимой плановой проверки. Таким  образом суды двух инстанций обоснованно признали незаконными  оспариваемые действия КСП как при назначении, так и при последующем  проведении контрольного мероприятия в отношении заявителей. 

В данном случае дело рассмотрено судами полно и всесторонне; нормы  материального и процессуального права применены правильно; доводы сторон  проанализированы надлежащим образом, а выводы основаны на имеющихся  доказательствах. Ввиду изложенного кассационная инстанция исходя из  полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для  отмены обжалуемых судебных актов. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд 

Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2017 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018  по делу № А42-1814/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск  Мурманской области – без удовлетворения. 

Председательствующий И.Г. Савицкая

Судьи О.А. Алешкевич 

 ФИО1