ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-29331/20 от 03.03.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

11 марта 2022 года Дело № А43-29331/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2022.

В полном объеме постановление изготовлено 11.03.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 по делу № А43-29331/2020, принятое по заявлению акционерного общества «Нижегородский водоканал» (ОГРН<***>, ИНН<***>) о признании незаконным отказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, формализованного в письме от 29.05.2020 № 01-15/3958.

В судебном заседании приняли участие представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – ФИО1 на основании доверенности от 10.01.2022 № 171, ФИО2 на основании доверенности от 01.03.2022 № 185; акционерного общества «Нижегородский водоканал» - ФИО3 на основании доверенности от 27.12.2021 № 400 сроком действия до 31.12.2022, ФИО4 на основании доверенности от 27.12.2021 № 394 сроком действия до 31.12.2022.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Акционерное общество «Нижегородский водоканал» (далее - АО «Нижегородский водоканал», Общество) 12.05.2020 обратилось в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее – Росприроднадзор, Управление, заявитель) с заявлением о согласовании плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы для Нижегородской станции аэрации на 2020-2026 годы (далее - план снижения сбросов).

В указанном письме Общество сообщило, что оригиналы указанного плана в двух экземплярах, направленные на согласование письмом от 28.01.2020 в составе документации на выдачу разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов, Управлением не были возвращены.

Письмом от 29.05.2020 №01-15/3958 Управление отказало в согласовании плана снижения сбросов, мотивируя отказ тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 №317 (далее - Постановление Правительства №317), которымутверждено Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утратило силу с 01.01.2019.

Не согласившись с отказом Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 заявленное требование удовлетворено.

При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),Федеральным законом от 21.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №219-ФЗ) суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания оспариваемого отказа недействительным.

Не согласившись с принятым судебным актом,Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материальногои процессуального права.

Росприроднадзор считает, что одновременное обращение за согласованием плана снижения сбросов и за выдачей разрешения
на сброс не соответствует требованиям Административного регламента №2 от 09.01.2013. Управление указывает, что план должен быть согласован до получения разрешения на сброс, однако в настоящее время
нормативный акт, устанавливающий процедуру согласования плана снижения сбросов, утратил силу.

Управление не согласно с выводом суда о том, что предоставленный Обществом на согласование план снижения сбросов на 2020-2026 голы соответствует требованиям законодательства.

Подробно доводы Управления приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.

АО «Нижегородский водоканал» в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решений органов, осуществляющих публичные полномочия недействительными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, на период с 2014 по 2019 годы Общество разработало и согласовало с Управлением план снижения сбросов 2014-2019гг.

По окончания периода действия указанного плана, в январе 2020 года АО «Нижегородский водоканал» обратилось в Управление с заявлением о согласовании нового плана снижения сбросов и выдаче нового разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов.

В связи с незаконным отказом Управления в согласовании нового плана снижения сбросов и выдаче нового разрешения, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области, и вступившими в законную силу судебными актами по делу №А43-18616/2020 действия Управления признаны незаконными, представленный Обществом на согласование новый план снижения сбросов на 2020-2026 годы признан судом соответствующим требованиям законодательства; на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения материалов и совершения мер по выдаче разрешения на сброс в пределах лимитов.

Как указывает Управление в апелляционной жалобе, в настоящее время решение по делу №А43-18616/2020 им исполнено, разрешение на сбросы веществ АО «Нижегородский водоканал» выдано.

Довод Управления о том, что одновременное обращение Общества за согласованием плана снижения и за выдачей разрешения на сброс нарушает требования Административного регламента №2 от 09.01.2013 направлен на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу №А43- 18616/2020.

По состоянию на январь 2020 года порядок получения разрешений на сброс в водные объекты был установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России №2 от 09.01.2013.

Однако, порядок согласования планов снижения сбросов в водные объекты, установленный постановлением Правительства Российской Федерации №317 от 10.04.2013 утратил силу в связи с его отменой с января 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 №934.

Соответственно, в отсутствие установленного порядка согласования плана, но при наличии установленной процедуры получения разрешения, АО «Нижегородский водоканал» правомерно обратилось за получением разрешения и одновременным согласование плана снижения сброса.

Указанным действиям Общества дана правовая оценка при рассмотрении дела №А43-18616/2020. При этом судебными актами по указанному делу отмечено, что отказ в рассмотрении плана снижения сбросов и его возврат заявителю по причине отсутствия порядка его рассмотрения не допустим, а отмена акта, устанавливающего соответствующую процедуру, не может препятствовать процедуре согласования планов.

У Росприроднадзора отсутствуют полномочия по анализу и оценке мероприятий, предусмотренных Планами снижения сбросов. Представленный АО «Нижегородский водоканал» план снижения сбросов содержит все необходимые данные и сведения: наименование мероприятий, номер выпуска сточных вод, срок выполнения, данные о сбросах загрязняющих веществ до и после мероприятий, достигаемый экологический эффект, исполнитель (организация и ответственное лицо), сумма выделяемых средств и источник финансирования, а значит соответствует требованиям Административного регламента.

Из материалов дела следует, что отказ в согласовании плана и возврат представленных Обществом материалов обусловлен отсутствием правового регулирования соответствующей процедуры с связи с отменой с 01.01.2019 ранее действующего положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2013 №317.

В соответствии с частью 1.1 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения и в указанных разрешениях устанавливаются либо нормативы допустимых сбросов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, либо лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ.

Поэтому АО «Нижегородский водоканал» правомерно обратилось в уполномоченный орган за согласованием плана и выдачей разрешения на сбросы в пределах лимитов.

С учетом изложенного у Росприроднадзора отсутствовали правовые основания для отказа в рассмотрении и согласовании плана снижения сбросов.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ, формализованный в письме Управления от 29.05.2020 № 01-15/3958, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил заявленные АО «Нижегородский водоканал» требования.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции не усматривает наличия оснований для иной правовой оценки доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.

Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.12.2021 по делу № А43-29331/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

М.Б. Белышкова

Судьи

А.М. Гущина

М.Н. Кастальская