ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-10211/17 от 05.10.2018 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 октября 2018 года

Дело №

А44-10211/2017

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,

при участии от администрации Великого Новгорода Скидановой В.Ф. (доверенность от 06.07.2018 № М22-3753-И),

рассмотрев 03.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.2018 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу № А44-10211/2017,

установил:

Администрация Великого Новгорода, место нахождения: 173007, г. Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4, ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035693 (далее – Администрация), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании с Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области, место нахождения: 173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее – Министерство), о взыскании 4 298 740 руб. убытков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, место нахождения: 173001, г. Великий Новгород, Новолучанская ул., д. 27, ОГРН 1025300788116, ИНН 5321028776 (далее – Департамент).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018, исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме, с Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области в пользу Администрации взыскано 4 298 740 руб. убытков.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый – об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, причиной возникновения у истца убытков, связанных с предоставлением жилых помещений на основании судебных решений, является неправомерность действий самой Администрации. Следовательно, как полагает Министерство, заявленные требования не подлежали удовлетворению.

В судебном заседании представитель Администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решениями Новгородского районного суда Новгородской области от 27.08.2012 по делу № 2-4437/2012, от 28.09.2012 по делу № 2-4878/2012 и от 09.01.2013 по делу № 2-394/2013 на Администрацию была возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке по договору социального найма жилых помещений Павлову А.С., Филимоновской Е.В. и Иванову Д.О., как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во исполнение указанных судебных актов Администрацией были приняты постановления от 10.11.2014 № 5830, от 03.02.2015 № 412 и 413 о предоставлении указанным гражданам жилых помещений в виде отдельных квартир из муниципального жилого фонда по договорам социального найма общей стоимостью 4 298 740 руб.; с Филимоновской Е.В. заключен договор социального найма жилого помещения от 27.11.2014 № 382н, с Павловым А.С. – от 05.02.2015 № 71н, и с Ивановым Д.О. – от 05.02.2015 № 84н.; впоследствии переданные указанным лицам по договорам социального найма квартиры перешли в их собственность в порядке приватизации.

При этом понесенные органом местного самоуправления расходы не были компенсированы за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета на текущий финансовый год в порядке Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Полагая, что в результате исполнения полномочий субъекта Российской Федерации – Новгородской области, по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями муниципальному бюджету причинены убытки, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций посчитали доказанным наличие совокупности условий, при которых наступает ответственность за причинение вреда по правилам статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и в этой связи удовлетворили иск.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).

В силу статьи 4 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В статье 8 Закона № 159-ФЗ определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для указанной категории граждан.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 1 Областного закона Новгородской области от 24.12.2013 № 431-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 431-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению в порядке, установленном областным законодательством, благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено частью 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

Исходя из приведенных правовых норм, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является субъект Российской Федерации, в данном случае – Новгородская область.

Установив отсутствие доказательства возмещения ответчиком муниципальному бюджету Великого Новгорода расходов, понесенных Администрацией во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, суды пришли к правильному выводу о причинении убытков муниципальному образованию в размере стоимости жилых помещений, предоставленных гражданам.

Судами проверен и признан обоснованным размер причиненных убытков, который подтверждается отчетами об оценке № 196-8/12/2016 (к), 196-9/12/2016 (к), 196-10/12/2016 (к). Результаты оценки рыночной стоимости квартир Министерством не опровергались.

Доводам ответчика о причине возникновения убытков по вине самой Администрации, судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Как справедливо отмечено судом, предоставление жилых помещений по решению суда не лишает Администрацию права требовать возмещения понесенных им в связи с этим затрат, относящихся в силу норм действующего законодательства Российской Федерации к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Также судами двух инстанций тщательным образом был исследован довод Министерства о предоставлении Администрации из областного бюджета в необходимом объеме денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и аргументировано отклонен со ссылкой на пункт 1 части 2 статьи 1 Областного закона Новгородской области от 23.12.2008 № 455-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области образования, опеки и попечительства и по оказанию мер социальной поддержки», пункты 1 и 2 части 1 статьи 1 Закона № 431-ОЗ, статью 8 Закона № 159-ФЗ и отсутствие доказательства передачи из собственности Новгородской области в муниципальную собственность жилых помещений для целей их предоставления названной категории граждан.

Несогласие Департамента с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.02.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2018 по делу № А44-10211/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу министерства финансов Новгородской области – без удовлетворения.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

А.Г. Кудин

И.О. Подвальный