ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-2755/17 от 19.01.2018 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 января 2018 года

Дело №

А42-2755/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Константинова П.Ю.,            Филиппова А.Е.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Мурманский балкерный терминал» Мещерякова А.В. (доверенность от 23.06.2017                            № 17-101/01-7/2-20) и Позенко О.С. (доверенность от 09.01.2018                                   № 06-83/05-65/2), от комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска Василенко Н.В. (доверенность от 09.01.2018 № 23-08-05),

рассмотрев 17.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурманский балкерный терминал» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2017 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу № А42-2755/2017,

у с т а н о в и л:

Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20,             ОГРН 1055100224519, ИНН 5190137761 (далее – Комитет), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Мурманский балкерный терминал», место нахождения: 183038, г. Мурманск, Портовый проезд., д. 19, ОГРН 1075190017957,                            ИНН 5190170818 (далее – Общество), о взыскании 8 814 889 руб. восстановительной стоимости уничтоженных зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0003047:145 на территории города Мурманска.

Решением суда от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2017, иск удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении иска.

Податель жалобы утверждает, что обязательство из причинения вреда не возникло; решение Совета депутатов г. Мурманска от 26.12.2013 № 68-971                 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск» (далее – Правила благоустройства № 68-971) и решение Совета депутатов г. Мурманска от 03.04.2008 № 48-587 «Об утверждении Порядка осуществления сноса, пересадки, санитарной обрезки зеленых насаждений и компенсационного озеленения на территории города Мурманска» (далее – Порядок № 48-587) не подлежат применению, так как спорный земельный участок не находится в муниципальной собственности, не относится к лесному фонду или к озелененным территориям Мурманской области или Мурманска; арендуемый земельный участок находится на территории Мурманского морского порта – объекта федерального транспорта, поэтому лицом, осуществляющим административные функции в отношении такого участка, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области, а не Комитет; факт причинения вреда имуществу Мурманской области, а также противоправность в действиях Общества отсутствуют; правом на привлечение Общества к ответственности  за нарушение условий договора от 10.01.2012 № 10798 и соглашения от 20.03.2015 № 02 имеет только другая сторона по означенному договору.  

В судебном заседании представительОбщества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитет имущественных отношений города Мурманска (арендодатель, далее – Комитет по имуществу) и федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (арендатор) заключили договор от 10.01.2012 № 10798 о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли), в силу пункта 1.1 которого арендодатель сдал, а арендатор на условиях аренды земель населенных пунктов принял в пользование земельный участок с кадастровым номером 51:20:0003047:145 площадью 63 557 кв. м, расположенный по адресу: г. Мурманск., Ленинский административный округ, Портовый проезд. (далее - Участок).

Согласно подпункту «м» пункта 5.2 означенного договора арендатор обязан содержать земельный участок в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования г. Мурманск, утвержденными решением Совета депутатов г. Мурманска от 07.12.2010                      № 31-354; кроме того не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка и экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории города.

Комитет по имуществу (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили соглашение от 20.03.2015 № 02 о присоединении к договору аренды земли от 10.01.2012 № 10798, по условиям которого Общество приняло в пользование Участок на условиях аренды земель населенных пунктов (пункт 1).

Согласно пункту 2 означенного соглашения Общество использует Участок на условиях договора аренды земли от 10.01.2012 № 10798.

Участок передан Обществу по акту приема-передачи земельного участка от 20.03.2015.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.05.2015 № 51-АВ 504932 Участок находится в собственности Российской Федерации.

Российская Федерация в лице Федерального агентства морского и речного транспорта (арендодателя-правоприемника), Комитет по имуществу (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили соглашение от 08.06.2016 о переводе прав и обязанностей по договору аренды земли от 10.01.2012             № 10798, согласно пункту 1 которого арендодатель уступил, а арендодатель-правоприемник принял на себя права и обязанности арендодателя по соглашению от 20.03.2015 № 02.

В акте осмотра от 23.06.2016, проведенного специалистом отдела охраны окружающей среды Комитета зафиксировано, что на территории Участка произведен несанкционированный снос зеленых насаждений - не согласованный в соответствии с Порядком № 48-587.

В акте от 18.07.2016 комиссионного обследования при выявлении случаев несанкционированного сноса и (или) повреждения зеленых насаждений отражено, что в районе дома № 1 по Нижне-Ростинскому шоссе, со стороны дворового фасада уничтожены зеленые насаждения (122 дерева лиственных пород); порубочные остатки (122 пня, стволы, сучья, ветви и вершины) распилены на длину 1,5 – 2 м и складированы на озелененной территории; высота уничтоженных зеленых насаждений составляет 10 м, возраст насаждений - 25 – 30 лет; озелененная территория относится к категории зеленых насаждений ограниченного пользования.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования г. Мурманск от 23.08.2016 № 1236, оставленным без изменения решением Мурманского областного суда от 13.01.2017 по делу                    № 21-12/2017, установлен факт несанкционированного сноса 122 зеленых насаждений, расположенных на Участке, а также нарушение Обществом пунктов 9.3.11 и 9.3.15 Правил благоустройства № 68-971.

Согласно означенному постановлению действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях». Общество признано виновным и подвергнуто административному наказанию в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.

В соответствии с постановлением администрации г. Мурманска от 17.07.2015 № 1947 «Об утверждении Порядка расчета и оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории города Мурманска» (далее – Порядок расчета № 1947) Комитет произвел расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений, которая составила                         8 814 889 руб.

Комитет 26.10.2016 предъявил Обществу требование № 23-07-22/2/6306 об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений в течение 30 календарных дней с даты получения требования.

В связи с оставлением требования без удовлетворения Комитет обратился с иском в суд.

Суд первой инстанции, посчитав требования истца обоснованными, иск удовлетворил в полном объеме.

Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно ответу Комитета градостроительства и территориального развития от 29.05.2017 № 14-04-04/2599 на запрос Комитета о предоставлении информации Участок входит в границы муниципального образования                             г. Мурманска.

В соответствии с пунктом 1.4 постановления Администрации г. Мурманска от 08.02.2012 № 229 «О внесении изменений в постановление администрации города Мурманска от 02.09.2010 № 1534 «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального лесного контроля и надзора» (далее – Постановление № 229) исполнение муниципальной функции (осуществление муниципального лесного контроля и надзора) осуществляет Комитет.

Согласно пункту 2.9.1 Постановления № 229 должностное лицо Комитета, ответственное за исполнение муниципальной функции, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязано выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Пунктом 2.9.2 Постановления № 229 предусмотрено, что в случае, если юридическим лицом в сроки, установленные предписанием, выявленные в ходе проведения проверки нарушения не устранены, Комитет, вне зависимости от привлечения к административной ответственности лица, направляет материалы проверки в надзорные органы либо обращается в судебные органы с требованиями об обязании устранить нарушения.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка № 48-587 снос и (или) пересадка, санитарная обрезка зеленых насаждений производится на основании постановления администрации города Мурманска, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.1.5, 2.1.6 названного Порядка.

Согласно пункту 5.4 Порядка № 48-587 лицо, осуществившее несанкционированный снос зеленых насаждений, вне зависимости от факта привлечения его к административной ответственности обязано оплатить восстановительную стоимость зеленых насаждений.

В случае отказа виновного лица от оплаты восстановительной стоимости зеленых насаждений администрация города Мурманска вправе обратиться в суд(пункт 5.5 Порядка № 48-587).

Согласно пункту 10 Порядка расчета № 1947 средства, составляющие восстановительную стоимость, перечисляются в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в течение 30 календарных дней с даты получения письма (требования) об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений.

Администрирование доходов, поступающих в бюджет муниципального образования город Мурманск от оплаты восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений, возлагается на Комитет.

При поступлении в Комитет правоприменительного акта, устанавливающего лицо, осуществившее несанкционированный снос зеленых насаждений, в адрес данного лица направляется требование об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений.

В случае неисполнения требования об оплате восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений Комитет обращается в суд о взыскании восстановительной стоимости (пункт 12 Порядка расчета № 1947).

Согласно распоряжению администрации г. Мурманска о внесении изменений в приложение к постановлению администрации города-героя Мурманска от 14.05.2005 № 427 «Об утверждении положения о комитете по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска» функциями Комитета являются: организация использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов; организация расчета размера вреда, причиненного городским лесам; осуществление администрирования доходов, поступающих в бюджет муниципального образования город Мурманск от оплаты восстановительной стоимости за несанкционированный снос зеленых насаждений; осуществление согласования сноса и (или) пересадки зеленых насаждений на территории города Мурманска; также Комитет организует работу комиссии по определению необходимости осуществления сноса зеленых насаждений и выявлению случае их несанкционированного сноса и повреждений.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив вышеприведенные нормы права, а также представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о наличии у Комитета полномочий на предъявление заявленных в иске требований.

Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По общим правилам возмещения вреда согласно указанной статье лицо, требующее возмещения вреда, обязано доказать наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наступлением вреда и противоправностью поведения ответчика.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования, а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Исходя из вышеприведенных норм права и оценив в порядке статьи 71  АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт осмотра от 23.06.2016, акт комиссионного обследования от 18.07.2016, постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования г. Мурманск от 23.08.2016 № 1236 о привлечении Общества к административной ответственности, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Комитетом требований.

Расчет требований, произведенный Комитетом в соответствии с Порядком расчета № 1947, проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан верным.

Как правомерно указано судом апелляционной инстанции, Общество не оспаривало факт сноса зеленых насаждений и их количество, а также не заявляло возражений относительно представленного Комитетом расчета требований.

Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, в данном случае, как правомерно установили суды, - в бюджет муниципального образования города Мурманска.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов, основания иначе оценивать представленные в материалы дела доказательства отсутствуют. Выводы судов двух инстанций соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы, поскольку они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в кассационном суде.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2017 по делу № А42-2755/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мурманский балкерный терминал» - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н. Малышева

Судьи

П.Ю. Константинов

 А.Е. Филиппов