ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 марта 2022 года
Дело №А42-9309/2021
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богдановской Г.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3950/2022) акционерного общества «Ситиматик» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2022 по делу № А42-9309/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску акционерного общества «Ситиматик»
к акционерному обществу «Мурманскавтотранс»
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Ситиматик» (далее – истец, АО «Ситиматик») в лице Мурманского филиала обратилось в Арбитражный суд Мурманской области к акционерному обществу «Мурманскавтотранс» (далее – ответчик, АО «Мурманскавтотранс») о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в сумме 79 184 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области, вынесенным в виде резолютивной части от 22.12.2021, в удовлетворении иска отказано. Мотивированное решение по делу изготовлено 29.01.2022.
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неправомерность вывода суда первой инстанции об отсутствии заключенного между истцом и ответчиком договора на оказание услуг по обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Судом не учтено, что по правилам пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства), положений раздела I (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами …» (далее – Правила № 1156) договор следует считать заключенным с момента размещения региональным оператором публичной оферты, в силу чего договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора. При этом, выводы суда об отсутствии факта оказания услуг истцом и их оказание иной организацией, является несостоятельным, так как в качестве факта оказания услуг ответчиком представлен акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2020, который не является допустимым доказательством факта оказания услуг, поскольку не содержит информацию, за какие услуги осуществлялось выставление счетов и производилась оплата, информацию о том, что представленный акт сверки составлен именно в рамках договора от 01.01.2013 № 115-С. Судом также не учтено, что с момента начала деятельности регионального оператора оказание услуг по вывозу ТКО иными лицами, кроме регионального оператора, не допустим.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел дело без проведения судебного заседания и вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, АО «Ситиматик» с 01.01.2019 является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области.
Ответчиком истцу направлена заявка на заключение договора на оказание услуг на обращение с ТКО (л.д. 10).
Истцом ответчику направлен подписанный истцом договор № 70/312/0000821/001 (л.д. 19-20), который получен ответчиком 21.08.2020 (л.д. 21).
Ссылаясь на оказание ответчику услуг по вывозу ТКО в период с января по август 2020, истец оформил универсальные передаточные документы от 30.04.2020 №№ 5/5905, 5/5906, 5/5907, от 31.12.2020 №№ 5/44206, 5/44207, 5/44208, 5/44209, 5/44210 (л.д.23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37) и выставил для оплаты счета от 30.04.2020 №№ 5/5913, 5/5914, 5/5915, от 31.12.2020 №№ 5/43970, 5/43971, 5/43972, 5/43973, 5/43974 на общую сумму 79 184 руб. 03 коп. (л.д.22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38), и не получив от ответчика оплаты, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия договорных отношений сторон в исковой период, поскольку счел, что направленная истцом ответчику оферта на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (оферта) получена ответчиком 21.08.2020, в силу чего договор по правилам пункта 8(4) Правил № 1156 считается заключенным не позднее 11.09.2020. При отсутствии договорных отношений суд возложил бремя доказывания факта оказания услуг на истца и в отсутствие таких доказательств, в том числе вывоза мусора с утвержденных (согласованных) мест накопления отходов, и наличии опровергающих доказательств со стороны ответчика (доказательства фактического вывоза ТКО иным лицом, что не противоречит части 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по оплате услуг.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей.
Частью 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные исполнителем услуги.
Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с частью 4 той же статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 той же статьи).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами №1156.
Согласно подпункту «в» пункта 8 (1) раздела I(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8 (4) Правил № 1156 определено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8(10) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации; потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Согласно пунктов 8(8), 8(10) Правил № 1156 заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8 (12) Правил № 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил № 1156.
Наряду с этим абзацем 4 пункта 8(17) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в срок, указанный в абзаце 3 того же пункта, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном средстве массовой информации «Мурманский вестник» 08.02.2018 и размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://reqoperator.ru/doqovora-s-potrebitelvami-murmansk.
Тарифы на услугу Регионального оператора утверждены постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2018 № 49/9 и применяются с учетом последующих изменений, внесенных Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области.
Доказательств того, что заявка ответчика б/д б/н (л.д. 10), была направлена в сроки, установленные абзацем 3 пункта 8(17) Правил № 1156, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах следует признать, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен между истцом и ответчиком по правилам абзаца 4 того же пункта на условиях Типового договора.
Однако, в отсутствие подписанного договора на обращение с ТКО, то есть в условиях отсутствия безусловной осведомленности ответчика о наличии договорных отношений, сам по себе факт наличия таких отношений, возникших по правилам пункта 8(17) Правил № 1156, и даже при наличии у потребителя безусловной обязанности осуществлять вывоз ТКО только посредством оказания услуг региональным оператором, на что указывает в жалобе апеллянт, не предоставляет последнему безусловное право на получение стоимости услуг вне зависимости от факта их оказания конкретному потребителю.
Обратный правовой подход нарушает принцип правовой определенности и принцип разумных ожиданий хозяйствующего субъекта, а применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, также принцип добросовестности, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается факт оказания услуг ответчику иными лицом, и ответчик, как следует из его отзыва (л.д. 50), руководствовался положениями части 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ, ввиду чего взыскание в пользу истца искомой суммы при отсутствии встречного имущественного предоставления противоречит статье 423 и 1102 ГК РФ.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцом, помимо прочего, не доказан факт оказания услуг в исковой период.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание факт наличия действующего в указанный период договора на оказание услуг с иным лицом, а также не опровергнутый истцом факт осуществления ответчиком хозяйственной деятельности на территории, в периметр которой вход неопределенного круга лиц ограничен; изложенные обстоятельства апеллянтом не опровергнуты.
Факт оказания для ответчика услуг по обращению с отходами в спорный период именно открытым акционерным обществом «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов» подтверждается подписанным между последним и ответчиком актом сверки по состоянию на 31.12.2020 (л.д.63), представленным ответчиком в материалы дела.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что адрес расположения ответчика: Ленинский округ, улица Транспортная, дом 12, был внесен в Территориальную схему обращения с отходами Мурманской области, утверждённую Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10, в качестве места накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Мурманск Постановлением Правительства Мурманской области от 08.12.2020 № 855-ПП (пункт 491 адресного перечня), вступившим в силу с 1 января 2021 года. Таким образом, до 01.01.2021, а равно во взыскиваемый период (январь-август 2020 года), адрес местонахождения ответчика не являлся местом накопления отходов, следовательно, по указанному адресу в спорный период не мог осуществляться вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с типовым договором, поскольку на основании вышеприведенного пункта 4 Правил № 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами помимо прочего в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
С учетом изложенных конкретных обстоятельств настоящего дела апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований истца и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2022 по делу № А42-9309/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.Н. Богдановская