АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-21592/2017
20 февраля 2018 года
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 23.05.2017),
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 26.10.2016 № 126)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2017,
принятое судьей Чепурных М.Г ., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу № А43-21592/2017
по заявлению Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области
о признании частично незаконным представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 14.06.2017 № 32-13-24/74-4983,
третьи лица – открытое акционерное общество «Перевозская семеноводческая станция», закрытое акционерное общество «Судоходная компания «ОКА», закрытое акционерное общество «Промтехмаш», публичное акционерное общество «Семьянское»,
и у с т а н о в и л :
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее – Управление, орган финансового контроля) от 14.06.2017 № 32-13-24/74-4983.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Перевозская семеноводческая станция» (далее – ОАО «Перевозская семеноводческая станция»), закрытое акционерное общество «Судоходная компания «ОКА» (далее – ЗАО «Судоходная компания «ОКА»), закрытое акционерное общество «Промтехмаш» (далее – ЗАО «Промтехмаш»), публичное акционерное общество «Семьянское» (далее – ПАО «Семьянское»).
Решением суда первой инстанции от 22.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.12.2017, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 408-ФЗ), Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 265-ФЗ), заявитель считает, что право получения государственной поддержки в форме субсидий отсутствовало у Обществ на момент принятия 06.09.2016 Комиссией решения, поскольку право на включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства у названного хозяйствующего субъекта возникло лишь с 01.07.2017 (с момента вступления в законную силу статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ). Орган финансового контроля полагает оспариваемый пункт представления законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ в редакции Федерального закона № 408-ФЗ, действовавшей на момент рассмотрения Министерством заявок о предоставлении субсидий. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
ОАО «Перевозская семеноводческая станция» представило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие предпринимательства Нижегородской области» государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2014 № 290, в целях повышения роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды Нижегородской области Министерством, являющимся организатором конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области для предоставления государственной поддержки в форме субсидий, 01.07.2016 на информационный ресурсах сети «Интернет» (www.msp.nnov.ru, www.bussinessnnov.ru, www. government-nnov.ru), а также в газете «Нижегородская правда» размещено информационное сообщение о приеме в период с 01.07.2016 по 30.07.2016 заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на участие в конкурсном отборе по предоставлению следующих субсидий: субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.
Одновременно с размещением информационного сообщения Министерство разместило нормативные правовые акты Нижегородской области и формы документов, необходимые субъектам малого и среднего предпринимательства для организации участия в конкурсном отборе: постановление Правительства Нижегородской области от 30.06.2016 № 409 и утвержденные им Порядок проведения конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области для предоставления государственной поддержки в форме субсидий (далее – Порядок проведения конкурсного отбора № 409) и Порядок предоставления субсидии № 409; титульный лист конкурсной заявки (форма для заполнения); опись представленных документов (форма для заполнения); заявление на предоставление государственной поддержки (форма для заполнения); анкета субъекта предпринимательства (форма для заполнения); технико-экономическое обоснование (форма для заполнения); расчет суммы субсидии (форма для заполнения); список действующих на территории Нижегородской области многофункциональных центров, осуществляющих прием заявок.
В указанный в информационном сообщении период времени через многофункциональные центры Нижегородской области согласно списку МФЦ в Министерство, в том числе, поступили заявки ПАО «Семьянское» (26.07.2016); ЗАО «Судоходная компания «ОКА» (29.07.2016); ЗАО «Промтехмаш» (21.07.2016); ОАО «Перевозская семеноводческая станция» (28.07.2016).
По результатам конкурсного отбора комиссией по предоставлению субсидии на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, туристской деятельности и народных художественных промыслов Нижегородской области единогласно принято решение о предоставлении указанным субъектам малого предпринимательства государственной поддержки в форме субсидии в размере согласно протоколу заседания комиссии от 06.09.2016 № 1.
Исходя из данного решения Комиссии Министерство и названные акционерные общества заключили договоры о предоставлении субсидии: от 06.09.2016 № 6-0-Ф с ЗАО «Судоходная компания «ОКА»; от 06.09.2016 № 32-0-Ф с ЗАО «Промтехмаш»; от 06.09.2016 № 13-0-Ф с ОАО «Перевозская семеноводческая станция»; от 06.09.2016 № 12-0-Ф с ПАО «Семьянское». Согласно названным договорам субсидирование предоставлялось на затраты, связанные с приобретением обществами оборудования в целях создания и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) и произведенные в 2015, 2016 годах.
На основании пункта 21 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2017 год, пункта 10 Плана контрольных мероприятий Управления на 2017 год, приказов Управления от 07.04.2017 № 289 «О проведении плановой выездной проверки в отношении Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области», от 03.05.2017 № 361 и от 10.05.2017 № 371 о внесении изменений в приказ от 07.04.2017 № 289 Управление в период с 10.04 по 19.05.2017 провело плановую проверку соблюдения Министерством условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
По результатам проверки Управление, в том числе, пришло к выводу о неправомерном выделении Министерством четырем получателям, не отвечающим требованиям конкурсного отбора и не являющимся субъектами малого предпринимательства (ОАО «Перевозская семеноводческая станция», ЗАО «Промтехмаш», ПАО «Семьянское», ЗАО «Судоходная компания «Ока»), из федерального бюджета субсидии в сумме 16 083 551 рубля, что является нарушением требований статей 4, 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ, пункта 11 статьи 10 Федерального закона № 408, пункта 2.3.1 Порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства Нижегородской области государственной поддержки в форме субсидий, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 30.06.2016 № 409 (далее – Порядок предоставления субсидии № 409).
Выявленное нарушение зафиксировано в акте выездной проверки от 19.05.2017.
Министерству выдано представление от 14.06.2017 № 32-13-24/744983, в соответствии с пунктом 1 которого оно обязано рассмотреть информацию об указанном нарушении, принять меры по устранению причин и условий их совершения, принять меры по возврату средств федерального бюджета в срок до 24.06.2017.
Посчитав пункт 1 указанного представления Управления не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 265, 266.1, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от № 209-ФЗ, Порядком предоставления субсидии № 409, суд первой инстанции сделал вывод о том, что орган финансового контроля не доказал законность пункта 1 оспариваемого представления и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании пункта 7 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 209 в редакции, действовавшей до 01.08.2016, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Управление считает, что Министерство при предоставлении субсидий ЗАО «Промтехмаш», ПАО «Семьянское», ЗАО «Судоходная компания «Ока» в общем размере 16 083 551 рубль нарушило требования статей 4, 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ, пункт 11 статьи 10 Федерального закона № 408-ФЗ, пункт 2.3.1 Порядка предоставления субсидии № 409.
Из материалов дела следует, что в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области» сроком реализации 2015 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2014 № 290, предусмотрена подпрограмма «Развитие предпринимательства Нижегородской области», в силу пунктов 2.4, 3.1.2.4 которой с целью реализации указанной подпрограммы на 2016 год в перечне мероприятий предусмотрена финансовая и инвестиционная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка по подпрограмме осуществлялась в форме предоставления субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидии № 409.
На основании пункта 2.3 Порядка проведения конкурсного отбора № 409 участие в конкурсном отборе могут принять субъекты малого и среднего предпринимательства Нижегородской области (далее – субъекты предпринимательства, заявители), соответствующие требованиям, установленным пунктами 2.3.1 – 2.3.7 указанного Порядка, в том числе требованиям, определенным Федеральным законом № 209-ФЗ (пункт 2.3.1).
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства на момент проведения Министерством конкурсного отбора были установлены статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2016.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ в данной редакции в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
С 01.07.2016 вступили в силу изменения Федерального закона № 209-ФЗ, а именно начала действовать статья 4.1 данного Федерального закона, введенная в действие Федеральным законом № 408-ФЗ, которая регламентирует ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 5 Порядка проведения конкурсного отбора № 409 установлен перечень документов, представляемых в составе конкурсной заявки.
Согласно пункту 6.1.1 Порядка проведения конкурсного отбора № 409 организатор конкурсного отбора проверяет в течение 30 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания подачи конкурсных заявок от отдела по сопровождению заявок или МФЦ, соответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2.3 настоящего Порядка, и соответствие конкурсной заявки документам, указанным в разделе 5 настоящего Порядка, и сведениям, содержащимся в этих документах.
Организатор конкурсного отбора отклоняет конкурсную заявку в случае: несоответствия заявителя требованиям конкурсного отбора, указанным в разделе 2 настоящего Порядка; несоответствия конкурсной заявки документам, указанным в разделе 5 настоящего Порядка, и сведениям, содержащимся в этих документах (пункт 6.1.4 Порядка проведения конкурсного отбора № 409).
Частью 5 статьи 14 Федерального закона № 209-ФЗ установлены основания для отказа в оказании поддержки, в том числе: 1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В рассматриваемом случае, как установили суды и подтверждается материалами дела, извещение о приеме с 01.07.2016 по 30.07.2016 заявок на предоставление субсидий Министерством было размещено 01.07.2016.
Заявки на участие в конкурсном отборе по предоставлению субсидий направлены ЗАО «Промтехмаш» 21.07.2016, ПАО «Семьянское» 26.07.2016, ОАО «Перевозская семеноводческая станция» 28.07.2016, ЗАО «Судоходная компания «ОКА» 29.07.2016, что подтверждается входящими штампами на заявках.
Поскольку отношения участников подпрограммы «Развитие предпринимательства Нижегородской области» (организатора конкурсного отбора и заявителей) возникли до введения в действие с 01.07.2016 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ, предусматривающей ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, суды обоснованно посчитали, что в силу части 1 статьи 4 ГК РФ требования статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ не распространяются на участников объявленного Министерством конкурсного отбора.
Суды установили, что заявки ЗАО «Судоходная компания «ОКА», ЗАО «Промтехмаш», ОАО «Перевозская семеноводческая станция», ПАО «Семьянское» на момент их подачи соответствовали требованиям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства Федеральным законом № 209-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.08.2016, и Порядком предоставления субсидии № 409.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что основания, предусмотренные статьей 14 Федерального закона № 209-ФЗ, пунктом 6.1.4 Порядка проведения конкурсного отбора № 409 для отклонения заявок указанных лиц, у Министерства отсутствовали.
Суды правомерно указали, что отсутствие сведений об обществах в едином реестре субъектов малого предпринимательства объясняется отсрочкой до 01.07.2017 отнесения к таким субъектам акционерных обществ, отвечающих условиям по предельной доле участия других организаций в их капитале (подпункт «а» пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпункт «е» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ).
Согласно письму Федеральной налоговой России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ сведения об обществах по состоянию на 10.08.2017 внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Суды обоснованно отметили, что в настоящее время заключенные Министерством с ОАО «Перевозская семеноводческая станция», ЗАО «Промтехмаш», ПАО «Семьянское», ЗАО «Судоходная компания «Ока» договоры от 06.09.2016 о предоставлении субсидий исполняются, в установленном законом порядке эти договоры, а также результаты конкурса не оспорены и не признаны недействительными.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что при выделении субсидии из федерального бюджета указанным субъектам малого предпринимательства со стороны Министерства не допущено нарушения требований Федерального закона № 209-ФЗ и Порядка предоставления субсидии № 409.
Довод Управления о том, что суд не учел положения частей 10 и 11 Федерального закона № 408-ФЗ, а также Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ, правомерно отклонен судами, как противоречащий содержанию принятого решения. Выводы судов соответствуют требованиям данных норм.
Исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что представление Управления в оспариваемой части не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Министерства, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу № А43-21592/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И. Чиграков
Судьи
О.В. Александрова
И.Л. Забурдаева