АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 декабря 2018 года | Дело № | А44-1445/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Валдайнеруд» Сараева В.Д. (доверенность от 09.01.2018), рассмотрев 12.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской областина решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.05.2018 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу № А44-1445/2018, у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Валдайнеруд», место нахождения: 175429, Новгородская область, Валдайский район, село Едрово; ОГРН 1025300516790, ИНН 5302009834; (далее - общество, ООО «Валдайнеруд») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области, место нахождения: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 24; ОГРН 1055300956490, ИНН 5321102620; (далее - комитет) и Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, место нахождения: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; (далее - министерство) о признании недействительными приказов Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее - департамент) (правопредшественник Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области) от 28.11.2017 № 1035 и № 1036 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям от 20.05.2003 № НГВ 01976 ТЭ и от 30.06.2013 № НГВ 01980 ТЭ. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» в лице почтового отделения с. Едрово (далее - ПО с. Едрово ФГУП «Почта России»). Решением Арбитражного суда Новгородской области от 31.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2018, заявленные требования удовлетворены. В кассационной жалобе министерство просит решение от 31.05.2018 и постановление от 13.09.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судами неверно истолкованы нормы статьи 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1, Закон о недрах), полагает, что департаментом соблюдена процедура досрочного прекращения права пользования недрами по спорным лицензиям. ООО «Валдайнеруд» в отзыве на жалобу министерства с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель общества поддержал доводы приведенные в отзыве. Другие лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с нарушением обществом пункта 9.2 лицензионного соглашения по предоставлению в департамент в установленные сроки сведений государственного статистического наблюдения по форме 5-гр за 2016 год, административным органом 28.11.2017 приняты приказы № 1035 и № 1036 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям НВГ № 01976 ТЭ и НВГ № 01980 ТЭ, полученным обществом в 2003 году. Не согласившись с указанными приказами, общество оспорило их в судебном порядке. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, установив нарушение департаментов процедуры досрочного прекращения права пользования недрами по спорным лицензиям, установленной статьей 21 Законом о недрах, а также приняли во внимание факт устранения обществом вменяемых нарушений. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего. В силу статьи 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона № 2395-1) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункты 2 части 2 статьи 20 Закона № 2395-1). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами определен статьей 21 Закона № 2395-1 и пунктом 15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, в соответствии с которыми в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона № 2395-1, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в трехмесячный срок. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315 утвержден Административный регламент прекращения права пользования недрами (далее Регламент). В соответствии с Регламентом, по итогам проверки соблюдения недропользователем условий пользования недрами Росприроднадзор, установив наличие предусмотренных статьей 20 Закона № 2395-1 оснований для досрочного прекращения права пользования недрами, направляет в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган представление (предложение) о принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами с приложением копии акта проверки (пункт 94, подпункт 2 пункта 95); при этом представление (предложение) с комплектом необходимых документов направляется в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами либо в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в соответствии с разграничением полномочий между ним и его территориальными органами (пункт 105). Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (постоянно действующий совещательный орган) принимает рекомендательное решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 107). В случае принятия рекомендации о направлении уведомления о допущенных нарушениях пользователю недр предоставляется срок для их устранения, который в зависимости от характера нарушений может быть не менее трех месяцев и не более 12 месяцев с момента получения уведомления (пункт 110). По истечении срока, предоставленного недропользователю для устранения нарушений, указанных в уведомлении Комиссии, Росприроднадзор проводит проверку устранения (неустранения) нарушений и копию акта проверки с соответствующим комплектом документов направляет на повторное рассмотрение Комиссии, которая повторно рассматривает материалы по досрочному прекращению права пользования недрами и принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению) (пункт 111). В случае, если Комиссия рекомендует досрочное прекращение права пользования недрами в связи с неустранением недропользователем нарушений в предоставленный срок, Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом издается приказ об отзыве лицензии (пункт 115). В рассматриваемом случае судами установлено, что процедура досрочного прекращения действия лицензии административным органом не соблюдена. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства направления и вручения обществу уведомления министерства о допущенных нарушениях от 05.04.2017 № ПР-2515-И. В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и обществом не оспаривается не представление отчетности, предусмотренной законодательством о недрах в установленный срок. Вместе с тем суды двух инстанций пришли к выводу о том, что досрочное прекращение права пользования недрами является чрезмерной мерой воздействия на нарушителя, которая несоразмерна последствиям допущенного нарушения, а департамент при рассмотрении вопроса о прекращении права пользования недрами, ограничился формальным выявлением факта нарушения. При этом судами принято во внимание, что основным видом деятельности общества является добыча полезных ископаемых, досрочное прекращение права пользования недрами лишает заявителя возможности вести хозяйственную деятельность. Выявленное нарушение допущено ввиду тяжелого материального положения, введения процедуры банкротства (наблюдение) и приостановления операций по счетам, что не позволило обществу оплатить услуги маркшейдерской службы по предоставлению данных для составления отчетов формы 5-гр. В настоящее время производство по делу о банкротстве общества прекращено (определение Арбитражного суда Новгородской области от 18.10.2017 по делу № А44-109/2017), произошла смена руководства. Общество уплатило все налоги и платежи, связанные с деятельностью по прекращенным лицензиям, представило в декабре 2017 года необходимую отчетность по форме 5-гр. Оценив указанные обстоятельства, арбитражные суды двух инстанций, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали оспариваемые приказы департамента недействительным. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа постановил: решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.05.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 по делу № А44-1445/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | О.А. Алешкевич И.О. Подвальный | |||