АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-20418/2016
23 августа 2017 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью «АК БАРС»: ФИО1 (директора),
от общества с ограниченной ответственностью «ННТ-2»
и общества с ограниченной ответственностью «Авто-НН»:
ФИО2 (доверенности от 05.07.2017),
индивидуального предпринимателя ФИО3 (лично),
индивидуального предпринимателя ФИО4 (лично)
и его представителя ФИО5 (доверенность от 21.04.2017),
от администрации города Нижнего Новгорода:
ФИО6 (доверенность от 30.12.2016 № 01-406/Д),
ФИО7 (доверенность от 17.05.2017 № 01-141/Д),
ФИО8 (доверенность от 16.08.2017 № 01-182/Д),
ФИО9 (доверенность от 10.08.2017 № 01-175/Д),
ФИО10 (доверенность от 16.08.2017 № 01-181/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя ФИО11,
индивидуального предпринимателя ФИО12,
индивидуального предпринимателя ФИО13,
индивидуального предпринимателя ФИО14,
индивидуального предпринимателя ФИО4,
индивидуального предпринимателя ФИО3,
индивидуального предпринимателя ФИО15,
индивидуального предпринимателя ФИО16,
общества с ограниченной ответственностью «Рейс-НН»
общества с ограниченной ответственностью «Энерготранзитсервис»,
общества с ограниченной ответственностью «ННТ-2»,
общества с ограниченной ответственностью «Авто-НН»,
общества с ограниченной ответственностью «АК БАРС»
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В.,
по делу № А43-20418/2016
по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО11,
индивидуального предпринимателя ФИО12,
индивидуального предпринимателя ФИО13,
индивидуального предпринимателя ФИО14,
индивидуального предпринимателя ФИО4,
индивидуального предпринимателя ФИО3,
индивидуального предпринимателя ФИО15,
индивидуального предпринимателя ФИО16,
общества с ограниченной ответственностью «Рейс-НН»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
общества ограниченной ответственностью «Энерготранзитсервис»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
общества с ограниченной ответственностью «ННТ-2»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
общества с ограниченной ответственностью «Авто-НН»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
общества с ограниченной ответственностью «АК БАРС»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода.
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель ФИО11 (далее – ИП ФИО11),
индивидуальный предприниматель ФИО12 (далее – ИП ФИО12), индивидуальный предприниматель ФИО13 (далее – ИП ФИО13), индивидуальный предприниматель ФИО14 (далее – ИП ФИО14), индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – ИП ФИО4), индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – ИП ФИО3), индивидуальный предприниматель ФИО15 (далее – ФИО15), индивидуальный предприниматель ФИО16 (далее – ИП ФИО16), общество с ограниченной ответственностью «Рейс-НН» (далее – ООО «Рейс-НН») общество ограниченной ответственностью «Энерготранзитсервис» (далее – ООО «Энерготранзитсервис»), общество с ограниченной ответственностью «ННТ-2» (далее – ООО «ННТ-2»), общество с ограниченной ответственностью «Авто-НН» (далее – ООО «Авто-НН»), общество с ограниченной ответственностью «АК БАРС» (далее – ООО «АК БАРС») (далее – Перевозчики) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Нижнего Новгорода (далее – Администрация, орган местного самоуправления), выразившиеся в отказе в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок сроком на пять лет и в выдаче уведомлений об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Заявители просили суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав заявителей.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.10.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. В целях восстановления нарушенных прав суд обязал Администрацию в течение десяти дней с момента вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов Перевозчиков и выдать им свидетельства об осуществлении перевозок по испрашиваемым маршрутам и новые карты маршрутов сроком на пять лет: Т-66 (перевозчик ИП ФИО11); Т-51 (перевозчик ИП ФИО12); Т-65 (перевозчик ИП ФИО13); Т-35 (перевозчик ИП ФИО14); Т-81 (перевозчик ИП ФИО4); Т-117 (перевозчик ООО «Рейс-НН»); Т-14 (перевозчик ИП ФИО16); Т-34 (перевозчик ООО «Энерготранзитсервис»); Т-2 (перевозчик ИП ФИО3); Т-23 (перевозчик ИП ФИО15); Т-6, Т-44 (перевозчик ООО «ННТ-2»); Т-29, Т-38, Т-48 (перевозчик ООО «Авто-НН»); Т-10 (перевозчик ООО «АК БАРС»).
Постановлением апелляционного суда от 26.12.2016 решение суда отменено. Перевозчикам отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Перевозчики обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявители считают, что апелляционный суд неправильно применил часть 1 статьи 12, часть 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Перевозчики указывают, что наличие у органа местного самоуправления права отменять муниципальные маршруты регулярного сообщения не свидетельствует о возможности произвольно, без объективных причин отменять те или иные маршруты. По мнению заявителей, Положение об организации транспортного обслуживания населения в городе Нижнем Новгороде, утвержденное постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.06.2006 № 45 (далее – Положение № 45), постановление Администрации от 12.07.2016 № 2050 «Об утверждении порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде» (далее – Постановление № 2050), постановление Администрации от 12.07.2016 № 2051 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде» (далее – Постановление № 2051, Документ планирования), постановление Администрации 25.03.2016 № 706 «Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода» (с изменениями от 12.07.2016 № 2052) не содержат порядка отмены маршрутов, предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ, который состоит из совокупности действий, обязательных для выполнения на каждой стадии. Решение о закрытии маршрута должно быть принято органом местного самоуправления отдельно и не может содержаться в Документе планирования. Перевозчики полагают, что в рассмотренном случае необходимость в отмене существующих маршрутов фактически отсутствовала. Подробно позиция заявителей изложена в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержана Перевозчиками и их представителями в судебном заседании.
Представители Администрации в судебном заседании возразили относительно доводов кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 24.04.2017.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.04.2017 производство по кассационной жалобе Перевозчиков по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А 43-35655/2016 Арбитражного суда Нижегородской области; определением суда кассационной инстанции от 30.06.2017 производство по кассационной жалобе заявителей возобновлено.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 09.08.2017 до 16.08.2017.
До рассмотрения дела ИП ФИО16 представил в суд округа ходатайство об отказе от кассационной жалобы, которое удовлетворено судом кассационной инстанции.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением от 05.02.2016 № 277 Администрация утвердила реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода, в который были включены, в том числе, маршруты регулярного сообщения:
Т-66 (перевозчик ИП ФИО11);
Т-51 (перевозчик ИП ФИО12);
Т-65 (перевозчик ИП ФИО13);
Т-35 (перевозчик ИП ФИО14);
Т-81 (перевозчик ИП ФИО4);
Т-2 (перевозчик ИП ФИО3);
Т-23 (перевозчик ИП ФИО15);
Т-14 (перевозчик ИП ФИО16);
Т-117 (перевозчик ООО «Рейс-НН»);
Т-34 (перевозчик ООО «Энерготранзитсервис»);
Т-6, Т-44 (перевозчик ООО «ННТ-2»);
Т-29, Т-38, Т-48 (перевозчик ООО «Авто-НН»);
Т-10 (перевозчик ООО «АК БАРС»).
Перевозчикам были выданы карты маршрутов сроком действия до 13.07.2016.
В апреле – июне 2016 года Перевозчики обратились в Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода с заявлениями о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок сроком на пять лет, а также новых карт маршрута на тот же срок.
Постановлением от 12.07.2016 № 2051 Администрация утвердила Документ планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, согласно которому маршруты № Т-66, Т-51, Т-65, Т-35, Т-81, Т-117, Т-34, Т-2, Т-23, Т-6, Т-44, Т-29, Т-38, Т-48, Т-14, Т-10 в течение 2016 – 2017 годов подлежат отмене, о чем уведомила Перевозчиков.
Перевозчики 13 – 15.07.2016 получили свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и маршрутные карты сроком действия до 14.01.2017.
Посчитав, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе выдать свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок сроком на пять лет, а также в выдаче уведомлений об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, противоречат положениям действующего законодательств и нарушают их права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Перевозчики обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона от № 220-ФЗ и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также Положением № 45, постановлением № 2050, постановлением № 2051, постановлением Администрация 25.03.2016 № 706 «Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода» и сделал вывод о том, что Администрация последовательно совершила действия, направленные на отмену спорных маршрутов, которые являются законными и не нарушают права и законные интересы Перевозчиков в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подпункте 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Таким образом, к полномочиям Администрации в области транспорта, связи и информатизации относятся, в частности, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города, в том числе утверждение маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта общего пользования, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения организации всех форм собственности.
На основании статьи 52.1 Устава города Нижнего Новгорода глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города, нормативными правовыми актами Городской Думы города Нижнего Новгорода, издает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
Федеральный закон № 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, – в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Статья 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусматривает, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статья 17 Федерального закона № 220-ФЗ).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Согласно статье 12 Федерального закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 – 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2).
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 3).
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).
В силу части 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения.
До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 10 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ).
В пункте 5 статьи 46 Устава города Нижнего Новгорода определено, что в систему муниципальных нормативных правовых актов входят Устав города Нижнего Новгорода; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Городской Думы города Нижнего Новгорода; правовые акты администрации города Нижнего Новгорода; правовые акты должностных лиц местного самоуправления.
Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.06.2006 № 45 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения в городе Нижнем Новгороде, согласно статье 4 которого Администрация в том числе организует маршруты регулярного сообщения, принимает решения об открытии, изменении или закрытии муниципальных маршрутов регулярного сообщения, осуществляет ведение реестра маршрутов регулярного сообщения.
Регулирование вопросов открытия, изменения, закрытия маршрутов закреплено в статье 8 Положения № 45.
Так, организатор перевозок при принятии решения об открытии, изменении, закрытии маршрутов регулярного сообщения: определяет необходимость и целесообразность организации регулярных маршрутов, ожидаемые объемы перевозок, величины устойчивых пассажиропотоков между местами концентрации пассажиров с целью удовлетворения потребности в перевозках; выявляет возможность привлечения перевозчиков для обслуживания маршрутов; определяет соответствие (несоответствие) маршрута генеральному плану города, схемам территориального планирования; обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие требованиям безопасности движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов) с учетом допустимой нагрузки транспортных средств на дороги и мосты; определяет пропускную способность улиц, автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры; осуществляет контрольные замеры и проводит нормирование скоростей движения транспортных средств на трассе маршрута; определяет оптимальное количество и тип транспортных средств для обслуживания маршрута; проводит расчеты затрат, необходимых для обслуживания и обустройства маршрута; определяет наличие (отсутствие) полностью или частично совпадающих регулярных маршрутов; обеспечивает координацию движения транспортных средств на маршрутах.
Организатор перевозок осуществляет ежегодное обследование маршрута в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 настоящей статьи, по результатам которого может быть принято решение о его закрытии или изменении, изменении режима движения или работы, об установке объектов транспортной инфраструктуры, их переносе.
Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что Положение № 45 является нормативным правовым актом, который действует в части, не противоречащей Федеральному закону № 220-ФЗ, и в соответствии с пунктом 1 статьи 12 названного закона может и должно регулировать порядок отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
На территории города Нижнего Новгорода в дополнение к действующему Положению № 45 Администрация приняла ряд нормативных актов, направленных на урегулирование вопросов выдачи свидетельств на право перевозок и маршрутных карт перевозчикам и отмены маршрутов.
Администрация издала Постановление № 2050, которым закреплено, что непосредственно Документ планирования регулярных перевозок должен содержать перечень муниципальных маршрутов, которые подлежат отмене.
Документ планирования состоит из следующих разделов: общие положения планирования регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам; текущее состояние и проблемы в организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам муниципального образования «город Нижний Новгород»; перечень мероприятий по развитию регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам (пункт 4 Постановления № 2050).
В Документ планирования могут вноситься изменения по предложению:
а) органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Поступившее предложение рассматривается Департаментом транспорта и связи Администрации в течение 30 дней.
По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:
а) о подготовке проекта постановления Администрации о внесении изменений в Документ планирования;
б) об отказе во внесении изменений в Документ планирования (пункт 7 Постановления № 2050).
Администрация издала Постановление № 2051 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде», устанавливающее перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Из части 5 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ следует, что именно данным документом может быть предусмотрена отмена действующих маршрутов и дополнительного принятия отдельного решения не требуется.
В данном случае Документ планирования включает как решение об отмене маршрутов, так и обоснование этого решения, которое изложено в пункте 2:
«В целях обеспечения максимальной эффективности реформирования маршрутной сети планируется в течение 2016 – 2017 годов ввести в действие новую маршрутную сеть для периода планирования до 2018 года. Общую численность маршрутов городского пассажирского транспорта предполагается снизить преимущественно за счет снижения количества маршрутов регулярных перевозок, осуществляющих пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам.
На городском пассажирском транспорте в период до 2018 года предполагается реализация следующих основных мероприятий: 1) оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта, в том числе сокращения маршрутов, изменения пути следования, с целью снижения числа дублирования автобусных и автобусно-троллейбусных маршрутов с учетом линии метрополитена».
Решение об отмене маршрутов изложено в подпункте 3 пункта 2 Документа планирования и включает в себя период отмены маршрута, номер конкретного маршрута, осуществляющего пассажирские перевозки по нерегулируемым тарифам, а также перечень дополнительных мероприятий, необходимых в связи с отменой маршрута, в том числе уведомление перевозчиков об отмене маршрутов, внесение изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода.
В судебном заседании 20.09.2016 представитель Администрации представил на обозрение пояснительную записку к научно-исследовательской работе по муниципальному контракту от 20.11.2013 № 001 по разработке Комплексной транспортной схемы города Нижнего Новгорода в четырех томах с приложениями.
При этом Постановлением № 2051 Департаменту транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода поручено разработать и утвердить план оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта; подготовить проект постановления администрации города Нижнего Новгорода о внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде, в соответствии с разделом 2 «Развитие городского пассажирского транспорта» документа планирования регулярных перевозок в городе Нижнем Новгороде; уведомить юридических; лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующим маршрутам, не позднее 180 дней до закрытия маршрутов (пункт 2 постановления).
Администрация издала постановление от 25.03.2016 «Об организации работы по выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода» (в редакции постановления от 12.07.2016 № 2052), которым обязала Департамент транспорта и связи выдавать владельцам карт маршрутов регулярных перевозок города Нижнего Новгорода свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Нижнего Новгорода и новые карты маршрута регулярных перевозок города Нижнего Новгорода в порядке, установленном законом, на срок пять лет либо на иной срок в случаях, предусмотренных Документом планирования (пункт 1.2).
С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в соответствии со статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ Администрация подготовила и приняла указанные нормативные акты, которые в соответствии с названным законом установили, что вопрос об отмене маршрутов предусматривается в Документе планирования, который является основанием для выдачи свидетельств об осуществлении перевозок и новых карт на срок пять лет и на срок менее пяти лет.
Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что при наличии ранее принятых актов, не противоречащих действующему законодательству и регламентирующих спорные правоотношения, отсутствует необходимость издания новых нормативно-правовых актов.
Документ планирования согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ является нормативным правовым актом. Этим документом принято решение об отмене 31 маршрута, что явилось основанием для выдачи свидетельств на право перевозок по указанным маршрутам на срок менее пяти лет и предписаны действия по уведомлению перевозчиков.
Названные нормативные акты органа местного самоуправления в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействующими; предметами настоящего спора они не являются.
В данном случае Администрация последовательно совершила действия, направленные на отмену части действующих муниципальных маршрутов, и заблаговременно предупредила об этом хозяйствующих субъектов – перевозчиков:
– проводилось сплошное обследование маршрутов в течение двух лет на основании муниципального контракта;
– оформлены результаты обследования;
– определены последствия результатов обследования – закрытие ряда маршрутов;
– принято решение о закрытии ряда маршрутов;
– перевозчики уведомлены не менее чем за 180 дней о предстоящем закрытии маршрутов;
– маршруты исключены из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Администрации совершены уполномоченным органом, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и правомерно отказал Перевозчикам в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителей, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом округа в полном объеме и отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку исследованных апелляционным судом доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда. Кассационная жалоба Перевозчиков удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителей.
Государственная пошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 28.12.2016 № 443, подлежит возврату ИП ФИО16 из федерального бюджета в связи с отказом последнего от кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2016 по делу № А43-20418/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО11, индивидуального предпринимателя ФИО12, индивидуального предпринимателя ФИО13,
индивидуального предпринимателя ФИО14, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО15, общества с ограниченной ответственностью «Рейс-НН», общества с ограниченной ответственностью «Энерготранзитсервис», общества с ограниченной ответственностью «ННТ-2», общества с ограниченной ответственностью «Авто-НН», общества с ограниченной ответственностью «АК БАРС» – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО16 из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 28.12.2016 № 443, в связи с отказом от кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш. Радченкова
Судьи
О.В. Александрова
И.Л. Забурдаева