ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-2670/14 от 30.03.2015 АС Северо-Западного округа

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 марта 2015 года                                                          Дело № А42-2670/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Боголюбовой Е.В. и                   Малышевой Н.Н.,

при участии от Международного фонда  для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года Соколова М.Ю. (доверенность от 14.03.2014), от общества с ограниченной ответственностью «Нефтяной терминал  «Белокаменка»  Ионова П.Ю. (доверенность от 12.05.2014), Шульги Д.А. (доверенность  от 13.01.2015 № 09),

рассмотрев 30.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Международного фонда  для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (InternationalOilPollutionCompensationFund1992) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.07.2014 (судья Власов  В.В.) и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 (судьи Слобожанина В.Б., Савина Е.В., Шестакова М.А.) по делу                                          № А 42-2670/2014,

                                                 у с т а н о в и л:

Международный фонд  для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1992 года (InternationalOilPollutionCompensationFund1992), место нахождения:  Портлэнд Хаус, Брессенден Плэйс, Лондон, SWIE 5PN, Соединенное  Королевство (далее – Международный фонд, истец), обратился  в Арбитражный суд Мурманской области  с иском  к обществу с ограниченной ответственностью «Нефтяной терминал  «Белокаменка», место нахождения: 183010, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Марата, д.26, ОГРН 1026500526590 , ИНН 5190120165 (далее – Общество, ответчик), о взыскании 51 114, 23  фунтов стерлингов взносов, 2289, 1 фунтов стерлингов  процентов, начисленных на суммы неоплаченных взносов за период до 01.03.2014.

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований  привлечено Министерство транспорта Российской Федерации (далее – Министерство, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 10.07.2014, оставленным  без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Международный фонд просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. Податель жалобы оспаривает выводы судов о том, что Общество не является лицом, обязанным к уплате взносов  в Международный фонд.  Также Общество не согласно с применением срока исковой давности. 

Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Международного фонда поддержал кассационную жалобу, а представители  Общества просили в ее удовлетворении отказать.

Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность решения Арбитражного суда Мурманской области  от 10.07.2014 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, дополнениях к жалобе, отзыве на жалобу  и объяснениях  присутствовавших в судебном заседании представителей сторон, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Международный фонд является  международной   неправительственной  организацией, созданной в соответствии с Международной конвенцией о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года в редакции  Протокола 1992 года (далее – Конвенция о Фонде 1992 года).

Федеральным законом от 02.01.2000 № 26-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении  Международной  конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года и денонсации  Российской Федерацией  Международной конвенции о создании  Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года» Российская Федерация  присоединилась к Протоколу  от 27.11.1992 и денонсировала  Международную конвенцию о создании  Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года с даты вступления в силу для Российской Федерации  указанного Протокола. Протокол вступил в силу для Российской Федерации 20.03.2001.

Согласно пункту 2 статьи 2 Конвенции о Фонде 1992 года  названный Фонд должен признаваться  в каждом договаривающемся  государстве в качестве юридического лица, способного  по законодательству данного государства  принимать на себя права  и обязанности и быть стороной  в процессе в судах этого государства.  Законным представителем   Международного фонда  является его директор.

Статьей 10 Конвенции о Фонде 1992 года   установлено, что в отношении каждого договаривающегося  государства  ежегодные взносы  в Фонд уплачиваются  любым лицом, которое в течение  календарного года, указанного  в пункте 2 «а» или 2 «в» статьи 12, получило в целом свыше 150 000 тонн облагаемой нефти, которая:

а) была перевезена  морем в порт  или на приемную установку, расположенные  на территории данного государства, и была получена  этим лицом в таком порту или на приемной установке;

в) была перевезена  морем и выгружена  в порту или на приемной установке  в недоговаривающемся государстве, а затем была получена этим лицом на какой-либо  установке, находящейся  на территории  данного договаривающегося  государства; при этом  облагаемая нефть учитывается  согласно настоящему  подпункту только  при первом получении ее в договаривающемся государстве после того, как она была выгружена в недоговаривающемся государстве.

В соответствии  с пунктами 1,2,3,4 статьи 12 Конвенции о Фонде 1992 года   для определения размера ежегодных взносов Ассамблея Фонда составляет  на каждый календарный год расчет. Определяется  общая сумма взносов, подлежащих уплате. В отношении  каждого  договаривающегося государства  директор на основании общего расчета  определяет конкретный размер  ежегодного взноса любого лица, указанного в статье 10.

Ежегодные взносы  уплачиваются в день, определенный внутренним регламентом Фонда.

Согласно статье 13 Конвенции о Фонде 1992 года   на сумму любого просроченного взноса начисляются проценты, размер которых определяется в соответствии с Внутренним регламентом  Фонда, при этом в зависимости от обстоятельств  могут устанавливаться  различные ставки процентов.

По расчету истца взносы на 2010 год, рассчитанные от   количества  нефти, полученной в 2009 году, по заявлению и инвойсу от 15.09.2011 в размере               20 683,6 фунта стерлингов подлежали уплате не позднее 15.11.2011; взносы за 2011 год - по заявлению и инвойсу  от 15.11.2011 в сумме 16 974, 7 фунта стерлингов не позднее 01.03.2012; взносы за 2012 год  - по заявлению и инвойсу от 15.11.2012 в сумме 10 183, 98 фунта стерлингов  не позднее 01.03.2013; взносы за 2013 год  - по  заявлению и инвойсу  от 15.11.2013 в сумме 3271, 95  фунта стерлингов и 874, 28 фунта стерлингов  процентов не позднее 01.03.2014.

Поскольку Общество не уплачивало взносы за 2010, 2011, 2012 и 2013 годы,  Международный фонд обратился с настоящим иском.

Суды  первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали в связи с тем, что Общество не является плательщиком истребуемых взносов, а также  в связи с пропуском срока  исковой давности  к платежу за 2010 год.

Суд кассационной инстанции полагает выводы судов о том, что  Общество не является плательщиком взносов, необоснованными и принятыми с нарушением норм материального права.

Отказывая в иске, суд   не признал Общество первым получателем перевезенной морем  нефти, поскольку  Общество, осуществляя услуги по перевалке нефти в морском порту, лишь обеспечивает доставку нефти, но  не является заинтересованным в перевозке нефти лицом. Свой вывод суд обосновал ссылкой на  пункт 11 статьи 4 Федерального закона  от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменения  в отдельные  законодательные акты Российской Федерации», согласно которому  получателями товаров, перевозимых морем, являются  пользователи услуг, оказание которых осуществляется в морском порту.

Между тем требование Международного фонда основано на Международной конвенции, а не названном законе,  и, соответственно, необходимо  применять понятие  первого получателя    перевезенной морем нефти в смысле этой конвенции.

Истец в кассационной жалобе  ссылается на то, что  вопрос о том, какое лицо должно включаться в отчет в качестве получателя нефти, неоднократно рассматривался  на Ассамблее Фонда и  с учетом  этих разъяснений лицом, несущим  материальную ответственность по уплате взносов, является физический получатель  нефти  после  ее транспортировки морем.

Общество, оказывая услуги по перевалке нефти в морском порту, получает такую нефть после ее транспортировки морем и обеспечивает ее дальнейшую транспортировку. Судом эти доводы истца не исследовались и не оценивались. 

Судами не учтена позиция Министерства, которое сообщило следующее. На основании пункта 4 Постановления Правительства  Российской Федерации от 10.05.2001 № 362 Федеральное агентство  морского  и речного транспорта  представляет в Министерство  ежегодно, не позднее первой апреля, сведения  об общем количестве полученных на территории Российской   Федерации  в течение предыдущего календарного года  сырой нефти и мазута, облагаемых взносами согласно  Конвенции, по каждой организации –получателю, достоверность  которых подтверждена организациями- получателями в установленном Конвенцией порядке.  В период   2009 – 2012 годов в Министерство  из Федерального агентства  морского  и речного транспорта   поступали отчеты Общества  с указанием  количества  полученной нефти.  Эти отчеты  являются основанием для признания Общества  первым получателем  нефтепродуктов на территории  Российской Федерации.

Мотивируя применение срока исковой давности к платежу за 2010 год, суд  сослался на то, что в октябре 2010 года Международный фонд принял решение  об общей сумме взносов, подлежащих уплате до 01.03.2011. Срок исковой давности  по такому платежу начал течь 02.03.2011 и истек 01.03.2014, в то время как иск предъявлен   в суд 14.04.2014.

Вывод суда о пропуске срока исковой давности  сделан с нарушением закона.  Отсчитывая начало  течения срока исковой давности  с 02.03.2011, суд не учел положений статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса  Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Срок исковой давности не может начаться ранее момента, когда лицо узнало о том, кто нарушил его право. Как указывает Международный фонд, об обязанности Общества уплатить взнос ему стало известно из подписанного Обществом отчета, полученного 09.09.2011. После этого ответчику  был выставлен инвойс, в котором установлен срок  оплаты до 15.11.2011.

Поэтому  суд кассационной инстанции считает, что срок исковой давности начал течь с 09.09.2011 или с 16.11.2011 (в зависимости от того, является ли установление срока оплаты в инвойсе  сроком исполнения требования) и  к моменту предъявления настоящего иска в любом случае  не истек.

Таким образом, судами неправильно применены нормы материального права, а  обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора, не установлены. Также не рассмотрена законность  требования о взыскании процентов.

Учитывая изложенное  и руководствуясь статьей 296, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                      п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.07.2014 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014  по делу № А 42-2670/2014 отменить.

Дело направить на новое рассмотрении  в Арбитражный суд Мурманской  области.

Председательствующий                                                 Т.В. Шпачева

Судьи                                                                                            Е.В. Боголюбова

                                                                                                    Н.Н. Малышева