ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 сентября 2022 года
Дело №А42-7887/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19393/2022) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2022 по делу № А42-7887/2021 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению акционерного общества "ФИО2"
к Мурманской таможне
об оспаривании постановления,
установил:
акционерное общество "ФИО2" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 19.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10207000-708/2021 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 09.06.2022 суд первой инстанции постановление Мурманской таможни от 19.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10207000-708/2021 о привлечении АО ФИО2" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, отменил. Производство по настоящему делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекращено.
Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению таможни, несвоевременное предоставление статформ, за пределами установленного законом срока, выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких статформ. Данное правонарушение окончено на дату представления статформ в таможенный орган через личный кабинет, местом его совершения является таможенный орган, в котором осуществлена регистрация. Таким образом, по мнению подателя жалобы, учитывая диспозицию части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, Разъяснения ФТС России и позицию Верховного суда РФ датой совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров будет являться дата фактического представления статформ, то есть 12.07.2021, в связи с чем обжалуемое постановление вынесено правомерно и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.07.2021 АО "ФИО2" (ИНН <***>) была подана и зарегистрирована в электронном виде с заверением электронной подписью заявителя статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ЕВ20210712170244439 и присвоенным регистрационным номером 10207000/120721/С944186. Статистическая форма представлена в отношении товаров, поступивших в адрес АО "ФИО2" в апреле 2020 года из Республики Беларусь.
В статистической форме № 10207000/120721/С944186 были указаны следующие сведения:
в графе «Отчетный период» - 04.2020;
в графе «Дата заполнения документа» - 12.07.2021.
Статистическая форма с системным номером ЕВ20210712170244439 была аннулирована заявителем 13.07.2021 с использованием электронной подписи. В ячейке «Комментарий при аннулировании» заявителем указано: «Аннулировано: 10207000/120721/С944186; Примечание: Замена информации в Гр. 12. "Наименование товара"». Взамен подана статистическая форма с системным номером ЕВ20210713112727633 и присвоенным регистрационным номером 10207000/130721/С951979. В графе «Номер аннулируемой статистической формы» проставлено: 10207000/120721/С944186.
В статистической форме № 10207000/130721/0951979 были указаны следующие сведения:
в графе «Отчетный период» - 04.2020;
в графе «Дата заполнения документа» - 13.07.2021.
Статистическая форма с системным номером ЕВ20210712112727633 была аннулирована заявителем 14.07.2021 с использованием электронной подписи. В ячейке «Комментарий при аннулировании» заявителем указано: «Аннулировано: 10207000/130721/С951979;
Примечание: Изменение информации в гр.19». Взамен подана статистическая форма с системным номером ЕВ20210714083936876 и присвоенным регистрационным номером 10207000/140721/С965743. В графе «Номер аннулируемой статистической формы» проставлено: 10207000/130721/С951979.
В статистической форме № 16207000/140721/С965743 были указаны следующие сведения:
в графе «Отчетный период» - 04.2020;
в графе «Дата заполнения документа» - 14.07.2021.
По результатам проведенного контроля представления статистических форм учета перемещения товаров в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза за апрель 2020 года, Таможней установлен факт представления Обществом указанных сведений о поступивших из республики Беларусь по внешнеторговому договору от 20.01.2020 № 5В/2020, товарной накладной от 15.04.2020 № 1566873, счете-фактуре от 15.04.2020 № 10, товарах 12.07.2021 (статистическая форма № 10207000/120721/С944186), тогда как следовало до 21.05.2020.
Статистическая форма с регистрационным № 10207000/120721/С9442186 была аннулирована Обществом 13.07.2021, взамен данной статформы была представлена статформа № 10207000/130721/С951979, которая впоследствии (14.07.2021) также была аннулирована Обществом (взамен представлена статформа № 10207000/140721/С965743).
Установив данные обстоятельства, таможенный орган пришел к выводу о нарушении Обществом действовавших на тот период Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 (далее - Правила N 1329), в связи, с чем 29.07.2021 в отношении Общества составил протокол №10207000-708/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением от 19.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10207000-708/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Частью 2 указанной статьи обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Так пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
С учетом пункта 16 Правил непредставление или представление в таможенный орган статистической формы с нарушением установленного срока, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, в том числе, связанные с нарушением Правил ее заполнения, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.7.13 КоАП РФ.
В данном случае таможенным органом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства Обществом допущена просрочка представления в таможенный орган статистической формы, что подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества о вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что поступившие из Республики Беларусь товары были получены Обществом – 15.04.2020 по накладной № 1566873, следовательно, соответствующая статформа должна была быть направлена в таможенный орган не позднее 21.05.2020 (включительно).
Вопреки доводам таможенного органа, поскольку соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 21.05.2020 (то есть к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку форма статистической отчетности должна была быть представлена в срок до 21.05.2020 (включительно), к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 21.05.2021, однако административное дело рассмотрено лишь 19.08.2021, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Мурманской таможни не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26 мая 2022 года по делу № А42-7887/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В. Зотеева
Судьи
Н.И. Протас
Н.О. Третьякова