ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-9851/17 от 11.10.2018 АС Северо-Западного округа

611/2018-49704(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Константинова П.Ю., судей Власовой М.Г., 

ФИО1,

рассмотрев 11.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны  Российской Федерации в Мурманской области на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 21.03.2018 (судья Фокина О.С.) и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (судьи 

ФИО2, ФИО3, ФИО4) по делу № А42-9851/2017,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество междугородной и международной  электрической связи «Ростелеком», место нахождения: 191002, 

Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН <***>,

ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд  Мурманской области с иском к Центру специальной связи и информации  Федеральной службы охраны Российской Федерации в Мурманской области,  место нахождения: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ОГРН  <***>, ИНН <***> (далее – Центр), о взыскании 438 929 руб. 55  коп. за оказанные в период с 01.01.2017 по 31.03.2017 услуги по  предоставлению мест в линейно-кабельных сооружениях. 

Решением от 21.03.2018, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 02.07.2018, иск удовлетворен. 

В кассационной жалобе Центр, ссылаясь на неправильное применение  судами норм материального и процессуального права и несоответствие их  выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем  доказательствам, просит решение и постановление отменить; принять новый  судебный акт об отказе в иске. 

Податель жалобы считает недоказанным требование о взыскании с него  стоимости спорных услуг, а также полагает необоснованным возложение на  него оплаты услуг в отсутствие государственного контракта. 

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит жалобу отклонить.

Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены  надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не  направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их  отсутствие. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как следует из материалов дела, между Обществом (исполнителем) и  Центром (заказчиком) заключен государственный контракт от 21.10.2016 


№ 36-1-2016 на предоставление во временное пользование места в кабельной  канализации г. Мурманска на участках в соответствии с Приложением № 2 к  контракту для прокладки кабелей заказчика, их дальнейшего использования в  интересах заказчика. 

Заказчик имеет право на приоритетное пользование услугами связи.  Настоящий контракт заключен для нужд обороны страны, безопасности  государства и обеспечения правопорядка. Исполнитель не вправе  приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в  письменной форме заказчика (пункт 1.3 контракта). 

В силу подпункта 3.1.1 контракта исполнитель обязуется предоставить  заказчику место в кабельной канализации исполнителя в соответствии с  Приложением № 2 к настоящему контракту, являющимся его неотъемлемой  частью. 

Заказчик обязуется производить оплату за предоставленные места в  кабельной канализации в соответствии с условиями настоящего контракта  (подпункт 3.2.1 контракта). 

Оплата за предоставленные услуги производится ежемесячно за счет  средств федерального бюджета до 15 числа календарного месяца, следующего  за месяцем, в котором были оказаны услуги связи, на основании акта приема  оказанных услуг, счета и счета-фактуры. Оплата услуг связи производится  платежным поручением через банковские учреждения (пункт 4.2 контракта). 

Согласно пункту 6.1 контракта срок оказания услуг установлен с  01.08.2016 по 31.12.2016. 

После завершения срока действия контракта Общество оказывало  Центру услуги связи, ответчик демонтаж кабелей не произвел, акт сверки по  состоянию на 30.09.2017 подписал без возражений. 

В связи с тем, что Центр не оплатил Обществу стоимость оказанных в  спорный период услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суды первой и апелляционной инстанций признали требования  обоснованными по праву и размеру. 

Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу  следующего. 

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг  исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить  определенные действия или осуществить определенную деятельность), а  заказчик обязуется оплатить эти услуги. 

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные  ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного  оказания услуг. 

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995   № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов,  обеспечивающих безопасность государства» (далее – Указ № 1173)  ограничение или прекращение оказания услуг связи воинским частям,  учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов  исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, признаны  действиями, нарушающими безопасность государства. 

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 07.07.2003

 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) оказание услуг связи для  обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется на  основе государственного или муниципального контракта, заключенного в 


порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в объеме,  соответствующем объему финансирования предусмотренных  соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи. 

Пунктом 4 статьи 51.1 Закона № 126-ФЗ предусмотрено, что при  исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг  присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной  власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения  правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные  контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг  связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в  письменной форме государственного заказчика. 

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе охраны  Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской  Федерации от 07.08.2004 № 1013, Федеральная служба охраны Российской  Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области  государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и  надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов  государственной власти, а также функции по информационно-технологическому  и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента  Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных  государственных органов. 

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации,  приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения  законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении  иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях  удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие  государственного или муниципального контракта или с превышением его  максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров,  выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для  соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления. 

С учетом названных положений Закона № 126-ФЗ, Указа № 1173 и  разъяснений высшей судебной инстанции Российской Федерации, суды сделали  правильный вывод о том, что оператор связи не мог прекратить оказание услуг  связи, и правомерно указали на наличие оснований для оплаты услуг в том  числе после окончания действия спорного контракта. 

Факт оказания услуг в спорный период установлен судами двух инстанций  на основании представленных в материалы дела счетов-фактур, подписанного  сторонами акта. 

С учетом установленных обстоятельств дела суды двух инстанций  правомерно удовлетворили заявленные исковые требования. 

При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды  установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую  правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном  исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены  правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться  основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной  инстанцией не установлено. 


Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без  удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения. 

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2018 и  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018  по делу № А42-9851/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны  Российской Федерации в Мурманской области – без удовлетворения. 

Председательствующий П.Ю. Константинов

Судьи М.Г. Власова

ФИО1