ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-6406/19 от 14.11.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 ноября 2019 года

Дело №А42-6406/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29565/2019) индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.09.2019 по делу № А42-6406/2019 (судья Е.А.Зыкина), принятое

по заявлению Прокурора Кольского района Мурманской области

к индивидуальному предпринимателю ФИО2

о привлечении к административной ответственности

установил:

Прокурор Кольского района Мурманской области (далее – заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – ответчик, Предприниматель, ИП ФИО2) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 03.09.2019 ИП ФИО2 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным решением, ИП ФИО2 направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что не был надлежащим образом уведомлен проведении в отношении него проверки, в связи с чем акт проверки не может является надлежащим доказательством по делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Кольского района Мурманской области в соответствии с поступившей информацией на основании рапорта помощника прокурора проведена проверка исполнения требований законодательства при хранении и реализации пищевой продукции, в частности мяса и мясной продукции в деятельности ИП ФИО2

В ходе проведения проверки 21.05.2019 установлено, что в магазине «Деликат» расположенном по адресу: <...> Предприниматель осуществляет деятельность по розничной торговле пищевой продукцией, в частности мясом и мясными продуктами.

Нежилое помещение по адресу: <...> используется ИП ФИО2 для размещения торгового оборудования и организации торговой деятельности на основании договора субаренды недвижимого имущества от 01.01.2019 заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «М.А.К».

Проверкой проведенной должностным лицом прокуратуры при участии продавца магазина ФИО3 с применением средств фотофиксации 21.05.2019 установлено, что Предпринимателем не осуществляется контроль за условиями организации работы, в результате чего допускаются следующие нарушения законодательства:

1) в торговом зале магазина «Деликат» в охлаждаемой витрине при температуре - 2 оС на реализации находится следующая пищевая продукция:

- суповой набор из мяса птицы в количестве 0.68 кг по цене 116 руб. за 1 кт . (условия храпения при температуре не выше -12 оС);

- котлеты «Киевские» в количестве 0.684 кг. по цене 359 руб. за 1 кг. (условия хранения при температуре не выше -12 оС);

- полуфабрикат «Галантин» в количестве 0,498 кг. по цене 396 руб. за 1 кг. (условия хранения при температуре не выше -12 оС);

- печень цыпленка бройлера в количестве 0.834 кг. по цене 198 руб. за кг. (условия хранения при температуре не выше -8 оС 2 месяца, не выше -18 оС 6 месяцев);

- желудки цыпленка бройлера в количестве 0.833 кг. по цене 169 руб. за кг. (условия хранения при температуре не выше -8 оС 2 месяца, не выше -18 оС 6 месяцев);

- полуфабрикат шницель в количестве 0,946 кг. по цене 379 руб. за кг. (условия хранения при температуре не выше -12 оС);

- котлеты «Пожарские» в количестве 0,626 кг. по цене 369 руб. за кг. (условия хранения при температуре не выше -12 оС);

2) в торговом зале магазина «Деликат» в морозильной витрине при температуре -16 оС находилась на реализации печень свиная в количестве 0,960 кг. по цене 179 руб. за кг., (Условия хранения при температуре -18 оС).

3) в торговом зале магазина «Деликат» в охлаждаемой витрине на реализации находилась мясная продукция – ноги свиные (определено по внешнему признаку), в количестве 7 упакованных единиц, без наименования продукции, информации о дате изготовления и изготовители продукции, сроков годности, ветеринарных сопроводительных документов (не имеется маркировочных этикеток, листков вкладышей, транспортной упаковки с маркировкой).

4) в охлаждённой витрине в торговом зале магазина «Деликат» находилась на реализации продукция с истекшим сроком годности: - шейка «Петровская» изготовлено 19.04.2019 срок годности, установленный изготовителем, истек 19.05.2019.

5) в морозильной камере в подсобном помещении магазина «Деликат» осуществлялось хранение продукция с истекшим сроком годности:

- ребрышки свиные ООО «Мясной комбинат «Богатырь» в количестве 1,082 кт., дата изготовления 07.04.2019т. срок годности, установленный изготовителем, истек 12.05.2019;

- ребрышки свиные ООО «Мясной комбинат «Богатырь» в количестве 1,022 кг., дата изготовления 07.04.2019г. срок годности, установленный изготовителем, истек 12.05.2019;

- ребрышки свиные ООО «Мясной комбинат «Богатырь» в количестве 1,036 кг., дата изготовления 07.04.2019т. срок годности, установленный изготовителем, истек 12.05.2019;

- ребрышки из свинины «Деликат» дата изготовления 08.05.2019 срок годности, установленный изготовителем, составляет 48 часов.

6) при реализации пищевой продукции в маркировке отсутствуют сведения о количестве пищевой продукции, дате изготовления пищевой продукции, сроке годности пищевой продукции; условии хранения пищевой продукции; наименовании и мете нахождения изготовителя пищевой продукции, что не позволяет сличить данную продукцию с ветеринарными сопроводительными документами: окорок куриный 209 руб. за кг.; грудка куриная 239 руб. за кг.; крылышки куриные 189 руб. за кг.; филе грудки куриное 314 руб. за кг.; бедрышко куриное диетическое 293 руб., за кг.; бедро куриное 194 руб., за кг.; набор свиной для бульона 90 руб. за кг.; шашлык свиной в маринаде Мехико 339 руб., за кг.; ноги свиные 134 руб., за кг.; уши свиные 229 руб., за кг.; окорок свиной 394 руб. за кг.; карбонат свиной 399 руб., за кг.; свиная голяшка 249 руб., за кг.; ребрышки свиные 359 руб., за кг; легкое свиное 174 руб., за кг; хвосты свиные 179 руб., за кг.

Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 21.05.2019, подписанном продавцом магазина с приложенной к нему фототаблицей.

Установив, что ИП ФИО2 реализуется мясная продукция с нарушением положений законодательства о техническом регулировании, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, 29.05.2019 прокурором, в присутствии представителя Предпринимателя ФИО4 в отношении ИП ФИО2 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава вмененного правонарушения и об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем заявление удовлетворил, привлек ИП ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.

Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов под обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, установленными нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Частью 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ определено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

При реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов (пункт 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

Требования к маркировке пищевой продукции изложены в статье 39 ТР ТС 021/2011, согласно которой маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 принят технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

Согласно пункту 9 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

В соответствии со статьей 2 ТР ТС 022/2011 под маркировкой пищевой продукции понимается информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.

Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (статья 3 ТР ТС 022/2011).

В силу пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов.

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, указанные сведения должны быть изложены на маркировке пищевой продукции, находящейся на реализации в торговом помещении.

В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.

Факт нахождения на хранении и в реализации магазина «Деликат» расположенного по адресу: расположенного по адресу: <...>, деятельность, в котором осуществляет Предприниматель, мясной продукции с нарушением требований технических регламентов установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (актом проверки от 21.05.2019, фотоматериалами, объяснением представителя ИП ФИО2 от 29.05.2019, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.05.2019).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Предпринимателем требований технических регламентов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины Предпринимателя в совершении административного правонарушения, применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Доводы подателя жалобы о допущенных в ходе проверки нарушениях, ввиду не уведомления о проведении проверки ИМ ФИО2 правомерно отклонены судом первой инстанции.

Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1) решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки

Судом установлено, что 21.05.2019 до проведения проверки по существу прокуратурой 12 района указанное решение доведено до сведения лица, присутствующего в помещении магазина «Деликат», а именно до продавца магазина ФИО3, осуществляющего трудовую деятельность на основании трудового договора с ИП ФИО2, о чем имеется соответствующая роспись о получении, Заявитель указал на то, что продавцу было предложено уведомить о начале проведения проверочных мероприятий ИП ФИО2, однако по сведениям продавца уполномоченные лица отказались присутствовать при проведении проверки

Кроме того, несоблюдение требования, указанного в пункте 3 статьи 21 Закона № 2202-1, не является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Предпринимателем правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Предпринимателем правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

В данном случае наказание назначено Предпринимателю в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 сентября 2019 года по делу № А42-6406/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

Е.А. Сомова