ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-43372/17 от 28.08.2018 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-43372/2017

29 августа 2018 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2018.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,

без участия представителей

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2018,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018,

принятое судьями Захаровой Т.А., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

по делу № А43-43372/2017

по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства «Пугин»

(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

и у с т а н о в и л :

крестьянское (фермерское) хозяйство «Пугин» (далее – КФХ «Пугин», крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее – Министерство, уполномоченный орган), выразившегося в ненаправлении крестьянскому хозяйству письменного уведомления с указанием размера выделяемых средств, а также в непроведении расчетов с КФХ «Пугин». Одновременно заявитель просил обязать Министерство устранить допущенное нарушение.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2018 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КФХ «Пугин», связанные с допущенным бездействием, и в течение одного месяца с момента вступления судебного решения в законную силу в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации обеспечить выделение крестьянскому хозяйству соответствующего финансирования в связи с признанием его согласно приказу Министерства от 27.05.2016 № 77 (с учетом приказа от 21.07.2017 № 85) победителем конкурсного отбора для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 году.

Постановлением апелляционного суда от 09.06.2018 решение суда оставлено без изменения.

Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.

Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащие применению статьи 38, 78, 158, 219, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс); их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По мнению уполномоченного органа, обязывая уполномоченный орган обеспечить выделение КФХ «Пугин» финансирования, суды не приняли во внимание, что ранее действовавшие нормативные акты утратили силу. Министерство не наделено полномочиями по формированию бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

КФХ «Пугин» в отзыве возразило относительно доводов заявителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании Положения о порядке проведения конкурсного отбора для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2015 – 2020 годах, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 30.10.2014 № 739, на основании протокола заседания комиссии по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств от 27.05.2016 № 2, приказом Министерства от 27.05.2016 № 77 утвержден перечень победителей конкурсного отбора для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 году.

Во исполнение решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.01.2017 по делу № А43-19990/2016 Министерство издало приказ от 21.07.2017 № 85 «О внесении изменений в приказ от 27.05.2016 № 77», которым перечень победителей конкурсного отбора для предоставления грантов развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 году дополнен строкой 27 «Пугин Роман Владимирович».

Признание победителем конкурсного отбора для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств непосредственно связано с предоставлением гранта, однако после вступления в силу судебного акта по делу № А43-19990/2016 Министерство не совершило каких-либо действий по направлению в его адрес письменного уведомления с указанием размера выделяемых средств и проведению расчетов с КФХ «Пугин».

Считая такое бездействие Министерства незаконным, КФХ «Пугин» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 78 Кодекса, Положением о порядке предоставления средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2013 № 136 (далее – Положение № 136), Порядком предоставления средств на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2015 – 2020 годах, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 30.10.2014 № 739 (далее – Порядок № 739), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал отсутствие с его стороны незаконного бездействия.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 3.1 статьи 78 Кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

При предоставлении субсидий, указанных в данной статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (часть 5 статьи 78 Кодекса).

В части 6 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что субсидии, предусмотренные данной статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Правительство Нижегородской области в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 165, в целях практической реализации механизмов финансовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области утвердило Порядок № 739.

В пункте 12 Порядка № 739 определено, что гранты не предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам, в отношении которых выявлены факты нарушения условий, установленных при получении бюджетных средств, и их нецелевого использования. Данное ограничение не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, устранившие нарушения либо возвратившие средства в областной (федеральный) бюджет; возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) или осуществляется процедура ликвидации.

В пункте 1 Положения № 136 установлено, что данное положение определяет порядок и условия предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за счет субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (в случае осуществления соответствующих полномочий органами местного самоуправления в соответствии с Законом Нижегородской области от 11.11.2005 № 176-З «О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» или непосредственно из областного бюджета в случае, если органы местного самоуправления соответствующими полномочиями согласно Закону не наделены (в части лиц, зарегистрированных и производящих сельскохозяйственную продукцию на территории города Нижнего Новгорода).

Как видно из материалов дела, КФХ «Пугин» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства по определению победителей конкурсного отбора в части невключения в группу победителей КФХ «Пугин», изложенных в пункте 1.2. протокола заседания комиссии по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств от 27.05.2016 № 2, и обязании Министерства включить КФХ «Пугин» в число победителей.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.01.2017 по делу № А43-19990/2016 признаны незаконными действия Министерства по определению победителей конкурсного отбора в части не включения в победители КФХ «Пугин», формализованых в пункте 1.2 протокола заседания комиссии по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств от 27.05.2016 № 2.

На основании исполнительного листа от 26.05.2017 серии ФС № 007069796, выданного Арбитражным судом Нижегородской области, 11.07.2017, судебный пристав-исполнитель Нижегородского районного отдела службы судебных приставов УФССП России по Нижегородской области возбудил в отношении Министерства исполнительное производство № 21627/17/52005-ИП.

Во исполнение решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.01.2017 по делу № А43-19990/2016 Министерство издало приказ № 85 «О внесении изменений в приказ от 27.05.2016 № 77», согласно которому перечень победителей конкурсного отбора для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 году дополнен строкой 27 «Пугин Роман Владимирович».

В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Письмом от 03.05.2017 № 302-01-16-154/17 Министерство разъяснило КФХ «Пугин» отсутствие возможности предоставить грант в связи с полным распределением бюджетных средств 2016 года, выделенных на эти цели, и признанием утратившими силу нормативных актов, регулировавших предоставление грантов в 2016 году.

Таким образом, до настоящего времени КФХ «Пугин» не получило какого-либо уведомления с указанием размера выделяемых средств ему, как победителю гранта, на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, расчет с КФХ «Пугин» также не произведен.

Суды обоснованно признали несостоятельной позицию Министерства о том, что в настоящее время в его компетенцию не входит вопрос определения состава комиссии, определения размера гранта и финансирования КФХ «Пугин»; Министерство не наделено полномочиями по формированию бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на 2018 года.

Суды также правомерно посчитали, что в данном случае первостепенным является предусмотренная статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательность для всех государственных органов вступившего в законную силу судебного акта, в связи с чем прекращение действия ранее действовавших нормативных правовых актов, распределение всех выделенных в 2016 году денежных средств не могут служить основаниями и препятствием к реализации признанного судом права заявителя считаться победителем конкурсного отбора для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2016 году, неразрывно связанного с правом на получение гранта.

Кроме того, вопреки положениям статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не обращалось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта.

Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что в связи с незаконным бездействием Министерства нарушены права и законные интересы КФХ «Пугин» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и обоснованно удовлетворили заявленные требования.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба уполномоченного органа не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 по делу № А43-43372/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И. Чиграков

Судьи

Н.Ю. Башева

Н.Ш. Радченкова