ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-8888/2017 от 20.07.2018 АС Северо-Западного округа

883/2018-36086(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Пастуховой М.В., судей Кустова А.А.,  Старченковой В.В., 

при участии от публичного акционерного общества «Мурманская ТЭЦ»  ФИО1 (доверенность от 01.01.2018), 

рассмотрев 17.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2  на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2017  (судья Камалова Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.04.2018 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А.,  Савина Е.В.) по делу № А42-8888/2017, 

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО2,  ОГРНИП <***>, ИНН <***> (далее – Предприниматель,  истец), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к  публичному акционерному обществу «Мурманская ТЭЦ», место нахождения:  183038, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ПАО «Мурманская ТЭЦ»,  ответчик), о принятии протокола разногласий к договорам теплоснабжения  от 17.08.2017 № 8086 и от 17.08.2017 № 8069 в редакции Предпринимателя. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «Североморские молочные  продукты», место нахождения: 183038, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>  (далее – ООО «Североморские молочные продукты»). 

Решением суда первой инстанции от 14.12.2017, оставленным без  изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2018,  в удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального и нарушение ими норм  процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить  решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой  инстанции. Как указывает податель жалобы, произведенный им демонтаж  радиаторов центрального отопления исключает возможность получения  коммунальной услуги по отоплению и внесения платы за нее. 

В отзыве на кассационную жалобу ПАО «Мурманская ТЭЦ» просит 


оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и  обоснованными. 

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Североморские молочные  продукты» поддерживает доводы кассационной жалобы и просит отменить  принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд  первой инстанции. 

Представители Предпринимателя и ООО «Североморские молочные  продукты», в установленном порядке извещенных о времени и месте  рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба  рассмотрена в их отсутствие. 

В судебном заседании представитель ПАО «Мурманская ТЭЦ» возражал  против удовлетворения кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, при заключении договоров  теплоснабжения от 17.08.2017 № 8068 и № 8069 между ПАО «Мурманская ТЭЦ»  и Предпринимателем не было достигнуто соглашение по разделу 7 договора  «Цена договора и порядок расчетов» в части оплаты тепловой энергии. 

Предпринимателем в адрес ПАО «Мурманская ТЭЦ» направлены  протоколы разногласий, согласно которым фактическое потребление  коммунальной услуги по отоплению за нежилое помещение по проспекту  Ленина, дом 70, площадью 156,1 кв.м., и за нежилое помещение по проспекту  Ленина, дом 100, площадью 308,7 кв.м., составило 0 Гкал. 

ПАО «Мурманская ТЭЦ» 14.09.2017 направила в адрес Предпринимателя  протоколы согласования разногласий, которыми отклонила редакцию  протоколов разногласий Предпринимателя. 

В обоснование факта отсутствия отопления в спорных помещениях  Предприниматель ссылается на следующие обстоятельства. 

В связи с высокой температурой в помещениях магазина, расположенного  по адресу: пр. Ленина, д. 70, ООО «Североморские молочные продукты»  (арендатор) 22.05.2009 обратилось в общество с ограниченной  ответственностью «Теплосервис» (далее - ОАО «Теплосервис») о проведении  демонтажа радиаторов отопления. 

Представители Мурманского муниципального унитарного предприятия  «Жилищная сервисная компания» (далее – ММУП «ЖСК») 30.06.2009 при  проведении обследования магазина, расположенного по адресу: проспект  Ленина, дом 70, установили отсутствие приборов отопления. 

В акте от 30.06.2009 отражено, что обследуемое помещение используется  под продовольственный магазин, расположено на 1-ом этаже жилого  многоквартирного дома; приборы отопления демонтированы, в помещениях  проходят общедомовые стояки отопления; помещение продовольственного  магазина является отапливаемым с коэффициентом 0,4. 

С 01.02.2013 по 31.12.2014 предоставление коммунальных услуг и  теплоснабжение спорного помещения осуществляло общество с ограниченной  ответственностью «УК «Центурион» (наименование изменено на общество с  ограниченной ответственностью «Севергрупп», далее - ООО «Севергрупп»). 

При рассмотрении дела № А42-6122/2014 Арбитражным судом  Мурманской области утверждено мировое соглашение между  ООО «Севергрупп» и ООО «Североморские молочные продукты», в котором  указано, что согласно акта осмотра системы отопления нежилого помещения в  доме 70, проспект Ленина, в городе Мурманске от 10.11.2014, установившем  отсутствие приборов отопления и наличие транзитных стояков, на основании  согласованного расчета фактического теплопотребления оплата производится в 


размере 38% от общей суммы теплопотребления, исчисленной по действующим  нормативам. 

Указанный объем теплоснабжения помещения, расположенного по  адресу: проспект Ленина, дом 70, город Мурманск, в последующем указывался в  договорах, заключенных с управляющими организациями. 

При проведении 12.04.2017 комиссионного обследования температурных  режимов в помещениях магазина по адресу: проспект Ленина, дом 70, с  участием представителей ПАО «Мурманская ТЭЦ», общества с ограниченной  ответственностью «Наш общий дом», ООО «Североморские молочные  продукты» в нежилых помещениях зафиксирована температура воздуха + 9,6  гр. С до 14,0 гр. С. Представитель ПАО «Мурманская ТЭЦ» от подписи  отказалась, изложив особое мнение, в котором указала, что отопительные  приборы самовольно демонтированы; стояки отопления, розливы отопления –  без изоляции; температурные показатели занижены из-за намеренного  охлаждения вышеуказанных помещений – при обследовании были открыты  запасной выход и загрузочное окно; потребление тепловой энергии  многоквартирного дома учитывается общедомовым прибором учета,  допущенным к коммерческому учету. ООО «Североморские молочные  продукты» также изложили особое мнение, указав, что термометр, который  применялся для замера температуры воздуха в нежилом помещении со стороны  теплоснабжающей организации, является контактным, то есть не предназначен  для измерения температуры воздуха. 

Письмами от 24.01.2005 № 5, от 20.10.2005 № 90 ООО «Североморские  молочные продукты» обращалось к ресурсоснабжающим организациям  с просьбой разрешить демонтаж батарей отопления в нежилом помещении  по адресу: проспект Ленина, дом 100 в городе Мурманске. 

В октябре 2008 года ООО «Североморские молочные продукты»  на основании договора с ОАО «Теплосервис» осуществило демонтаж батарей  отопления в магазине, расположенном по адресу: проспект Ленина, дом 100,  в количестве 4 шт. 

По результатам обследования помещений, проведенном ММУП «ЖСК»,  установлено: в нежилом помещении, расположенном по адресу: <...>, на 1-ом этаже в помещении проходят  общедомовые стояки отопления, за исключением помещения № 5, в котором  установлен прибор отопления, площадь помещения 8 кв.м., площадь 1-го этажа  составляет 179,4 кв.м.; в подвальном помещении площадью 129,3 кв.м.  проходят стояки отопления, за исключением помещения № 16 площадью 14,3  кв.м., в котором имеется прибор отопления. Комиссия пришла к следующим  выводам: по 1-му этажу отапливаемая площадь составляет 8 кв.м. в размере  100%; отапливаемая площадь с коэффициентом 0,4 составляет 171,4 кв.м.; по  подвальному помещению: отапливаемая площадь 14,3 кв.м. в размере 100%,  отапливаемая площадь с коэффициентом 0,4 составляет 115 кв.м. 

Актом от 22.04.2016 комиссией в составе представителей  ПАО «Мурманская ТЭЦ», общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК»,  ООО «Североморские молочные продукты» установлено: согласно поэтажному  плану технического паспорта и экспликации в помещениях № I (1-5),  расположенных на первом этаже здания, общей площадью 179,4 кв.м., имеются  отопительные приборы, не заизолированный трубопровод и стояки отопления.  В подвальных помещениях № Ia (1-16) согласно поэтажному плану технического  паспорта и экспликации общей площадью 129,3 кв.м. имеются магистральный  трубопровод (частично без теплоизоляции), розлив и стояки отопления (без  теплоизоляции); отопительные приборы отсутствуют; температура воздуха в  данных помещениях составляла от 18 до 21 гр. С. В возражениях на акт 


ООО «Североморские молочные продукты» указало, что в помещениях № 5  первого этажа установлена батарея отопления, которая отсечена через вентиль  от системы отопления; на первом этаже и в подвале установлено холодильное  оборудование общей мощностью электрической нагрузки 24,195 кВТ, источники  искусственного освящения; для понижения температуры в торговом зале  установлены кондиционеры в количестве 2 (двух) штук. 

В связи с тем, что разногласия при заключении договоров не были  урегулированы, Предприниматель обратился с настоящим иском в арбитражный  суд. 

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в материалы дела  доказательства, суды не установили оснований для удовлетворения иска. 

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы,  проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы. 

Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее - ГК РФ), установлено, что в случаях, когда в соответствии с названным  Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны,  направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет  направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в  течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить  другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении  протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо  неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок  сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия на  рассмотрение суда. 

В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при  заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ  либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись  разногласия, определяются в соответствии с решением суда. 

Согласно пункт 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать  обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными  правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его  заключения. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора  определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание  соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами  (стать 422 ГК РФ). 

Договор энергоснабжения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным  договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о  том, что условия договора должны соответствовать издаваемым  Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон  при заключении и исполнении публичных договоров. 

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и  пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и  пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и  потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, вопросы,  связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей  коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и  жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). 

Указанные Правила являются обязательными и должны соблюдаться 


потребителями коммунальной услуги, к которым относится Предприниматель,  как лицо, пользующееся на праве собственности нежилыми помещениями,  расположенными в многоквартирном доме. 

Подпунктом «в» пункта 35 Правил № 354 потребителю запрещено  самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы,  предусмотренные проектной и (или) технической документацией  на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности  нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше  параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией  на многоквартирный или жилой дом. 

В силу пункта 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ) переустройство и (или) перепланировка жилого помещения  проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с  органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий  согласование) на основании принятого им решения. 

Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим  органом местного самоуправления решения о перепланировке или  переустройстве жилого помещения. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения  переустройства и (или) перепланировки помещения собственник должен  представить подготовленный и оформленный в установленном порядке проект  переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или)  перепланируемого жилого помещения. 

Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения  подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ). 

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010   № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) запрещается переход  на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием  индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии  осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам  теплоснабжения многоквартирных домов. 

Как следует из материалов дела, Предпринимателем не представлены  документы, подтверждающие согласование переустройства (демонтаж  приборов отопления) помещения с органами местного самоуправления.  Доказательства разработки проекта реконструкции системы отопления  многоквартирного дома, в которых расположены спорные помещения, в  материалы дела также не представлены. 

Поскольку спорные помещения истца находятся в составе  многоквартирного дома, запрет на переход отопления помещений на иной  способ отопления (без согласования) распространяется равным образом как на  жилые, так и на нежилые помещения. 

Предпринимателем нарушены приведенные положения действующего  законодательства. Доказательств, свидетельствующих о том, что демонтаж и  отключение радиаторов отопления произведены в соответствии с  установленным порядком и при наличии требуемых разрешений, в материалы  дела не представлены и на их наличие податель жалобы не ссылается. 

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств дела суды  пришли к правомерному выводу о том, что демонтаж обогревающих приборов  не может освобождать собственника помещения от обязанности по оплате за  потребляемую тепловую энергию. 

Судами по результатам оценки представленных в материалы дела актов  обследования помещений установлено, что в них имеются не изолированные  стояки отопления, температура в помещениях соответствует нормативной. 


Уменьшение объема поступающей тепловой энергии путем самовольного  демонтажа радиаторов не свидетельствует о том, что услуга по отоплению не  оказывается. 

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за  коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых  коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их  отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,  утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской  Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется  степенью благоустройства многоквартирного дома (далее – МКД), под которой  понимается наличие в МКД внутридомовых инженерных систем, позволяющих  предоставлять потребителю коммунальную услугу по отоплению - то есть  подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым  инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей  поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в МКД, входящих в  состав общего имущества в МКД, температуры воздуха, установленной в пункте  15 Приложения № 1 к Правилам № 354. 

Использование Предпринимателем в спорных помещениях  индивидуального источника тепловой энергии не является основанием для  изменения порядка начисления и расчетов платы за коммунальную услугу  «отопление», установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и  Правилами № 354. 

С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно отказали в  иске. 

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой  фактических обстоятельств дела и иное толкование им норм материального  права не является основанием для отмены обжалуемых решения и  постановления. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.12.2017  и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 10.04.2018 по делу № А42-8888/2017 оставить без изменения,  а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 – без удовлетворения. 

Председательствующий М.В. Пастухова
Судьи А.А. Кустов

В.В. Старченкова