ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-14933/2021 от 09.12.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

16 декабря 2021 года Дело № А43-14933/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2021.

В полном объеме постановление изготовлено 16.12.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуМинистерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2021 по делу № А43-14933/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ждановский» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество с ограниченной ответственностью «Ждановский» ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий № 01АП-8498/21 от 08.12.2021).

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Ждановский» (далее - ООО «Ждановский», Общество) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636, находящихся в Кстовском районе Нижегородской области, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

ООО «Ждановский» 15.01.2021 обратилось в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент) с заявлением в котором просило:

1) сообщить о наличии согласно документированной информации государственного лесного реестра (далее – ГЛР) наложения границ лесных участков, земель лесного фонда на установленные в ЕГРН границы земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636;

2) в случае наличия наложения границ лесных участков, земель лесного фонда согласно документированной информации ГЛР на границы вышеуказанных лесных участков, исключить из ГЛР сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636.

Письмом от 20.02.2021 № Исх-414-76225/21 Департамент сообщил, что участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636 имеющие пересечения с землями лесного фонда, будут вынесены на рассмотрение межведомственной рабочей группой по приведению сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН; заседание перенесено до получения разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства.

В письме также сообщено, что об итогах рассмотрения Общество будет информировано дополнительно.

Поскольку указанным письмом Департамент фактически подтвердил, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636 имеют пересечения с землями лесного фонда, сведения о чем отсутствовали в ЕГРН, однако действия по исключению сведений из ГЛР в установленном порядке Департаментом не предприняты, Общество 11.05.2021 обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в отсутствии приведения ГЛР в соответствие со сведениями в ЕГРН, а именно, в исключении из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636. ООО «Ждановский», а также просило обязать Министерство исключить из ГЛР сведения об указанных земельных участках (т.1, л.д.94-95).

Наименование Департамента изменено на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее – Министерство, заявитель), в связи с чем судом в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) наименование заинтересованного лица изменено.

Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь статьями 71, 198, 200 АПК РФ, положениямиЛесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ),Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ), Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 201-ФЗ), Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), решением от 19.10.2021 заявленные требования удовлетворил.

Не согласившись с принятым судебным актом,Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Министерство отмечает, что выявив наложение границ земель лесного фонда на земли других категорий и возникшим сомнением в законности возникновения прав Общества на земельные участки, поставленные в ЕГРН на кадастровый учет, межведомственная рабочая группа направила в прокуратуру письмо от 23.04.2021 для проведения проверки законности возникновения прав ООО «Ждановский», ответ на которое до настоящего времени не поступил. Отмечает при этом, что в рассматриваемом случае имеется бездействие со стороны прокуратуры.

Заявитель настаивает также на том, что при наличии регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации на лесной участок, оснований для исключения из ГЛР сведений о наложении земельных участков Общества на лесной участок, не имеется.

По мнению Министерства, суд не учел зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, чем нарушил право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, обязав исключить сведения о землях лесного фонда из ГЛР в части противоречащий сведениям из ЕГРН по земельным участкам ООО «Ждановский». Участок лесного фонда, согласно сведениям ЕГРН имеет статус «актуальные, ранее учтенные», граница земельного участка не установлена в соответствии с законодательством. При этом обращает внимание на то, что ООО «Ждановский» не оспаривает право Российской Федерации на земли лесного фонда в границах наложения вышеперечисленных земельных участков.

В апелляционной жалобе Министерство также высказывает сомнение в правомерности постановки на учет спорных земельных участков ООО «Ждановский», поскольку о наложении земельных участков заявителю стало известно только после поступления заявления Общества.

Кроме того, Министерство считает неправомерным отнесение на него судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Подробно доводы Министерства приведены в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решений (действий) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как указано в части 3 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ, не допускается внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН (часть 5 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ).

Таким образом, законодательством установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В силу части 6 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

В части 7 статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.

Таким образом, положения Федерального закона № 280-ФЗ устанавливают прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР).

Правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на лесной участок, границы и площадь которого не установлены, вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Федерального закона № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.

Как следует из материалов дела, право собственности ООО «Ждановский» на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:627, 52:26:0010014:636 возникло до 01.01.2016, права на них зарегистрированы в ЕГРН. Спорные земельные участки были образованы в результате раздела иных земельных участков, принадлежащих Обществу на праве собственности, права на которые также были зарегистрированы в ЕГРН. В сведениях, содержащиеся в ЕГРН о земельных участках Общества, отсутствует информация о наложении их границ на границы лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Право собственности ООО «Ждановский» на спорные земельные участки Министерством не оспаривается.

Доказательства того, что земельные участки Общества имеют наложение на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, также как и сведения о данном участке, содержащиеся в ЕГРН или в ГЛР заявителем в материалы дела не представлены.

Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что сведения ЕГРН по земельным участкам ООО «Ждановский» имеют приоритет над сведениями, содержащимися в ГЛР, которые подлежат приведению в соответствие со сведениями о земельных участках Общества, содержащихся содержащимися в ЕГРН.

Более того, в силу части 1 статьи 123 ЛК РФ леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Согласно части 2 статьи 123 ЛК РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации

ООО «Ждановский» в настоящее время использует земельные участки по целевому назначению, в связи с чем, имущественные права и законные интересы Российской Федерации, вопреки доводу заявителя, в рассматриваемом случае, не нарушены.

Согласно статье 6 ЛК РФ леса, располагающиеся на землях сельскохозяйственного назначения, к лесному фонду не относятся.

Таким образом, законодателем осуществлена легализация нахождения лесов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, независимо от обстоятельств нахождения лесов на таких землях.

Указанное выше правовое регулирование допускает нахождение лесов в частной собственности на земельных участках сельскохозяйственного назначения и их освоение с сохранением целевого назначения таких земель.

ООО «Ждановский» обратилось в Департамент с заявлением об исключении из ГЛР сведений о лесных участках в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 4.6. Федерального закона № 201-ФЗ.

Условия, предусмотренные пунктами 1-3 части 6 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ, выполняются в рассматриваемом случае, в полном объеме: сведения о лесных участках в ЕГРН не внесены; их границы пересекают границы земельных участков ООО «Ждановский» (как утверждает сам заявитель); договоры аренды этих лесных участков отсутствуют.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ в исключении сведений из ГЛР в части приведения содержащихся в нем сведений в соответствие с данными ЕГРН, не соответствует законодательству.

Довод Министерства о том, что заявление Общества не могло быть рассмотрено, поскольку на территории Российской Федерации прекращена деятельность межведомственных групп, судом отклонен, поскольку ни положения статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ, ни положения статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ не связывают рассмотрение вопроса о приведении в соответствии содержащихся в ЕГРН и ГЛР сведений в отношении земельных участков с деятельностью таких групп.

Напротив, в силу приведенных положений частей 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ уполномоченный орган области лесных отношений обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу исключения сведений о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, границы которых пересекают иные земельные участки и осуществить исключение.

Также обязательный характер имеет и требование части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ.

Поскольку законодательством предусмотрена обязанность заявителя по рассмотрению заявления Общества о приведении сведений о принадлежащих ему участках, содержащихся в ГЛР, невыполнение указанной обязанности правомерно расценено судом как отказ в осуществлении действий по исключению сведений из ГЛР, повлекший противоправное бездействие по осуществлению необходимых мероприятий.

Приняв оспариваемое решение об отказе, Департамент уклонился от устранения имеющихся противоречий между сведениями ЕГРН и ГЛР, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку существенно ограничивают полномочия Общества, как собственника по распоряжению земельными участками.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Расходы Общества по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей правомерно отнесены на Министерство, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

Апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2021 по делу № А43-14933/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

М.Б. Белышкова

Судьи

А.М. Гущина

М.Н. Кастальская