ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
25 января 2018 года Дело №А43-15162/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 25.01.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.10.2017 по делу №А43-15162/2017, принятое судьей Трясковой Н.В. по заявлению муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Единый центр муниципального заказчика» о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Нижнего Новгорода от 03.02.2017 №083-15/18.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода – ФИО1 по доверенности от 07.02.2017 №11-08/001571 (л.д. 11 т. 3), ФИО2 по доверенности от 20.03.2017 №11-08/003824 (л.д. 3 т. 3), ФИО3 по доверенности от 07.07.2017 №11-08/010803, муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Единый центр муниципального заказчика» – ФИО4 по доверенности от 01.11.2017.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Нижнего Новгорода (далее – Инспекция, налоговый орган, заявитель) проведена выездная проверка муниципального предприятия города Нижнего Новгорода «Единый центр муниципального заказчика» (далее – МП «ЕЦМЗ», Предприятие, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 18.10.2016 №083-15/18, рассмотрев который, с учетом материалов проверки и возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение от03.02.2017 №083-15/18 о привлечении к налоговой ответственности, в том числе, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс).
Указанным решением Предприятию доначислены в том числе НДС в сумме 24 629 714 руб., налог на прибыль организаций в сумме 43 175 руб., соответствующие пени и штрафы.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 12.05.2017 №09-12/10007@, принятым по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, решение Инспекции в указанной части оставлено без изменения.
МП «ЕЦМЗ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.10.2017 заявленные налогоплательщиком требования в части доначисления вышеуказанных сумм налогов, соответствующих сумм пеней и штрафов, удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований Предприятия и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Налоговый орган в обоснование заявленных требований ссылается на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде вычета по НДС и завышении расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций.
Инспекция отмечает, что представленные налогоплательщиком документы по взаимоотношениям с ООО «Агросоюз Поволжье», ООО «Сельхозпродукт-НН», ООО «Фермерплюс», содержат недостоверную и противоречивую информацию и не могут с достоверностью подтвердить реальность поставки мяса и мясной продукции.
По мнению налогового органа, МП «ЕЦМЗ» не проявило должной степени осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов, счета-фактуры спорных контрагентов подписаны неуполномоченными лицами.
Кроме того, по мнению налогового органа, налогоплательщиком необоснованно при исчислении налога на прибыль организаций учтены расходы в сумме 215 875 руб. по оплате труда ФИО5, не состоящему в штате Предприятия.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал позицию налогоплательщика.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Положения статей 171-173 НК РФ предполагают возможность применения налогового вычета по НДС только при реальном осуществлении хозяйственных операций.
Представленные налогоплательщиком документы должны быть надлежащим образом оформлены и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.
Основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товара (выполнение работ, оказания услуг).
Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию, позволяющую идентифицировать контрагента по сделке и характер хозяйственных операций с ним.
Из содержания пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление №53) следует, что в области разрешения налоговых споров действует презумпция добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации
Расходами в целях налога на прибыль являются затраты, отвечающие критериям, установленным статьей 252 НК РФ, в частности, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что МП «ЕЦМЗ» для осуществления деятельности по организации горячего питания в школах и детских дошкольных учреждениях закупало продукты питания, в том числе мясо. Основными поставщиками мяса налогоплательщику в проверяемом периоде являлись в том числе, ООО «Агросоюз Поволжье», ООО «Сельхозпродукт-НН», ООО «Фермер плюс».
Как следует из материалов дела, в подтверждение заявленных вычетов по НДС налогоплательщиком представлены: договор от 01.01.2013 №13П на поставку мяса с ООО «Агросоюз Поволжье», договор от 05.08.2013 №62П на поставку мясной продукции и договор от 31.12.2013 №29П на поставку мяса говяжьего охлажденного с ООО «Сельхозпродукт-НН», договор от 31.12.2013 №28П на поставку мяса говяжьего охлажденного с ООО «Фермер плюс», товарные накладные, а также счета-фактуры указанных поставщиков, подписанные ФИО6 (от ООО «Агросоюз Поволжье» и ООО «Фермер плюс») и ФИО7 (от ООО «Сельхозпродукт-НН»).
Инспекция в оспариваемом решении указала, что у всех спорных контрагентов отсутствуют необходимые для осуществления деятельности трудовых и материальных ресурсов, налоговая отчетность представлялась ими с минимальными показателями сумм налогов к уплате в бюджет; ООО «Сельхозпродукт-НН» и ООО «Фермер плюс» зарегистрированы незадолго до заключения договоров с МП «ЕЦМЗ».
Анализ расчетных счетов контрагентов показал, что МП «ЕЦМЗ» является основным покупателем товаров у данных организаций, поступившие на их расчетные денежные средства перечислялись контрагентами организациям, имеющим признаки фирм-«однодневок» и номинальных руководителей, сдающих налоговую отчетность с минимальными показателями, не соответствующими оборотам по расчетным счетам.
По результатам проведенных экспертиз установлено, что подписи в счетах-фактурах, оформленных от имени ООО «Агросоюз Поволжье», ООО «Сельхозпродукт-НН», ООО «Фермер плюс», выполнены не ФИО6 и ФИО7, а другими лицами.
Установив указанные обстоятельства, налоговый орган пришел к выводу о создании Предприятием формального документооборота с указанными организациями в отсутствие с ними реальных операций по поставке мяса и мясной продукции, в целях получения необоснованной налоговой выгоды.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, признал вывод налогового органа ошибочным, установив при этом наличие реальных хозяйственных отношений МП «ЕЦМЗ» с ООО «Агросоюз Поволжье», ООО «Сельхозпродукт-НН», ООО «Фермер плюс» по поставке мяса и мясных продуктов.
Материалами дела подтверждается, что руководители организаций ФИО7 и ФИО6 при допросах подтвердили наличие взаимоотношений с Предприятием по поставке товара (мяса говядины), знакомство с руководителем налогоплательщика ФИО8, заключение договоров в офисе Предприятия, подписание ими лично всех документов, сопровождающих поставку в адрес МП «ЕЦМЗ», в том числе счетов-фактур. Свидетели также пояснили, что товар доставлялся до покупателя с привлечением наемного транспорта (т.5, л.д.145-157).
Показания руководителей контрагентов не противоречат показаниям руководителя МП «ЕЦМЗ» ФИО8 (т.5, л.д.141-144) и иным доказательствам, представленным в материалы дела
При анализе выписок по расчетным счетам покупателя и продавцов установлено, что Предприятие перечисляло указанным организациям денежные средства, указывая в качестве назначения платежа «за продукты питания», «за товар», «за поставку печени». С аналогичным назначением платежа спорными контрагентами перечислялись денежные средства в адрес поставщиков.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа об отсутствии по расчетным счетам ООО «Агросоюз Поволжье», ООО «Сельхозпродукт-НН», ООО «Фермер плюс» расходов по приобретению мяса.
Выписками по расчетным счетам указанных организаций подтверждаются расходы по оплате бухгалтерских услуг, ветеринарных услуг по договору с ГБУ НО Госветуправление, санитарно-гигиенических услуг в адрес Центра гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области, за обучение персонала, за лабораторные исследования в адрес Нижегородского референтного центра Россельхознадзора.
Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области подтвердил наличие договорных отношений с ООО «Агросоюз Поволжье» и ООО «Фермер плюс», представив по запросу налогового органа соответствующие документы (т.6, л.д.22-23).
Материалами дела также подтверждается наличие договорных отношений ООО «Сельхозпродукт-НН» с ГБУ НО «Госветуправление ГО г.Н.Новгород» (т.7, л.д.48-56).
Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки не установил обстоятельств, свидетельствующих о возможной информированности налогоплательщика о подписании счетов-фактур от имени спорных контрагентов неуполномоченными лицами.
Взаимозависимости и подконтрольности поставщиков Предприятию в ходе проверки не установлено.
Сведения о ФИО7 и ФИО6, как о руководителях спорных организаций в период заключения договоров и осуществления поставок товара, содержались Едином государственном реестре юридических лиц.
Меры, принятые МП «ЕЦМЗ» в целях проверки правоспособности контрагентов и полномочий их руководителей, в данном случае, являются достаточными для вывода о проявлении налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе их в качестве поставщиков.
Материалами дела подтверждается, что отбор контрагентов по поставке мясных продуктов для Предприятия осуществлялся путем проведения конкурсных процедур, что предполагает проверку контрагентов в том числе и наличие у них возможности исполнения договорных обязательств.
При наличии показаний ФИО7 и ФИО6 о подписании ими лично счетов-фактур спорных контрагентов, выводы, содержащиеся в заключении эксперта ООО НПО «Эксперт Союз» не могут однозначно и бесспорно подтверждать вывод Инспекции о несоответствии счетов-фактур ООО «Агросоюз Поволжье» и ООО «Сельхозпродукт-НН». Кроме того, в материалах дела отсутствует заключение эксперта в отношении счетов-фактур ООО «Фермер плюс».
Доказательств того, что Предприятие знало или могло знать о негативной информации в отношении контрагентов «второго» звена, в материалах дела также не имеется.
С учетом оценки представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Предприятием соблюдены все условия для использования права на вычет НДС по реально осуществляемым хозяйственным операциям с ООО «Агросоюз Поволжье», ООО «Сельхозпродукт-НН», ООО «Фермер плюс».
Оснований для иной правовой оценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции не установил.
Поэтому суд обоснованно признал недействительным решение Инспекции в части доначисленного НДС в сумме 24 629 714 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа.
Суд апелляционной инстанции также считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерном принятии Предприятием в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций начисленной заработной платы работнику ФИО5, в сумме 215 875 руб.
Основанием для доначисления МП «ЕЦМЗ» налога на прибыль организаций в сумме 43 175 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов послужил вывод Инспекции о необоснованном включении в расходы сумм начисленной заработной платы работнику ФИО5, не состоящему в трудовых отношениях с МП «ЕЦМЗ».
Как следует из протокола допроса ФИО5, он не подтвердил свое трудоустройство в МП «ЕЦМЗ» в качестве дворника или сторожа (т.5, л.д.131-137).
Предприятие в опровержение указанных доводов представило в материалы дела трудовой договор от 01.04.2014 с ФИО5, выписки из табелей учета рабочего времени на ФИО5, реестры на перечисление заработной платы в банк, подтверждающие фактическое получение им заработной платы.
В соответствии с приказом о приеме на работу от 01.02.2013 №4-П ФИО5 принят в структурное подразделение (склад 4) на должность дворника, с приказом ФИО5 ознакомлен 01.02.2013.
Кроме того, как указала Инспекция в жалобе, МП «ЕЦМЗ» на ФИО5 в 2013 и 2014 годах подавало сведения по форме 2-НДФЛ о выплаченных ему суммах заработной платы.
Таким образом, Предприятием представлены документы, подтверждающие право на включение в расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций заработной платы ФИО5
Расходы по выплате заработной платы ФИО5 в сумме 215 875 руб. соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ, направлены на получение доходов.
Иного налоговым органом не доказано.
При таких обстоятельствах решение Инспекции в указанной части обоснованно признанно судом недействительным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика в обжалуемой части.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка на основе исследования доказательств, представленных в материалы дела.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.10.2017 по делу №А43-15162/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б. Белышкова
Судьи
Т.В. Москвичева
А.М. Гущина