ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-5281/2021 от 30.08.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 августа 2022 года

Дело №

А42-5281/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,

при участии от Комитета по тарифному регулированию Мурманской области Магера О.В. (доверенность от 12.01.2022),

рассмотрев 30.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области нарешение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу № А42-5281/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Мурманскавтотранс» (183034, г. Мурманск,            ул. Транспортная, д. 12; ОГРН 1025100850037; ИНН 5190400194; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75; ОГРН 1045100171511; ИНН 5190127403; далее – Комитет) от 12.05.2021 № 17/1 «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок», а также о возложении на Комитет обязанности произвести перерасчет предельных (максимальных) тарифов.

Решением суда первой инстанции от 06.12.2021 оспариваемое постановление Комитета признано недействительным по эпизодам непринятия расходов (затрат) по счету бухгалтерского учета 23 «Вспомогательные производства» и расчетной предпринимательской прибыли (рентабельности).

На Комитет возложена обязанность пересчитать предельные (максимальные) тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, установленных для Общества на пригородные и междугородные перевозки на период с 1 января по 31 декабря 2019 года.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление принято во исполнение решения арбитражного суда по делу № А42-4325/2020, оснований для признания его недействительным по эпизодам непринятия расходов (затрат) по счету бухгалтерского учета 23 «Вспомогательные производства» и расчетной предпринимательской прибыли (рентабельности) у судов не имелось.

В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы жалобы.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ПАО «Мурманскавтотранс» (в настоящее время – Общество) 28.04.2018 обратилось в Комитет с заявлением об определении экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на 2019 год в размере, в том числе 6 руб. 02 коп. за 1 пассажиро-километр в пригородном сообщении и   9 руб. 93 коп. за 1 пассажиро-километр в междугороднем сообщении.

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Комитетом принято постановление от 31.10.2018 № 35/1 «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок», в соответствии с которым Обществу в числе прочего установлен тариф на проезд по пригородным перевозкам 4 руб. 48 коп. и по междугородным перевозкам 6 руб. 22 коп.

Общество, не согласившись с размерами тарифов, оспорило постановление от 31.10.2018 № 35/1 в указанной части в арбитражном суде.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.11.2019 по делу
№ А42-700/2019, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2020, удовлетворено заявление Общества о признании постановления Комитета от 31.10.2018 № 35/1 недействительным, на Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем перерасчета предельных (максимальных) тарифов.

Комитет в целях исполнения решения суда по делу № А42-700/2019 направил в адрес Общества запросы от 16.12.2019, от 10.01.2020 о предоставления документов и материалов. Материалы для расчета тарифа предоставлены Обществом письмами от 24.12.2019, от 10.01.2020 и от 05.02.2020.

Комитет, рассмотрев документы Общества, произвел перерасчет предельного (максимального) тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на 2019 год и постановлением от 26.02.2020 № 12/1 утвердил в отмененной части предельные (максимальные) тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок для Общества на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в пригородном сообщении в размере 5 руб. 11 коп. за 1 пассажиро-километр, в междугородном сообщении – 7 руб. 03 коп. за 1 пассажиро-километр.

Общество, вновь не согласившись с указанными тарифами, оспорило их в арбитражном суде.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2021 по делу № А42-4325/2020, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2021, постановление Комитета от 26.02.2020 № 12/1 признано недействительным, на Комитет возложена обязанность пересчитать спорные тарифы.

Комитет, повторно рассмотрев документы и сведения, обосновывающие размер тарифов, постановлением от 12.05.2021 № 17/1 установил тариф для перевозок Обществом в 2019 году пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в размере 5 руб. 18 коп. за 1 пассажиро-километр, в междугородном сообщении – 6 руб. 98 коп. за 1 пассажиро-километр.

Общество, полагая, что при вынесении постановления от 12.05.2021 № 17/1 Комитетом не учтены выводы судов по делам №№ А42-700/2019,                   А42-4325/2020, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого постановления, удовлетворил заявление в указанной части.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015      № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Согласно подпунктам 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, внеуличным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Закона Мурманской области от 28.05.2004 № 483-01-ЗМО «О государственном регулировании цен на территории Мурманской области» Правительство Мурманской области и иные органы исполнительной власти Мурманской области, уполномоченные Правительством Мурманской области, осуществляют государственное регулирование цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые и (или) реализуемые на территории Мурманской области, по перечню согласно приложению 1 к настоящему закону.

Как предусмотрено пунктом 4 статьи 6.1 Закона Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области», исполнительный орган государственной власти Мурманской области, осуществляющий функции в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа, осуществляет регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015             № 265-ПП утверждено Положение о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области.

Методические указания по расчету предельных (максимальных) тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам утверждены приказом Комитета от 09.09.2016 № 72 (далее – Методические указания № 72).

В силу пунктов 2.3 и 2.4 Методических указаний № 72 (в редакции приказа Комитета от 31.10.2018 № 82) расчет предельных (максимальных) тарифов осуществляется органом регулирования методом определения экономически обоснованных расходов (затрат). Обоснованными признаются представленные в орган регулирования документально подтвержденные расходы (затраты), складывающиеся в условиях эффективного функционирования перевозчиков, выраженные в денежной форме.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что одним из оснований, которое повлекло уменьшение Комитетом рассчитанного Обществом размера спорных тарифов, явилось определение Комитетом расчетной предпринимательской прибыли Общества в размере 0%, вместо заявленных Обществом 5%.

Вместе с тем, как указано судами и установлено в ходе рассмотрения дела № А42-700/2019, снижение Комитетом предпринимательской прибыли Общества до 0% является произвольным, экономически необоснованным, противоречащим принципу сбалансированности экономических интересов и законных прав производителей и потребителей.

Кроме того, судами установлено, что основанием для уменьшения тарифов послужило непринятие Комитетом расходов, отраженных на счете бухгалтерского учета 23 «Вспомогательные производства» по автоколонне Общества «Североморское автотранспортное предприятие» в составе статей: «Амортизация основных средств», «Горюче-смазочные материалы», «Запчасти», «Льготный проезд», «Материалы», «Медицинская комиссия», «Погашение стоимости спецодежды», «Ремонт основных средств (здания и сооружения)», «Ремонт транспортных средств», «Смазочные» на том основании, что в учетных политиках Общества для целей бухгалтерского учета и по ведению управленческого учета не содержится расшифровки расходов по подразделениям и приходящихся на них хозяйственных операций, а также по причине отсутствия обосновывающих материалов по формированию затрат данного счета.

При этом, как установили суды, в рамках дела № А42-4325/2020 судами сделан вывод о незаконном исключении Комитетом расходов, отраженных на счете бухгалтерского учета 23 по автоколонне «Североморское автотранспортное предприятие», поскольку Обществом на запросы Комитета 28.09.2018 были дополнительно представлены оборотно-сальдовые ведомости, обосновывающие формирование затрат по филиалам Общества за 2017 год.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из того, что в рамках дел № А42-700/2019 и № А42-4325/2020 действия Комитета по исключению из расчета спорных тарифов расходов (затрат) Общества по счету бухгалтерского учета 23 «Вспомогательные производства» и расчетной предпринимательской прибыли (рентабельности) признаны судами незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления в указанной части требованиям законодательства, а также о нарушении им прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы подателя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на иное толкование положений действующего законодательства и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу № А42-5281/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

А.Г. Кудин

 Л.Б. Мунтян