ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-50182/19 от 15.04.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«22» апреля 2020 года Дело № А43-50182/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2020 по делу № А43-50182/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК «Времена года» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 21.11.2019 № 515-05-565/2019.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании приказа от 22.10.2019 № 515-15-56/2019 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту – Инспекция) проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома №22/1 по ул.Изумрудная с.п.Культура Кстовского района по вопросу правомерности начисления обществом с ограниченной ответственностью УК «Времена года» (далее по тексту – Общество) платы за коммунальные услуги (за содержание систем холодного водоснабжения).

По результатам проверки составлен акт от 22.10.2019 № 515-15-565/2019.

Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 05.11.2019 №515-15-565/2019 и вынесло постановление от 21.11.2019 № 515-15-565/2019 о назначении Обществу административного наказания по указанной статье в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением от 25.02.2020 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неправильное применение норм материального права.

Считает, что вина Общества установлена и подтверждена материалами дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Инспекция и Общество заявили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ является, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354) расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

В пункте 38 Правил №354 в случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.

Пунктом 39 Правил №354 установлено, если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению № 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы.

В соответствии с пунктом 25 Приложения №2 к Правилам №354 при применении двухставочного тарифа (цены) приходящееся на каждое жилое и нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц состоянной величины (мощность и др.), установленной законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, определяется путем распределения между жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома количества единиц постоянной величины, исчисленного для многоквартирного дома, пропорционально количеству единиц постоянной величины, исчисленному для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а при отсутствии данных о количестве единиц постоянной величины хотя бы по одному жилому или нежилому помещению - путем распределения количества единиц постоянной величины, исчисленного для многоквартирного дома, следующим образом: а) определенное для многоквартирного дома количество единиц постоянной величины распределяется пропорционально площади между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме; б) приходящееся на все жилые помещения количество единиц постоянной величины распределяется между жилыми помещениями: в отношении отопления и газоснабжения на отопление - пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения в многоквартирном доме; в отношении холодного и горячего водоснабжения (холодной воды, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению), водоотведения, электроснабжения и газоснабжения на приготовление пищи и (или) на подогрев воды - пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении; в) приходящееся на все нежилые помещения количество единиц постоянной величины распределяется между нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого нежилого помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, по общему правилу, количество единиц постоянной величины (мощность и др.), установленной законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, определяется путем распределения между жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома количества единиц постоянной величины, исчисленного для многоквартирного дома, пропорционально количеству единиц постоянной величины, исчисленному для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Распределение количества единиц постоянной величины, исчисленного для многоквартирного дома, иными способами (подпункт «а», «б», «в» пункта 25 приложения №2 к Правилам №254) производится при отсутствии данных о количестве единиц постоянной величины хотя бы по одному жилому или нежилому помещению.

Из материалов дела следует, что Общество осуществляет управление многоквартирным домом №22/1 по ул.Изумрудная с.п.Культура Кстовского района.

Судом установлено, что в целях предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения между Обществом и управляющей компанией ресурсоснабжающей организацией – обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоТеплоСервис-Кстово» заключен договор от 29.07.2015 №3 на отпуск коммунального ресурса.

Приложением №6 к названному договору установлены расчетные расходы горячей воды для санитарно-технических приборов, установленных в многоквартирных домах, выполненные в соответствии с таблицей А1 Приложения А СП 30.13330.2016 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Начисление платы за горячее водоснабжение жителям вышеуказанного многоквартирного дома производится на основании тарифов, утвержденных РСТ Нижегородской области (решения от 16.12.2016 №52/23, от 30.10.2017 №49/2, от 20.12.2018 №55/92) для обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоТеплоСервис-Кстово».

Указанными решениями установлен двухставочный тариф на горячее водоснабжение, состоящий из двухставочного компонента на холодное водоснабждение и одноставочного компонента на тепловую энергию.

Таким образом, начисление платы за горячее водоснабжение производится по трем статьям: ставка платы за потребление холодного водоснабжения; ставка платы за содержание систем холодного водоснабжения: компонент на тепловую энергию.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, расчет платы по статье «ГВС (содержание системы ХВС)» производится Обществом на основании информации о единицах постоянной величины - точках подключения ГВС (санитарно-технических приборах), сведения о количестве которых применительно к спорному МКД установлены в Техническом плане здания и Проектной документации (МКД по адресу: Кстовский район, с.п.Культура, ул.Изумрудная, №22/1, состоит из 30 квартир имеющих одинаковую степень благоустройства и оснащенных следующими тремя санитарно-техническими приборами - мойка кухонная со смесителем, умывальник со смесителем и ванна со смесителем, то есть тремя точками подключения услуги ГВС).

Таким образом, мощность подключения помещений МКД к водопроводным сетям в рассматриваемом случае определяется Обществом пропорционально постоянной величине - количеству точек подключения в жилом помещении, а в связи с одинаковым количеством точек подключения в каждом помещении МКД - по количеству жилых помещений (квартир), что не противоречит вышеприведенным положениям пункта 25 приложения №2 к Правилам №354.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о недоказанности Инспекцией события вменяемого административного правонарушения.

Отсутствие объективной стороны административного правонарушения (события административного правонарушения) исключает возможность производства по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2020 по делу № А43-50182/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская