ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-3812/2022 от 19.12.2023 АС Северо-Западного округа

609/2023-87584(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., 

при участии от государственного областного унитарного предприятия  «Мурманскводоканал» ФИО1 (доверенность от 26.09.2023), от  Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской  области ФИО2 (доверенность от 10.02.2023), 

рассмотрев 19.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного 

суда Мурманской области от 23.05.2023 и постановление Тринадцатого

арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу № 

А42-3812/2022,

у с т а н о в и л:

Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования (183032, <...> 

1045100180388

; ИНН 

д. 24, корп. А; ОГРН ; далее – Управление)  обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к 

государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» 

(183038, <...>; ОГРН 

далее – Предприятие) о взыскании 4 425 113 руб. 84 коп. платы за

негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской 

области (183032, <...>; ОГРН

ии от 23.05.2023 в удовлетворении исковых нной инстанции от 28.08.2023 решение суда

Решением суда первой инстанц

требований отказано.

уда апелляцио

Постановлением с

первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального права и на несоответствие их выводов  фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и 


постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя  жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению. 

В судебном заседании представители Предприятия и Министерства просили  в удовлетворении жалобы отказать. 

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим  образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки  представленных Предприятием деклараций о плате за негативное воздействие  на окружающую среду за 2020 год Управлением выявлено несоответствие  значений установленного разрешенного сброса загрязняющих веществ в  пределах норматива допустимого сброса (столбец 3 раздела 2 декларации)  значениям, пересчитанным по количеству дней действия деклараций о  воздействии на окружающую среду по объектам негативного воздействия II  категории, указанным в столбце 8 (масса сбросов загрязняющих веществ в  пределах нормативов допустимых сбросов) раздела V декларации о  воздействии на окружающую среду. 

Управлением составлен акт контроля от 07.12.2021, в котором отражено, что  Предприятием неверно указаны массы фактического сброса в пределах  установленных нормативов допустимых сбросов (столбец 6 раздела 2), массы  фактического сверхлимитного сброса (столбец 8 раздела 2) и неверно  исчислена сумма платы за сбросы загрязняющих веществ, в том числе с  превышением нормативов допустимых сбросов по объектам негативного  воздействия на окружающую среду II категории. 

Доначислив Предприятию плату за негативное воздействие на окружающую  среду за 2020 год, Управление направило ему требование от 07.12.2021 

 № 10/14 об уплате образовавшейся задолженности в размере 4 425 113 руб.
84 коп.

В связи с неисполнением Предприятием указанного требования Управление  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии у Управления  оснований для доначисления ответчику платы за негативное воздействие на  окружающую среду за 2020 год, в удовлетворении исковых требований отказал. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и оставил решение без изменения. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения судами норм материального и процессуального права, считает, что  жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная  деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую  среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и  возмещения вреда окружающей среде. 

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия  на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в  атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы  загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты  (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов  производства и потребления (размещение отходов). 

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плату за  негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические  лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории 


Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и  (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на  окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность  исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное  воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением  твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные  предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной  деятельности образовались отходы. 

В силу статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за  негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса  выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем  или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и  потребления (пункт 1); платежная база определяется лицами, обязанными  вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного  экологического контроля (пункт 2); платежная база определяется лицами,  обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически  использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего  вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности  отходов производства и потребления (пункт 3); при определении платежной  базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ,  сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов,  нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно  разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы  (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются  лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение  (пункт 4); информация о платежной базе представляется за отчетный период  лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за  негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5). 

Согласно статье 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на  окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами,  обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины  платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень  загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и  потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением  коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования  полученных величин (пункт 1); ставки платы за негативное воздействие на  окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ,  сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества,  включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение  отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2); ставки  платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные  коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт  4); при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за  сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими  централизованные системы водоотведения поселений или городских округов,  при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых  устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий  в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем  водоотведения поселений или городских округов (далее – технологически 


нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется  коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями,  эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или  городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов  мероприятий по охране окружающей среды) (пункт 6.1). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона № 7-ФЗ юридические лица и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или)  иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с  законодательством в области охраны окружающей среды, включают  информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в  декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с  законодательством в области охраны окружающей среды. 

В силу пунктов 1 и 3 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица,  индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или)  иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о  воздействии на окружающую среду, включающую сведения, в частности, о  декларируемых объеме или массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ,  образовываемых и размещаемых отходов. 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено,  что в 2021 году Предприятие представило в Управление декларацию о плате за  негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (дата составления  19.11.2022) (т. 2, л.д. 2-146), по результатам проверки которой Управление  произвело доначисление платы за негативное воздействие на окружающую  среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ через выпуск № 11 в реку  Кола и оголовкам № 0/1-0/12 выпуска № 0 в Кольский залив Баренцева моря,  применив стимулирующий коэффициент 100 к массе загрязняющих веществ,  превышающий разрешённую к сбросу массу веществ, установленную в  декларации о воздействии на окружающую среду. 

 Согласно реестру объектов негативного воздействия на окружающую среду  объекты выпуск № 11 в реку Кола и оголовки № 0/1-12 выпуска № 0 в Кольский  залив (юное колено) Баренцева моря отнесены ко II категории. 

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на  окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 03.03.2017 № 255 (утратили силу; подлежат применению к  рассматриваемым правоотношениям). 

Согласно пункту 11(3) Правил № 255 при исчислении платы лицами,  обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную  деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов  загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в  декларации о воздействии на окружающую среду, признаются  осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов  допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих  веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о  воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную  в пункте 17 настоящих Правил. 

В соответствии с пунктом 7.3 Порядка представления декларации о плате за  негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденного  приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в столбце 3 раздела 2  декларации в строках указывается норматив допустимых сбросов (НДС),  технологический норматив (ТН) загрязняющего вещества, а также количество  загрязняющего вещества в соответствии с декларацией о негативном  воздействии на окружающую среду, отчетом (в тоннах). 


Таким образом, как указали суды, при подаче в отношении объекта  негативного воздействия на окружающую среду декларации о воздействии на  окружающую среду указанные в ней объём или масса загрязняющих веществ  признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых сбросов и в  столбце 3 раздела 2 декларации о плате за негативное воздействие на  окружающую среду указываются данные из графы 7 декларации о воздействии  на окружающую среду. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ в целях  стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению  мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и  внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за  негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы  применяются, в частности, следующие коэффициенты: коэффициент 25 – за  объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих  веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных  сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов  загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III  категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов  (абзац шестой); коэффициент 100 – за объем или массу выбросов  загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих  установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также  превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду  для объектов II категории такие объем или массу (абзац восьмой). 

В силу пункта 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное  воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию  мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду,  фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах  исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно  в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень  загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. 

Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или  городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к  технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов  устанавливаются комплексным экологическим разрешением или  рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в  целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (пункт 10 статьи 22  Закона № 7-ФЗ). 

Как установлено судами, Управлением доначислена плата за негативное  воздействие на окружающую среду с применением стимулирующего  коэффициента 100 в части оголовков № 0/1-0/12 выпуска № 0 в Кольский залив  Баренцева моря по загрязняющему веществу медь, которая относится к группе  загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым  веществам. 

В связи с этим суды пришли к выводу о том, что плата за негативное  воздействие на окружающую среду с применением стимулирующего  коэффициента 100 в части оголовков № 0/1-0/12 выпуска № 0 в Кольский залив  Баренцева моря доначислена Управлением неправомерно. 

Согласно статье 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О  внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и  водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и 


микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные  объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих  водоотведение, разработанные до дня вступления в силу настоящего  Федерального закона, действуют до окончания срока их действия и признаются  программами повышения экологической эффективности или планами  мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3  Закона № 7-ФЗ. 

Судами установлено, что Предприятием разработан план снижения сбросов  на период с 3 квартала 2018 года по 2 квартал 2025 года (т. 3, л.д. 49),  согласованный письмом Управления от 06.08.2018 № 04/2529 (том 3, л.д. 37),  согласно которому предусмотрено поэтапное снижение сбросов – в период с 3  квартала 2018 года по 1 квартал 2021 года реализация первого этапа и в период  со 2 квартала 2021 года по 2 квартал 2025 года реализация второго этапа;  эффект достигается только после реализации всего комплекса поэтапных  мероприятий; самостоятельная (отдельная) реализация какого-либо  мероприятия этапа без предыдущего не предусмотрена, поскольку к повышению  эффективности работы очистных сооружений не приводит. 

Как установили суды, первый этап плана в установленные сроки выполнен;  информация о выполнении плана была предоставлена в Управление в отчете  за 2019 год и в декларации о воздействии на окружающую среду за 2020 год в  разделе II «Информация о реализации природоохранных мероприятий». При  этом Управление не запрашивало информацию о ходе исполнения плана и не  сообщало об отмене его действия. 

Согласно пункту 6.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ на период реализации  организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения  поселений или городских округов, программ повышения экологической  эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при  исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при  сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих  веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах  технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абзацах  шестом и восьмом пункта 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1. 

Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что Управление неправомерно  доначислило ответчику плату по выпуску № 11, применив коэффициент 100. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ при невозможности  соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых  сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником  и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте,  оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются  временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. 

В силу пункта 6 статьи 23.1 Закона № 7-ФЗ временно разрешенные выбросы,  временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные  выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным  экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1  настоящего Федерального закона. 

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 № 886  «Об утверждении Правил выдачи разрешения на временные сбросы» вступило  в силу 01.09.2022. 

В спорный период (2020 год) порядок выдачи разрешений на временные  сбросы загрязняющих веществ отсутствовал. 

При этом, как установили суды и следует из материалов дела, Предприятие, 


помимо представления декларации о воздействии на окружающую среду,  фактически обращалось в Управлению за получением разрешения на  временные сбросы (письмо от 21.03.2022 № 15/2456) (т. 1, л.д. 81), в ответ на  которое Управление в письме от 12.04.2022 № 10/2857 указало, что в настоящее  время порядок выдачи разрешения на временные сбросы не утвержден, оно не  имеет правовых оснований для выдачи разрешения (т. 1, л.д. 80). 

Судами двух инстанций также установлено, что решением Октябрьского  районного суда города Мурманска от 11.10.2011 по делу № 2-2828 организация  строительства и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам   №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 с целью исключения сброса неочищенных сточных  вод в водный объект Кольский залив Баренцева моря возложена на  администрацию муниципального образования г. Мурманск, а организация  строительства и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпуску № 3  с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект  Кольский залив Баренцева моря – на администрацию муниципального  образования г. Кола. 

Срок исполнения (с учетом отсрочки) указанного решения районного суда  закончился 01.01.2017 для г. Мурманска и 27.12.2015 для г. Кола. 

При этом, как указали суды, у Предприятия в эксплуатации находится только  имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения собственником, в  составе которого очистные сооружения, обеспечивающие нормативную очистку  сточных вод и обеззараживание, отсутствуют. 

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от  13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере  водоснабжения и водоотведения» в тарифах Предприятия отсутствуют расходы  на реализацию мероприятий по строительству очистных сооружений. 

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции  пришел к выводу о неправомерности и необоснованности произведённых  Предприятию доначислений платы за негативное воздействие на окружающую  среду за 2020 год, в связи с чем отказал Управлению в удовлетворении исковых  требований. С этим согласился и суд апелляционной инстанции. 

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным  по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы  материального и процессуального права применены судами правильно,  кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств  дела и отмены обжалуемых судебных актов. 

Доводы подателя жалобы рассмотрены судами двух инстанций и отклонены,  получив надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с  выводами судов, а также иное толкование ими положений действующего  законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами  первой и апелляционной инстанций норм права. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.05.2023 и 

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023

по делу №

А42-3812/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу


Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Председательствующий О.А. Алешкевич 

Судьи А.Г. Кудин

 В.М. Толкунов