ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-2786/2023 от 05.02.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 февраля 2024 года

Дело №

А42-2786/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Инициатива» генерального директора ФИО1 (приказ от 02.10.2020),

рассмотрев 31.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Инициатива» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу № А42-2786/2023,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Инициатива», адрес: 184042, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество, ООО «УК Инициатива»), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области от 26.01.2023 № П18-1/114, адрес: 183038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство).

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023, в удовлетворении заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе ООО «УК Инициатива», ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и принять новый – об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание является незаконным ввиду правомерного использования Обществом денежных средств собственников, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, на проведение капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома (замена дверей в тамбурах). Общество не согласно с выводом судов о том, что замена межтамбурных дверей не относится к работам, выполняемым при капитальном ремонте.

Податель жалобы считает, что суды оставили без должного внимания техническое заключение, выполненное обществом с ограниченной ответственностью «Проектно-конструкторское бюро «Промбезопасность», шифр: 1253.1-2020-ТЗ, содержащее сведения об утрате работоспособного состояния и физического износа более, чем на 60% ранее установленных деревянных дверей (далее – Техническое заключение 1253.1-2020-ТЗ). Как полагает Общество, в рассматриваемом случае судам надлежало учесть, что согласно пункту 4.7 СП 368.1325800.2017 капитальный ремонт подразделяется на комплексный и выборочный, в связи с чем вывод судов об отнесении выполненных работ к текущему ремонту является преждевременным.

ООО «УК Инициатива» также обращает внимание на решение собственников помещений в жилом доме о проведении спорных работ за счет средств фонда капитального ремонта.

В судебном заседании генеральный директор Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами,
ООО «УК Инициатива» осуществляет деятельность по управлению многоквартирного дома, расположенного по адресу: Мурманская обл.,
<...> д 26 (далее – МКД).

В связи с обращением гражданина ФИО2, проживающего в МКД, (вход. от 28.11.2022 № 18/11662-ог), содержащим сведения о нарушении Обществом лицензионных требований при управлении МКД, Министерством на основании распоряжения от 03.12.2021 № 110 в отношении ООО «УК Инициатива» была проведена проверка.

В ходе проверки Министерство установило, что 05.11.2020 собственниками помещений МКД было принято решение о проведении работ по замене тамбурных дверей в подъездах МКД в рамках выполнения работ по капитальному ремонту фасада, не относящихся к конструктивному элементу фасада, за счет денежных средств фонда капитального ремонта, сформированных на специальном счете.

Указанные работы выполнены в декабре 2020 года на основании договоров от 06.11.2020, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью «ТехЭнергоСтрой», и оплачены ООО «УК Инициатива» в соответствии с решением собрания от 05.11.2020.

Министерство данные действия признало несоответствующими требованиям статьи 166, пункта 1 статьи 174, пункта 1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Перечню работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП (далее – Перечень № 626-ПП), в связи с чем выдало Обществу предписание от 26.01.2023 № П18-1/114, которым обязало возвратить на специальный счет денежные средства, затраченные на выполнение спорных работ, являющихся работами по текущему ремонту МКД.

Не согласившись с указанным предписанием, ООО «УК Инициатива» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемого предписания.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 названного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно пункту 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В указанном Постановлении определены перечни работ, относящихся к текущему ремонту (приложение № 7), и работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8).

Оценивая довод ООО «УК Инициатива» о капитальном характере спорных работ (замена межтамбурных дверей), суды руководствовались Перечнем
№ 626-ПП, а также Приложением № 7 к Правилам № 170, согласно которому работы по смене и восстановлению отдельных элементов (приборов) в отношении дверных заполнений отнесены к текущему ремонту .

Пунктом 1 Перечня № 626-ПП утвержден состав работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Согласно пункту 3 Перечня № 626-ПП состав услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств капитального ремонта, и которые включены в перечень, указанный в пункте 1 данного Перечня, определяется в соответствии с приложением к Методическим рекомендациям по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2022 № 1159/пр, и может быть расширен приказом уполномоченного органа.

Проанализировав положения указанных нормативных правовых актов, содержание Технического заключения 1253.1-2020-ТЗ, суды пришли к выводу, что выполненные Обществом работы по замене тамбурных дверей не относятся к капитальному ремонту фасада МКД, следовательно, не могли быть оплачены за счет денежных средств фонда капитального ремонта, сформированных на специальном счете.

Относительно ссылки Общества на решение собрания собственников помещений МКД о проведении спорных работ за счет средств фонда капитального ремонта следует отметить, что такие решения не могут преодолевать законодательно установленные правила определения характера работ по ремонту жилых домов.

Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания, направленного на устранение нарушений жилищного законодательства, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.

Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 по делу № А42-2786/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Инициатива» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

С.В. Соколова