ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-5635/2023 от 04.03.2023 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-5635/2023

06 марта 2024 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2023.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.В.,

судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от Министерства строительства Нижегородской области:

ФИО1 (доверенность от 09.01.2024) ,

от администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области:

ФИО2 (доверенность от 26.02.2024),

от муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области»:

ФИО2 (доверенность от 26.02.2024),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2023 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023

по делу № А43-5635/2023

по иску Министерства строительства Нижегородской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании неосновательного обогащения,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –Правительство Нижегородской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью строительная компания «БЗДСМ», общество с ограниченной ответственностью «Домострой»,

и у с т а н о в и л :

Министерство строительства Нижегородской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области» (далее – Учреждение, МКУ «УКС Богородского муниципального района»), администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области (далее – Администрация) о взыскании 1 106 601 рубля 07 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Нижегородской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области, общество с ограниченной ответственностью строительная компания «БЗДСМ», общество с ограниченной ответственностью «Домострой».

Решением от 27.07.2023 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с Учреждения и (при недостаточности лимитов бюджетных обязательств) с Администрации в доход областного бюджета Нижегородской области сумму неправомерно израсходованных денежных средств в размере 1 106 601 рубля 07 копеек.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 решение суда оставлено без изменения.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на статьи 195, 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявитель считает что истцом пропущен срок исковой давности. По его мнению, течение срока исковой давности началось с 17.12.2018 (даты товарной накладной № 915).

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.

Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы заявителя.

Министерство отзыв не представило, его представитель в судебном заседании отклонил доводы ответчиков.

Третьи лица отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.

Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решениями Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2020 по делу № А43-20956/2020 и от 14.05.2021 по делу № А43-25664/2020 установлены следующие обстоятельства.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области заключено соглашение от 17.02.2017 № 069-08-112 о предоставлении в 2017 году субсидий в размере 216 000 700 рублей из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.

Приложением № 1 к указанному соглашению в перечне мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, указан проект жилищного строительства «Жилой комплекс «Окский берег», в том числе, объект капитального строительства «Детский сад на 240 мест, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок, прилегающий к п.Новинки».

Во исполнение указанного соглашения 18.04.2017 Министерством строительства Нижегородской области и администрацией Богородского муниципального района Нижегородской области (в настоящее время – администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области) заключено соглашение № 328-01-02/18/4/17 о предоставлении в 2017 году субсидии бюджету муниципального Богородского муниципального района Нижегородской области (далее – Соглашение 1).

В силу пунктов 1.1 и 1.4 Соглашения 1 его предметом является предоставление Министерством в 2017 году субсидии из бюджета Нижегородской области на строительство объекта: «Детский сад на 240 мест, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, участок, прилегающий к п. Новинки» (далее – Объект 1). Получателем субсидии из областного бюджета является муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области» (далее – Учреждение).

Согласно пункту 3.2 Соглашения 1 ответственность за целевое и эффективное использование субсидии несет Администрация.

Из пунктов 3.3, 3.4 и 3.6 Соглашения 1 следует, что в случае установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств по соглашению Администрация обеспечивает выполнение указанных обязательств за счет средств бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области. Использованные не по целевому назначению средства субсидии областного бюджета подлежат возвращению Администрацией. Споры по соглашению 1 подлежат разрешению между Министерством и Администрацией.

Субсидия в 2017 году бюджету Нижегородской области на строительство Объекта 1 из средств федерального бюджета выделена в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (приложение № 4), утвержденными постановлением Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 – 2020 годы» (далее – Правила № 1050).

Администрации предоставлена субсидия из средств федерального бюджета в размере 151 200,5 тысячи рублей, из средств областного бюджета – 64 800,2 тысячи рублей.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области заключено соглашение от 04.10.2018 № 069-09-2018-033 о предоставлении в 2018 году субсидий в размере 962 477 400 рублей из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье».

В приложениях № 1 и 5 к соглашению в перечне мероприятий, в целях которых предоставляется субсидия, указано мероприятие по реализации проекта «Окский берег» с земельным участком с кадастровым номером 52:24:0040001:562, в том числе, детский сад на 240 мест на земельном участке площадью 13136 кв. м (12 квартал) с кадастровым номером 52:24:0040001:4202.

Администрацией и Министерством заключено соглашение от 26.04.2018 № 22607000-1-2018-003 о предоставлении в 2018 году субсидии бюджету муниципального Богородского муниципального района Нижегородской области (далее – Соглашение 2). В целях строительства Администрации предоставлена субсидия из средств федерального бюджета в размере 171 489,6 тысячи рублей, из средств областного бюджета – 72760,5 тысячи рублей.

Из пунктов 1.1 и 1.2 Соглашения 2 следует, что его предметом является предоставление Министерством из бюджета Нижегородской области в 2018 году бюджету Богородского муниципального района субсидии на софинансирование объектов капитального строительства: «Детский сад на 240 мест на земельном участке площадью 13136 кв. м (12 квартал), с кадастровым номером 52:24:0040001:4202» ЖК «Окский берег» (далее – Объект 2) и «Школа на 550 мест», расположенная по адресу: Нижегородская область, Богородский район, поселок Новинки, в границах улицы Магистральной, улицы Суворова, проезд Строителей ЖК «Окский берег» (приложение № 1 к Соглашению 2).

В силу подпунктов 4.3.2, 4.3.7 и 4.3.9 пункта 4.3 соглашения 2 Администрация обязуется: обеспечивать исполнение требований Министерства по возврату средств в бюджет Нижегородской области в соответствии с пунктами 1619 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, возвратить в бюджет Нижегородской области не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, и выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, правилами предоставления субсидии и Соглашением 2.

Согласно пункту 6.1.1 Соглашения 2 уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством и на который Администрацией возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения 2 и предоставлению отчетности, является Учреждение.

В 2018 году субсидия бюджету Нижегородской области на строительство Объекта 2 из средств федерального бюджета была выделена в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства (Приложение № 6), утвержденными Постановлением Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила № 1710).

На основании графика выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства (приложение № 5 к дополнительному соглашению от 25.12.2017 № 069-08-112/5 к соглашению от 17.02.2017) достоверность сметной стоимости Объекта 1 капитального строительства определена на основании положительного заключения от 10.02.2016 № 52-3-1-3-0007-16. Проектно-сметная документация объекта получила положительное заключение государственной экспертизы от 12.05.2015 № 52-1-5-0137-15.

Достоверность сметной стоимости Объекта 2 капитального строительства определена на основании положительного заключения от 03.07.2017 № 3-1-3-0061-17, что отражено в графике выполнения мероприятий по строительству объектов капитального строительства (приложение № 7 к соглашению от 28.04.2018 № 22607000-1-2018-003).

В соответствии с приказами Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 09.01.2020 № 5, от 18.02.2020 № 191 в отношении Министерства строительства Нижегородской области проведена выездная проверка использования субсидий.

11.03.2020 составлен акт, по результатам рассмотрения которого Управлением в адрес Министерства направлено представление от 09.04.2020 № 32-11-32/18-2842 (далее –Представление 1).

Представлением 1 от 09.04.2020 выявлен факт неправомерного расходования средств бюджета Нижегородской области, выделенных на строительство Объектов, а именно: закупка МКУ «Управление капитального строительства Богородского муниципального округа Нижегородской области» оборудования, не предусмотренного утвержденной проектно-сметной документацией: в 2017 году в сумме 207 989 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 145 592, 30 рубля; в 2018 году в сумме 3 529 036,15 рубля, в том числе за счет средств федерального бюджета 2 477 736,28 рубля.

Субсидии за счет средств областного бюджета, направленные на закупку оборудования, не предусмотренного утвержденной проектно-сметной документацией, составили разницу между общим объемом средств, поступивших от Министерства строительства Нижегородской области и средств из федерального бюджета: в 2017 году – 62 392,70 (207 989,00 – 145 592,30); в 2018 году – 1 051 299,87 (3 529 036,15 – 2 477 736,28).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2020 по делу № А43-20956/2020 Представление 1 признано законным и обоснованным.

На основании приказа Управления от 18.02.2020 № 189 в отношении МКУ «УКС Богородского муниципального района» проведена плановая проверка предоставления и использования субсидий, составлен акт от 27.03.2020, по результатам рассмотрения которого Управлением в адрес МКУ «УКС Богородского муниципального района» направлено представление от 12.05.2020 № 32-11-32/18-3384 (далее – Представление 2).

Проверкой установлено, что за счет средств субсидии бюджета Нижегородской области (в том числе за счет средств федерального бюджета) осуществлена закупка оборудования, которое не предусмотрено ПСД указанного объекта.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.05.2021 по делу № А43-25664/2020 Представление 2 признано законным и обоснованным.

Вследствие неисполнения Представления 2 Управление в отношении МКУ «УКС Богородского муниципального района» вынесло предписание от 17.12.2020 № 32-11-32/18-9710 (далее – Предписание 2) с требованием, в том числе, о необходимости принятия мер по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации путем возврата в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств в размере 145 592,30 рубля и 2 477 736,28 рубля.

В связи с неисполнением Представления 1 Управлением в адрес Министерства вынесено предписание от 12.11.2021 № 32-21-13/18-12413 (Предписание 1) о необходимости принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации путем возврата из бюджета Нижегородской области в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств в размере 145 592,30 рубля и 2 477 736,28 рубля.

Ущерб, указанный в предписаниях 1 и 2, возмещен.

Ущерб, причиненный областному бюджету в 2017 году, в сумме 62 392,70 рубля, и в 2018 году в сумме 1 051 299,87 рубля, возмещен не был.

Министерством в адрес Администрации и Учреждения направлялись претензии (требования) о возврате средств областного бюджета от 12.12.2022 № Сл-328-907269/22 и от 08.02.2023 № Сл-328-99754/23.

Администрация письмом от 09.01.2023 № Сл-104-001-595/23 отклонила требование о возврате средств.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства с настоящим иском в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Правилами № 1050 и № 1710, суд первой инстанции удовлетворил иск. Суд сделал вывод о том, что Министерством не пропущен срок исковой давности.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Как видно из материалов дела, субсидии бюджету Нижегородской области на строительство Объектов из средств федерального бюджета были выделены в соответствии с Правилами № 1050 в 2017 году и в соответствии с Правилами № 1710 в 2018 году.

Пунктом 11 Правил № 1050 установлено, что при планировании направления субсидий, в том числе необходимо представить копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным); документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной).

В порядке пункта 32 Правил № 1050 субсидия в случае ее нецелевого использования и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления подлежит взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования изложены в Правилах № 1710.

Из приведенных Правил следует, что предоставление проектной документации, положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства является необходимым условием направления субсидии.

Установленное Правилами № 1050 и 1710 требование о предоставлении в составе заявки на получение субсидии обосновывающих документов (копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, документы об утверждении проектной документации, копии положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства) соответствует целям, установленным статьей 38 БК РФ.

В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов должно осуществляться в соответствии с проектно-сметной документацией.

В рассмотренном случае размер субсидий был определен на основании утвержденной проектно-сметной документации.

Согласно пункту 3.3 Соглашения 1 и пункту 5.1 Соглашения 2 в случае установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией (Учреждением, с учетом пунктов 1.4 и 6.1.1 Соглашений) обязательств по соглашению Администрация обеспечивает выполнение указанных обязательств за счет средств бюджета Богородского муниципального района Нижегородской области.

Актами проверки от 11.03.2020 и от 27.03.2020 установлен факт неправомерного расходования средств бюджета Нижегородской области, выделенных Администрации на строительство Объектов, а именно закупки Учреждением оборудования, не предусмотренного утвержденной проектно-сметной документацией.

Данное обстоятельство является нарушением обязательств, определенных условиями Соглашений, а также нарушением Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судебными актами по делам № А43-20956/2020 и А43-25664/2020 установлен факт осуществления закупки оборудования, не предусмотренного проектно-сметной документацией Объектов.

Суды посчитали, что данный факт имеет преюдициальное значение для настоящего спора.

На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

При таких обстоятельствах суды взыскали с Учреждения и (при недостаточности лимитов бюджетных обязательств) с Администрации в доход областного бюджета Нижегородской области сумму неправомерно израсходованных денежных средств в размере 1 106 601 рубля 07 копеек.

Администрация указывает на пропуск Министерством срока исковой давности.

В силу статьи 195 ГК РФ судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

На основании пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Суды установили, что Министерство узнало о фактах неправомерного использования субсидий в 2017 году и в 2018 году на строительство Объектов 1 и 2 (детские садики) после проверки, проведенной УФК, по итогам которой был вынесен акт выездной проверки от 11.03.2020, в связи с этим срок исковой давности не может быть рассчитан ранее 11.03.2020.

Обоснованность акта проверки от 11.03.2020 установлена решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2020 по делу № А43-20956/2020, которое вступило в законную силу постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021.

Исковое заявление поступило в Арбитражный суд Нижегородской области 02.03.2023 (штамп канцелярии суда).

С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что срок исковой давности в данном случае не пропущен, и правомерно удовлетворил иск Министерства.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. По существу эти доводы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судами и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу № А43-5635/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Богородского муниципального округа Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Л.В. Соколова

Судьи

О.Е. Бердников

Т.В. Шутикова