ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-2227/19 от 30.09.2019 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 сентября 2019 года

Дело №

А44-2227/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

при участии  от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» Балашова А.В. (доверенность от 26.01.2017),

рассмотрев 23.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.04.2019 (судья Ильюшина Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 (судьи Болдырева Е.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу № А44-2227/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2», место нахождения: 174406, Новгородская обл., г. Боровичи, Красноармейская ул., д. 8, ОГРН 1155331000362, ИНН 5320025733                             (далее – ООО «УК СЭИС-2», Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, место нахождения: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 81,                       ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее – Комитет), о признании недействительным предписания от 12.02.2019  № ЛК-286-19.

Решением суда первой инстанции от 29.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, ввиду отсутствия в оспариваемом предписании указания на должностных лиц или работников организации и их виновных действий, а также невыявления самовольных действий заявителя по увеличению размера платы за содержание жилого помещения вменяемые нарушения лицензионных требований нельзя признать доказанными. Решения собраний собственников помещений многоквартирных домов (далее - МКД) о проведении работ по диагностированию внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) были приняты с соблюдением условий, порядка подготовки и организации; данные решения являются оспоримой сделкой, собственниками помещений МКД не обжалованы. С требованием о признании недействительными протоколов общих собрании по проверяемым МКД Комитет в судебном порядке не обращался. По мнению Общества, форма платежного документа, а также выделение в нем соответствующего платежа отдельной строкой предусмотрена пунктом 4.9 договора управления, при использовании его для расчетов с населением нарушения требований законодательства не последовало, в связи с чем в данной части предписание принято с превышением полномочий. Кроме того, по мнению Общества, Комитетом были осуществлены не мероприятия лицензионного контроля, а жилищный надзор, что недопустимо в отношении заявителя.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы (с учетом письменных пояснений).

Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд не направил,                в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие                               (статья 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях проверки фактов о нарушении лицензионных требований, изложенных в обращениях собственников квартир в МКД по адресам: Новгородская обл., г. Боровичи,             ул. Кокорина, д. 56 и Вышневолоцкая ул., д. 20, Комитетом был издан приказ                    от 11.02.2019 № ЛК-286-19 и проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК СЭИС-2».

В ходе проверки Комитетом установлено, что управление указанными                МКД по договорам от 01.12.2017 и от 01.01.2018 осуществляет                                 ООО «УК СЭИС-2». Также установлено, что Общество дополнительно к плате за содержание и ремонт жилых помещений включило в платежные документы собственников помещений строку «Диагностика газового оборудования» и начисляло по данной строке в отношении дома по адресу: Новгородская обл.,                г. Боровичи, ул. Кокорина, д.  56 за период с сентября 2018 года по январь                2019 года 1 руб. 56 коп. с кв. метра, а в отношении МКД по Вышневолоцкой ул.,  д.  20 за период с июля 2018 года по январь 2019 года - 1 руб. 63 коп. с кв. метра.

Выявленные нарушения зафиксированы актом проверки от 12.02.2019             № ЛК-286-19.

Комитет установил  в действиях Общества нарушения части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «а» пункта 28, пунктов 29, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), а также подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.

Предписанием от 12.02.2019 № ЛК-286-19 Комитет обязал Общество устранить выявленные нарушения в срок до 13.04.2019, а именно:

1) произвести перерасчет (возврат) размера дополнительной платы за диагностику ВДГО по указанным МКД за названные выше периоды;

2) исключить дополнительную плату за диагностику ВДГО из платежных документов собственников помещений данных МКД.

Не согласившись с законностью предписания Комитета, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили, что несение расходов по ВДГО является обязанностью управляющей компании, тогда как взимание дополнительного платежа сверх установленного тарифа  на содержание общего имущества МКД неправомерно, в связи с чем  указали на наличие у Комитета правовых и фактических оснований для принятия предписания.

Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Судами установлено, что протоколом от 18.10.2017 общего собрания собственников помещений в МКД  по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи,           ул.  Кокорина, д. 56 принято решение об утверждении стоимости услуг Общества по содержанию и текущему обслуживанию общего имущества в размере                        17 руб. 15 коп. с кв. метра (всего стоимость управления, содержания и ремонта общего имущества утверждена в размере 22 руб. 28 коп. с кв. метра и включает в том числе стоимость обслуживания ВДГО (сети) в размере 28 коп. с кв. метра).

Собственниками данного МКД 17.07.2018 принято решение об утверждении платы за услуги по диагностике газовых сетей дома в размере 1 руб. 56 коп. с             кв. метра в течение 10 месяцев и наделении  управляющей компании полномочиями на заключение со специализированной организацией договора по диагностике газовых сетей МКД.

Протоколом от 12.09.2017 общего собрания собственников помещений в МКД  по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, Вышневолоцкая ул., д. 20  принято решение об утверждении стоимости услуг Общества по содержанию и текущему обслуживанию общего имущества в размере 17 руб. 15 коп. с кв. метра (всего стоимость управления, содержания и ремонта общего имущества утверждена в размере 22 руб. 21 коп. с кв. метра и включает в том числе стоимость обслуживания ВДГО (сети) в размере 21 коп. с кв. метра).

Собственниками указанного МКД принято решение от 24.05.2018 об утверждении платы по договору управления в размере 21 руб. 18 коп. с кв. метра (в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества, управление, ВДГО). Этим же собранием собственников принято решение об утверждении платы за услуги по диагностике газовых сетей дома в размере 1 руб. 63 коп. с           кв. метра в течение 10 месяцев и наделении  управляющей компании полномочиями на заключение со специализированной организацией договора по диагностике газовых сетей МКД.

Суды согласились с позицией Комитета о необоснованности взимания Обществом дополнительной платы за ВДГО сверх платы за содержание общего имущества МКД.

Согласно пункту 5 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Пунктом 29 данных Правил установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды,  электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и                  природно-климатические условия расположения многоквартирного дома                (пункт 31 Правил № 491).

Пунктом 4 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):

а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

б) аварийно-диспетчерское обеспечение;

в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

г) замена оборудования.

Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 03.05.2000 № 101, определены виды диагностики газопроводов.

Пунктом 8 Правил № 410 предусмотрено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового                           оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом).

Согласно пункту 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят следующие виды работ: техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;                            в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования.

В соответствии с пунктом 21 раздела 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации                       от 03.04.2013 № 290,  к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, относится в том числе организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов.

 Пунктом 2 Правил № 410 предусмотрено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования признается как определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.

Из определенного пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, понятия внутридомового газового оборудования следует, что под последним понимаются газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа. Поверкой приборов учета газа является совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям.

В любом случае ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда, в связи с чем собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляют организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий, которые, в свою очередь, включают в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт.

В связи с вышеизложенным судами правомерно отмечено, что внутридомовые инженерные системы газоснабжения являются общим имуществом МКД, ответственность за содержание и эксплуатацию которых несет управляющая компания. Диагностирование газового оборудования входит в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества в МКД, кроме того, проведение работ по техническому диагностированию ВДГО  управляющая организация обязана осуществлять в рамках установленной платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.

Выполнение данных работ не было вызвано обстоятельствами, которые обслуживающая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает. Как правомерно отметили суды, управляющая организация обязана создавать условия для безопасного газоснабжения, а исполнение данной обязанности возможно путем проведения текущего обслуживания ВДГО и его содержания, реализуемого посредством договоров со специализированными организациями. В этой связи управляющая компания при утверждении  тарифа на содержание жилых помещений  обязана учитывать данное обстоятельство.

Управляющие организации в рассматриваемых правоотношениях выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Как отмечено судами, из материалов дела усматривается, что Общество на основании протоколов общих собраний собственников помещений МКД от 17.07.2018 и от 24.05.2018 уже включило в платежные документы собственников указанных выше МКД плату за диагностирование ВДГО, в связи с этим установление и взимание дополнительного платежа сверх установленного тарифа на содержание общего имущества МКД неправомерно. Общество                   не представило в судах доказательств того, что спорные работы выходили за рамки перечисленных выше требований содержания и обслуживания систем ВДГО.

Следовательно, оспариваемое предписание Комитета нельзя признать незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества.

Доводы кассационной жалобы о том, что при проведении проверки были осуществлены не мероприятия лицензионного контроля, а жилищный надзор,               а также  о принятии предписания Комитетом с превышением полномочий подлежат отклонению ввиду следующего.

В силу требований пункта 2 части 4 статьи 1 Федерального закона                             от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294) лицензионный контроль отнесен к видам государственного контроля (надзора), при осуществлении которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Применительно к рассматриваемому случаю лицензирование деятельности по управлению МКД регламентировано X разделом ЖК РФ.

По общему правилу особенности организации и проведения проверок в рамках лицензионного контроля определяются статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ). При этом предметом проверки может являться соблюдение лицензиатом лицензионных требований, которые, в свою очередь, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 19 Закона № 99-ФЗ внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Нормами Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110), установлен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

В свою очередь, порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен в статье 196 ЖК РФ. Согласно части 1 названной статьи              к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона № 294-ФЗ и Закона № 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 указанной статьи, из содержания которой следует, что внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4 и 5 части 10 статьи 19 Закона                 № 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 названного Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Данная норма является специальной по отношению к аналогичным положениям Закона № 99-ФЗ в силу прямого указания в части 1 статьи 196                ЖК РФ, а именно как регулирующая отдельный вид лицензионного контроля (в отношении деятельности по управлению многоквартирным домом).

Поскольку в Законе № 99-ФЗ, статье 196 ЖК РФ и Положении № 1110 отсутствуют специальные нормы, определяющие перечень грубых нарушений лицензионных требований деятельности по управлению МКД, то внеплановая проверка по обращениям граждан, проживающих в МКД, может быть проведена не по основаниям, указанным в пункте 2 части 10 статьи 19 Закона № 99-ФЗ (поступившей информации о фактах грубых нарушений), а по основаниям, предусмотренным ЖК РФ и Законом № 294-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона                                 № 294-ФЗ поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) является основанием для проведения внеплановой проверки.

Таким образом, с учетом изложенного жалоба лиц, проживающих в МКД, может служить основанием для проведения в отношении лицензиата внеплановой выездной проверки.

В данном случае такая проверка была осуществлена Комитетом на основании обращения граждан, проживающих в МКД по указанным адресам, в которых содержалась информация о фактах совершения управляющей компанией нарушений лицензионных требований.

В силу пункта 3 Положения № 1110 лицензиат обязан соблюдать ряд требований, в том числе требования статей 161, 162 и 193 ЖК РФ.

 Кроме того, поскольку деятельность по управлению домом осуществляется за плату, порядок формирования которой установлено нормами ЖК РФ, осуществление контроля за порядком формирования такой платы, в силу подпункта «б» пункта 3 Положения № 1110 является предметом лицензионного контроля.

В этом случае Комитет правомерно выдал предписание в адрес Общества о прекращении нарушений обязательных требований и устранении выявленных нарушений.

Вопреки мнению Общества, Комитет действовал в рамках предоставленных законодательством полномочий и компетенции, отдельного признания судом недействительным решения собрания собственников помещений в МКД для этого не требуется. Как указали суды, само по себе наличие такого решения                не может изменить приведенные выше положения законодательства, из буквального содержания протоколов общих собраний собственников помещений в МКД от 17.07.2018 от 24.05.2018 не следует, что утвержденная ими плата за услуги по диагностике газовых сетей начисляется именно сверх утвержденной платы по договорам управления, заключенным с Обществом.  Избранный Комитетом  способ восстановления нарушенных прав собственников помещений МКД (указанные в предписании меры исполнения) соответствует характеру и последствиям нарушений, обеспечивает  реальное устранение последствий нарушения. Установление виновных лиц (работников) лицензиата, допустивших нарушения,  при выдаче предписания не является обязательным и не влияет              на правомерность последнего.         

 Нарушений судами норм материального и процессуального права                      не допущено, их выводы основаны на установленных  ими обстоятельствах и материалах дела. Основания для изменения либо отмены обжалуемых  судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Оснований для возврата Обществу суммы государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории            дел, не имеется, поскольку платежный документ поступил в электронном виде, подлинник суду не представлен.     

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                      Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

         решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда                               от 09.07.2019 по делу № А44-2227/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» – без удовлетворения.      

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая