ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«12» сентября 2018 года Дело № А43-10074/2018
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2018 по делу
№ А43-10074/2018, принятое судьей Чепурных М.Г. в порядке упрощенного производства по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГНИП 304524726700123) о признании недействительным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский от 06.03.2018 № 181700049.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании распоряжения от 31.01.2018 № 18170435 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский (далее – Управление, административный орган) в период с 02.02.2018 по 28.02.2018 проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.
В ходе проверки выявлено допущенное ФИО1 нарушениетребований статей 11, 13, 50 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2399-1 «О защите потребителей», частей 1, 2, 3, 8 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 №797.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Управления в отношении ФИО1 составлен протокол от 28.02.2018 №18170049 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, должностное лицо Управления вынесло постановление от 06.03.2018 № 181700049 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 19.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что совершение административного правонарушения, а именно отсутствие информации об одежде, обуви для детей (маркировки) на каждом товаре повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей.
ФИО1 отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.
В силу части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из оспариваемого постановления, ФИО1 вменяется реализация продукции, предназначенной для детей без маркировочных ярлыков, а именно: одежды и изделий 2-го слоя, имеющие ограниченный контакт с кожей ребенка - джемпер для мальчика «LOMAN» коричневый, по цене 650-00, в количестве 1-ой шт. и шапочка для девочки красная, по цене 450-00, в количестве 3-х шт. А также с маркировкой продукции на иностранном языке, а именно: одежда и изделия 2-го слоя, имеющие ограниченный контакт с кожей ребенка - водолазка серая «Modalux» made in Turkey, по цене 500-00, в количестве 3-х шт.; водолазка в полоску «BONITO KIDS», по цене 250-00, в количестве 7-ми шт.; джемпер для мальчика обманка «MABAOXIONGDI» made in CHINA, по цене 1000-00, в количестве 5-ти шт.; футболка для девочки «Pir Pir» made in Turkey, no цене 280-00, в количестве 4-х шт.; платье для девочки розовое «РТ RUBY KIDS Fashion» made in Russia, по цене 1300-00, в количестве 3-х шт.; брюки для мальчика «В ANKANG NEW AGE WEAR», по цене 1000-00, в количестве 4-х шт.; сорочка для мальчика серая «BLUELAND», по цене 950-00, в количестве 1-ой шт. и одежда и изделия 3-го слоя трикотажные, из текстильных материалов и кожи для детей старше 1 года и подростков - куртка для мальчика «FASHIONSTYLE» 2XL Collection fashion trend по цене 1500-00, в количестве 2-х шт. на остатке; куртка красная для девочки «SUNYANG NEW STYLE» по цене 2400-00, в количестве 2-х шт. на остатке; куртка розовая для девочки «SUNYANG WEAR INTERNATIONAL» по цене 1500-00, в количестве 4-х шт. на остатке. Допускается реализация продукции, предназначенной для детей и подростков с маркировкой продукции, содержащей информацию не в полном объеме, а именно: одежда и изделия 1 -го слоя, имеющие непосредственный контакт с кожей ребенка - трикотажное изделие майка «HYOT TEKSTIL», детский трикотаж, сделано в Узбекистане, APT М-100, Р-26, по цене 70-00, в количестве 4-х шт. на остатке отсутствует информация о наименовании и местонахождении изготовителя, наименовании и виде (назначении) изделия, дате изготовления; виде и массовой доли (процентном содержании) натурального и химического сырья, а также отсутствует информация «Предварительная стирка обязательна». Одежда и изделия 2-го слоя, имеющие ограниченный контакт с кожей ребенка, а именно: отсутствует информация о наименование страны, наименование и местонахождение изготовителя, где изготовлена продукция и дате изготовления на маркировочном ярлыке детских носков термо «Child» Весна-хороша, р-22-28, по цене 75-00, в количестве 5-х шт. на остатке; отсутствует информация о наименование страны, наименование и местонахождение изготовителя, где изготовлена продукция, дате изготовления и размере на маркировочном ярлыке шапочки для девочки розовой «Русский трикотаж», по цене 400-00, в количестве 2-х шт.; отсутствует информация о наименование и местонахождение изготовителя, где изготовлена продукция, дате изготовления и размере на маркировочном ярлыке футболки розовой «Веселый супер зайчонок», произведенной в Узбекистане, по цене 150-00, в количестве 1-ой шт.; отсутствует информация о виде и массовой доли (процентном содержании) натурального и химического сырья, а также отсутствует дата изготовления на маркировочном ярлыке платья для девочки красного ГОСТ 25294-2003 Кыргызская Республика ОсОО «Текстиль-Сервис», г.Бишкек, ул. ФИО2, 153(6), по цене 850-00, в количестве 4-х шт. на остатке.
Указанные факты подтверждены материалами дела, предпринимателем не отрицаются и свидетельствуют о нарушении требований статей 11, 13, 50 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2399-1 «О защите потребителей», частей 1, 2, 3, 8 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 № 797.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» («ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Технического регламента ТР ТС 007/2011, маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку продукции наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии) (пункт 2). Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный); размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости). Изделия для новорожденных и бельевые изделия для детей до 1 года необходимо сопровождать информацией «Предварительная стирка обязательна» (пункт 8).
Согласно требованиям пункта 3 статьи 9 Технического регламента ТР ТС 007/2011, информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
В соответствии с частью 1 статьи 3 TP ТС 017/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 настоящего Технического регламента.
Согласно пункту 2 TP ТС 017/2011, указанный регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемой в обращения на единой таможенной территории Таможенного союза.
Область применения указанного технического регламента распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения, в том числе на изделия для ухода за детьми и одежду, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия (часть 1 статьи 1 TP ТС 007/2011).
В соответствии с частью 2 статьи 1 TP ТС 007/2011 технический регламент устанавливает обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, по показателям химической, биологической, механической и термической безопасности в целях защиты жизни и здоровья детей и подростков, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей продукции.
Таким образом, отсутствие маркировочных ярлыков с указанием наименования продукции, состава, страны изготовителя, наименование изготовителя, юридические адреса изготовителя свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она не является изготовителем реализуемых товаров.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Из содержания части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель, продавец.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон №2300-1), если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 10 Закона №2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона №2300-1 информация, предусмотренная пунктом 2 названной статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В силу пункта 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
Из совокупности приведённых норм следует, что лицо, осуществляющее розничную продажу товара должно соблюдать требования к маркировке товара.
Таким образом, ФИО3, будучи продавцом продукции, не соответствующей названным требованиям, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие маркировки и ненадлежащая маркировка - очевидные для продавца факты, в связи с чем ФИО3, приобретая товар для продажи и реализуя его, не могла не осознавать, что нарушает вышеприведенные нормы.
Вопреки выводам суда первой инстанции в оспариваемом постановлении имеется указание на признание ФИО3 своей вины, а в протоколе об административном правонарушении имеется запись с обещанием устранить допущенные нарушения.
Судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля ФИО1 и препятствующих исполнению возложенной на нее, как на лицо, реализующее детские товары и товары для подростков, обязанности по соблюдению требований технических регламентов. ФИО1 не проявила ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях надлежащего исполнения требований законодательства в области спорных правоотношений, не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
На основании вышеизложенного, вывод Управления о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерен.
Наказание административным органом назначено в пределах, установленных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением срока давности. Нарушения процедуры привлечения не допущено. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2018 по делу № А43-10074/2018 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в городском округе городе Выкса, Вознесенском районе городском округе городе Кулебаки, городском округе Навашинский от 06.03.2018 № 181700049 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В. Москвичева