ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-52250/19 от 11.03.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«18» марта 2020 года Дело № А43-52250/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью СК «Промстрой НН» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2020 по делу № А43-52250/2019, принятое по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью СК «Промстрой НН» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании приказа от 13.11.2019 №519-01/03-01/1202 Инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области (далее – Инспекция) проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью СК «Промстрой НН» (далее по тексту – Общество), являющимся застройщиком при строительстве объекта капитального строительства - отдельно стоящий корпус МБДОУ «Детский сад №364 «Звездочка» на 4 групповые ячейки, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Сормовский район, ул.Энгельса, д.25, требований ранее выданного предписания от 28.08.2019 № 519-03/02-04/40.

По результатам проверки составлен акт от 22.11.2019 №519-03/01-03/679.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 29.11.2019 №519-03/02-05/54.

Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Решением от 09.01.2020 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной в части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В обосновании апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что выявленные нарушения были устранены, и 22.11.2019 Инспекция знала об этом, но составила акт проверки.

Указывает, что Инспекцией нарушен порядок проведения проверки.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашёл оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пунктам 3, 55, 61, 70, 364, 428, 475, 481, 482, 483 названных Правил лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

Руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

На территории строительства площадью 5 гектаров и более устраиваются не менее 2 въездов с противоположных сторон строительной площадки. Дороги должны иметь покрытие, пригодное для проезда пожарных автомобилей в любое время года. Ворота для въезда на территорию строительства должны быть шириной не менее 4 метров.

У въездов на строительную площадку устанавливаются (вывешиваются) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи.

При проведении газосварочных работ хранение и транспортирование баллонов с газами осуществляется только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.

Здания, не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, а также территории предприятий (организаций), не имеющие наружного противопожарного водопровода, или наружные технологические установки этих предприятий (организаций), удаленные на расстоянии более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.

Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6.

Бочки для хранения воды, устанавливаемые рядом с пожарным щитом, должны иметь объем не менее 0,2 куб. метра и комплектоваться ведрами.

Ящики для песка должны иметь объем 0,5 куб. метра и комплектоваться совковой лопатой. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Как следует из материалов дела, Обществу вменяется не исполнение в срок до 10.10.2019 требований пунктов 1, 2, 3, 4, 5 и 7 предписания от 05.08.2019 №519-03/02-04/37, а именно: на строительной площадке пожарные щиты не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (совковой лопатой, вторыми ведрами, емкостью с водой не менее 200л. в теплое время года, в холодное время года - ящик с песком 0,5куб.м.); строительная площадка не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением (не проведена проверка пожарных гидрантов); не представлены документы по прохождению пожарно-технического минимума с работниками строительной организации; не представлен журнал, подтверждающий проведение противопожарного инструктажа работниками строительной организации; бытовые помещения не оборудованы пожарной автоматикой (автоматической пожарной сигнализацией АПС); не выполнен круговой проезд вокруг здания в соответствии со стройгенпланом; отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, огнетушители, установленные на объекте, не пронумерованы с нанесением порядкового номера на корпус огнетушителей белой краской; на строительной площадке хранятся баллоны с жидким газом с не навинченными на горловины предохранительными колпаками. На момент проверки велись работы по армированию монолитных участков покрытия в осях А'-Б'/2-4, А'-Б'/8-10, монтажу оконных блоков, утеплению наружных стен зданий яслей, монтажу наружных сетей и работы по строительству веранд.

Факт невыполнения Обществом предписания уполномоченного органа в установленный срок подтвержден протоколом об административном правонарушении от 29.11.2019 № 519-03/02-05/54, актом проверки от 22.11.2019 №519-03/01-03/679.

Доказательств невозможности выполнения Обществом законного предписания Инспекции от 28.08.2019 №519-03/02-04/40 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.

При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, при той заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для строгого соблюдения требований законодательства, должно и могло осознавать противоправный характер своих действий и предвидеть возможность наступления негативных последствий, а также очевидность своей обязанности по своевременному предоставлению в уполномоченный орган документов, подтверждающих своевременное исполнение его законных предписаний, которую не исполнило, а препятствий к этому у него не имелось.

Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности.

Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил со стороны Инспекции процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Доводы Общества о нарушении Инспекцией порядка проведения проверки при осуществлении государственного строительного надзора, о не надлежащим образом извещении Общества о проведении мероприятия по региональному государственному строительному надзору отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.

Как следует из материалов дела, уведомление о проведении проверки предписания было вручено представителю Общества ФИО1 13.11.2019 для доведения до сведения директора Общества ФИО2. Тот факт, что указанное уведомление было доведено до сведения ФИО2., подтверждается тем, что директором Общества представителю ФИО1 выдана специальная доверенность от 19.11.2019 №11Д на предоставление интересов Общества при проведении проверки с 19 по 20 ноября 2019 г.

При проведении данной проверки присутствовал представитель Общества главный инженер Общества ФИО1 по доверенности от 19.11.2019 №11/Д, что подтверждается актом проверки от 22.11.2019 №519-03/01-03/679. Доверенность от 19.11.2019 №11Д была выдана ФИО1 для предоставления интересов Общества при проведении инспекцией надзорных мероприятий при строительстве объекта: «Отдельно стоящий корпус МБДОУ «Детский сад №364 «Звездочка» на 4 групповые ячейки», расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Сормовский район, ул. Энгельса. Таким образом, законный представитель Общества был уведомлен о проведении проверки и выдал представителю Общества специальную доверенность.

Уведомление об ознакомлении с результатами проверки от 22.11.2019 519-03/01-11/1634, а также сам протокол об административном правонарушении были составлены и получены также представителем Общества ФИО1 по указанной доверенности. Каких-либо замечаний представитель Общества ФИО1 относительно неизвещения законного представителя Общества о проведении проверки при подведении ее итогов и подписания акта проверки от 22.112019 № 519-03/01-03/679 не заявлял.

Таким образом, законный представитель был заблаговременно и надлежащим образом извещен о проведении мероприятий по государственному строительному надзору, а также о составлении протокола об административном правонарушении, однако сам законный представитель Общества в указанное время на проведение проверки и на составление протокола об административном правонарушении не явился, направив уполномоченного доверенности.

Мера ответственности определена судом верно в пределах санкции, предусмотренной в части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод Общества об извещении Инспекции об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 20.10.2019 (вх. 519373008) и о том, что выявленные в ходе предыдущей проверки нарушения устранены, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в данном случае административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания. В данном случае нарушения устранены после истечения установленного срока для их устранения.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.01.2020 по делу № А43-52250/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью СК «Промстрой НН» оставить без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью СК «Промстрой НН» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.01.2020 № 48.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская