ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-8083/2021 от 19.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июня 2022 года

Дело №А42-8083/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6949/2022) ИП ФИО2 на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.01.2022 по делу № А42-8083/2021(судья С.Б.Варфоломеев), принятое

по заявлению Комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска

к ИП ФИО2

3-е лицо: Управление финансов администрации г.Мурманска

о взыскании

установил:

Комитет по экономическому развитию администрации города Мурманска (далее – Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (далее – ФИО2, ответчик) о взыскании 500 000 руб. субсидии из местного бюджета.

Определением суда от 16.09.2021 к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление финансов администрации города Мурманска (далее – Управление, третье лицо), являющееся органом внутреннего муниципального финансового контроля.

Решением суда от 11.01.2022 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, ФИО2 направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что материалами дела не подтвержден факт нецелевого использования ФИО2 полученных денежных средств. Ссылается на то, что требование о возврате оформлены истцом до истечения срока, предусмотренного пунктом 4.3.9.1 Договора.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 07.10.2020 между Комитетом и ФИО2 заключён договор № 03, в соответствии с которым последнему на создание собственного бизнеса для реализации бизнес-плана «Городская ферма по производству свежей зелени и ягод» на безвозмездной основе из бюджета муниципального образования город Мурманск предоставлена субсидия в размере 500.000 руб. (далее – Договор).

Факт перечисления названных денежных средств ФИО2 подтверждается платёжным поручением от 22.10.2020 № 863672.

Поскольку ответчик не выполнил положения пунктов 1.4.2, 10.2, 10.11, 11.2, 11.3.1 Положения о порядке и условиях проведения конкурса на предоставление грантов начинающим предпринимателям, утверждённого Постановлением Администрации города Мурманска от 16.07.2015 № 1942 (в редакции, действовавшей в спорный период, – Постановления Администрации города Мурманска от 19.06.2020 № 1428) (далее – Положение № 1942), организовав свою предпринимательскую деятельность на территории города Колы Мурманской области, вместо города Мурманска, документально не подтвердив целевое расходование бюджетных средств и допустив их расходование не по целевому назначению, не получив согласий контрагентов на осуществление в отношении них муниципального финансового контроля, не достигнув планируемых целевых показателей проекта, Комитет выставил требование от 30.06.2021 № 13-06-13/1658 о возврате ответчиком бюджетных средств.

В добровольном порядке субсидия возвращена не была, что и послужило основанием для обращения Комитета в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, указал на их обоснованность, как по праву, так и по размеру.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведённой из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликёрных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пункт 7 статьи 78 БК РФ закрепляет, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам(за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определён решениями, предусмотренными абзацем первым этого же пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 16.07.2015 № 1942 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения Конкурса на предоставление грантов начинающим предпринимателям» (далее - Положение) комитетом по экономическому развитию администрации города Мурманска в 2020 году был проведен конкурс на предоставление грантов начинающим предпринимателям (далее - конкурс).

Одним из победителей был признан индивидуальный предприниматель ФИО2 с проектом «Городская ферма по производству свежей зелени и ягод».

По итогам конкурса с индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен договор о предоставлении из бюджета муниципального образования город Мурманск гранта в форме субсидии от 07.10.2020 № 03 (далее - Договор).

На основании заключенного Договора и постановления администрации города Мурманска от 20.10.2020 № 2414 ФИО2 предоставлен муниципальный грант в форме субсидии в сумме 500 000,00 рублей. Целью предоставления гранта являлась реализация на территории муниципального образования город Мурманск бизнес-плана проекта «Городская ферма по производству свежей зелени и ягод» (далее — бизнес-план проекта, проект). Грант предоставлен на приобретение основных средств для целей ведения предпринимательской деятельности на территории города Мурманска в соответствии со сметой расходов бизнес-плана проекта.

Согласно представленному на участие в конкурсе бизнес-плану проекта, предполагаемым местом реализации проекта «Городская ферма по производству свежей зелени и ягод» определена территория ОАО «Хладокомбинат» в городе Мурманске. К бизнес-плану проекта приложено гарантийное письмо от 22.07.2020 № 306, подписанное финансовым директором ОАО «Хладокомбинат» ФИО3, о предоставлении ФИО2 с 01.09.2020 в аренду помещения площадью 50 м2, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 8.6 Положения условием предоставления гранта является софинансирование грантополучателем расходов на реализацию бизнес-плана проекта (далее - собственные средства) в размере не менее 10 % от размера получаемого гранта. Размер гранта не может превышать 500 000,00 рублей на одного грантополучателя (пункт 8.5 Положения).

Пунктом 12.1 Положения определены случаи принудительного возврата средств муниципального гранта, а именно, несоблюдение грантополучателем целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленное по фактам проверок, проведённых Комитетом и (или) органами муниципального финансового контроля муниципального образования город Мурманск, а также недостижение по истечении 12 календарных месяцев с даты перечисления гранта одновременно двух и более показателей, указанных в приложении № 8 к названному Положению, более чем на 50 % каждый.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что правовыми основаниями для возврата рассматриваемой субсидии в судебном порядке могут быть только четыре случая: несоблюдение целей гранта, несоблюдение условий гранта, несоблюдение порядка гранта, недостижение показателей.

В рассматриваемом случае ФИО2, в числе прочего, вменено несоблюдение условий пунктов 4.3.4.1, 4.3.9.2 Договора и требований пунктов 10.11, 11.3.1 Положения № 1942, обязывающие документально подтверждать расходование средств гранта, включая выписками банка, и осуществлять расчёты за счёт средств гранта только в безналичной форме, тогда как выписка по расчётному счёту ФИО2 за период с 01.10.2020 по 30.04.2021 не содержит информацию о расходовании средств муниципального гранта на сумму 360.280 руб. и об его остатке на сумму 139.720 руб., который (остаток) вовсе был снят ФИО2 с расчётного счёта.

Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что одновременно Управление в ходе муниципального финансового контроля установило как факт приобретения ФИО2 основных средств: агроподдонов в количестве 16 штук, кассет-вкладышей в количестве 120 штук, стоек-полок в количестве 48 штук, светильников светодиодных в количестве 200 штук на общую сумму 360.280 руб., так и факт реального наличия этих средств у ФИО2, что подтверждается вышеназванными актами проверок и осмотра и другой банковской выпиской по расчётному счёту ФИО2 за период с 01.06.2020 по 01.06.2021 (л.д.3-14 т.2).

Таким образом, поскольку проверкой Управления выявлено расходование ФИО2 средств гранта в сумме 360.280 руб. на цели субсидирования, в связи с чем оснований для их возврата, в связи с нецелевым расходование не основано на фактических обстоятельствах.

Суд также правомерно признал необоснованной позицию Комитета о возврате 139 720 руб. как израсходованных ФИО2 на иные цели и в ином порядке, то есть в наличной, вместо в безналичной форме.

Данные средства были сняты ФИО2 со своего расчётного счёта. Однако факта какого-либо расходования этих средств не установлено.

Таким образом, правовых оснований инкриминировать ФИО2 бездокументальное и нецелевое расходование бюджетных средств не имеется.

Также судом первой инстанции обоснованно установлено, что у Комитета не имеется оснований для возврата по эпизоду недостижения ФИО2 заявленной в проекте объёма выручки, которая должна быть в размере 1.450.560 руб., тогда как фактически она составила 55.830 руб., к чему обязывают пункт 4.3.3 Договора и абзац второй пункт 11.2 Положения № 1942.

В силу вышеприведенного пункта 12.1 Положения № 1942 грантополучатель обязан вернуть выделенные ему бюджетные средства в случае недостижения заявленных им показателей именно по истечении 12 календарных месяцев с даты перечисления гранта и одновременно двух и более таких показателей.

В данном же случае, учитывая дату получения ФИО2 муниципального гранта 22.10.2020, двенадцать месяцев для реализации проекта по заявленным в нём показателям истекали 22.10.2021, тогда как Комитет уже 07.09.2021 обратился с настоящим иском в суд, следовательно, утверждать о недостижении каких-либо показателей преждевременно.

Кроме того, вопреки пункту 12.1 Положения № 1942 ФИО2 вменяется недостижение лишь одного показателя, вместо предусмотренных для такого правового обоснования двух и более показателей.

Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено нарушение ФИО2 условий субсидирования.

Согласно пункту 1.3 Положения № 1942 целью предоставления грантов является поддержка начинающих предпринимателей именно города Мурманска.

В соответствии с пунктом 1.4.2 Положения № 1942 под начинающими предпринимателями понимаются субъекты малого и среднего предпринимательства – индивидуальные предприниматели и юридические лица – производители товаров, работ и услуг, соответствующие требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования город Мурманск менее 12 месяцев на дату подачи заявки на участие в Конкурсе, а также не осуществляющие до этого предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в течение последних трёх лет и не являющиеся учредителями (участниками) одной или нескольких коммерческих организаций, в том числе гражданами, имеющими контрольный пакет акций одного или нескольких акционерных обществ.

В соответствии с пунктом 1.2 Договора грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат согласно приложению № 1 к указанному договору, а именно на приобретение основных средств (оборудование, инвентарь).

В соответствии с пунктом 4.2.2 Договора о предоставлении гранта и в целях контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления гранта Комитетом в адрес ФИО2 направлен запрос от 01.03.2021 № 13-06-13/464 о предоставлении информации о месте реализации проекта на территории города Мурманска и копии договора аренды помещения или свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.

В ответ на запрос 10.03.2021 ФИО2 представлена копия договора субаренды нежилых помещений от 07.07.2020 № 005\СА, заключенного с ООО «Вектор» на аренду помещения, находящегося в здании гаража, расположенного по адресу: <...>. Вместе с тем, на участие в конкурсе ФИО2 предоставлен бизнес-план проекта «Городская ферма по производству свежей зелени и ягод», предусматривающий развитие за счет средств гранта из муниципального бюджета города Мурманска бизнеса на территории города Мурманска.

Таким образом, ответчик в нарушение требования Положения № 1942 и условий Договора осуществлял субсидированную деятельность по производству свежей зелени и ягод в другом населенном пункте, чем требовали условия субсидирования.

Из пункта 5 статьи 78 БК РФ следует, что при предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключённые в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключённым в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 этой же статьи.

В силу поименованной нормы в пункте 10.2 Положения и пункте 4.3.9.4 Договора под обязательными условиями предоставления гранта также понимаются в числе прочего:

- согласие его получателя и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключённым в целях исполнения обязательств по Договору, на осуществление Комитетом и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления гранта;

- обязательство грантополучателя при заключении договоров (соглашений) в целях исполнения обязательств по Договору включать в эти договоры (соглашения) пункт о согласии поставщика (подрядчика, исполнителя) на осуществление Комитетом и органами муниципального финансового контроля 11 проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта.

Проверкой установлено, что в нарушении пункта 10.2 Положения и пункта 4.3.9.4 Договора в заключенные договоры на поставку товаров не включен пункт о согласии поставщика на осуществление Комитетом и органом муниципального финансового контроля муниципального образования город Мурманск проверок соблюдения грантополучателем порядка, целей и условий предоставления гранта.

Суд правомерно указал, что ФИО2 обязательства по Положению № 1942 и Договору на предоставление спорной субсидии не исполнены.

Таким образом, проверкой соблюдения условий Договора, выделенных в рамках Конкурса на предоставление грантов начинающим предпринимателям — победителю ФИО2 установлены нарушения:

- пункта 1.4.2 Положения и бизнес-плана проекта в части реализации бизнес-плана проекта за счет средств гранта из муниципального бюджета города Мурманска за пределами города Мурманска

- пункта 10.2 Положения и пункта 4.3.9.4 Договора: в заключенные договоры на поставку товаров не включен пункт о согласии поставщика на осуществление Комитетом и органом муниципального финансового контролямуниципального образования город Мурманск проверок соблюдения грантополучателем порядка, целей и условий предоставления гранта.

В соответствии с пунктом 12.1 Положения, пунктом 4.1.4 Договора в случае установления фактов нарушения грантополучателем порядка, целей и условий предоставления гранта, грантополучатель обязан вернуть выделенные ему бюджетные средства в полном объёме на основании требования о возврате средств гранта, направляемого Комитетом.

Пунктом 4.3.7 Договора предусмотрено, что в случае получения от Главного распорядителя средств бюджета города Мурманска требования в соответствии с пунктом 4.1.4 Договора возвращать в бюджет города Мурманска грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, поскольку ФИО2 допущены нарушения условий предоставления спорной субсидии, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с ФИО2 израсходованной с такими нарушениями субсидии (муниципальный грант) в сумме 500 000 руб.

На основании изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 января 2022 года по делу № А42-8083/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

О.В. Фуркало