ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-25930/2021 от 31.05.2022 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-25930/2021

31 мая 2022 года

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.

без вызова сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от  27.10.2022 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022

по делу № А43-25930/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН»

(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Государственной

жилищной инспекции Нижегородской области

о привлечении к административной ответственности

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (далее – Общество) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Инспекция) от 28.07.2021                   № 515-04-453ТКО-21. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Решением суда от 27.10.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 решение суда оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения; доказательств нарушения предусмотренных действующим законодательством сроков вывоза твердых коммунальных отходов, включая крупногабаритные отходы, в дело не представлено; транспортирование строительных отходов не относится к коммунальной услуге. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.

Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы.

На основании части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.

Как следует из материалов дела и установили суды, Общество является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе,  для жителей города  Нижнего Новгорода, исполнителем данной коммунальной услуги.

Инспекция при проведении инспекционных обследований (осмотров), систематических наблюдений за исполнением обязательных требований 14.07.2021 в 08 часов 00 минут, 15.07.2021 в 08 часов 30 минут, 16.07.2021 в 09 часов 00 минут по адресу <...>, установила ненадлежащее оказание услуг по обращению с ТКО.

В нарушение пункта 17 приложения  1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) Общество не осуществляло вывоз крупногабаритного мусора с территории контейнерной площадки и прилегающей к ней территории.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 23.07.2021№ 515-04-453ТКО-21.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекция приняла постановление от 28.07.2021 № 515-07-04-453ТКО-21, которым признала Общество виновным в совершении вмененного административного правонарушения,  назначив ему наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Общество оспорило постановление в судебном порядке.

Руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона № 89-ФЗ,  Правилами № 354 и 1156,  суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным либо замены административного штрафа на предупреждение, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) – оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Правила № 354  регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.

Из пункта 2 Правил № 354 следует, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из пунктов 148(3) – 148(5) Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с ТКО.

В силу подпункта «а» пункта 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.

Вывоз ТКО из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) производится не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) – не реже одного  раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C (пункте 17 приложения  1 к Правилам № 354).

В пункте 2 Правил № 1156 определено, что вывоз твердых коммунальных отходов представляет собой транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; контейнерной площадкой является  место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; к крупногабаритным отходам относятся твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой на основании договоров, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил № 1156).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил                   № 1156).

Согласно пункту 11 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления твердыми коммунальными отходами складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

При этом вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт  12 Правил                   № 1156).

В пункте 15 Правил № 1156  предусмотрено, что потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, крупногабаритные отходы из жилищ отнесены к твердым коммунальным отходам.

С учетом изложенных норм, именно на регионального оператора возложена обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов из контейнеров, а также со специальных контейнерных площадок  для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.

Суды установили и материалами дела подтверждено, что Общество является региональным оператором по вывозу ТКО, исполнителем  коммунальной услуги по обращению с ТКО. Согласно пункту 11 типового договора Общество обязано принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору.

Оценив представленные в дело материалы (акты, информацию о среднесуточной температуре в спорный период, фотоматериалы, протоколы об административном правонарушении, данные, информацию, предоставленную заявителем),  суды признали доказанным факт нарушения Обществом  графика вывоза крупногабаритного мусора (ТКО) с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>.

Доказательств  наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах   суды сделали верный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.23 КоАП РФ.

Наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (в пределах минимальной санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ) назначено Обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают правильность выводов судов.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела,  в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288  Кодекса.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от  27.10.2022  и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по  делу №   А43-25930/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» – без удовлетворения.

           Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Судья

Н.Ю. Башева