АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 марта 2015 года | Дело № | А44-3033/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А., при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2 (доверенность от 17.03.2015), рассмотрев 24.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2014 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Пестерева О.Ю., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу № А44-3033/2014, у с т а н о в и л: Индивидуальный предприниматель ФИО1, К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Валдайского городского поселения, место нахождения: 175400, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация поселения). Решением суда первой инстанции от 13.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2014, в удовлетворении требований Предпринимателю отказано. В кассационной жалобе и в дополнении к ней ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление их отменить. В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, приведенные в жалобе. Иные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, 23.04.2014 Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций (перетяжки) по следующим адресам в <...> ориентир дом 1; Комсомольский проспект, ориентиры, дом 50, дом 17, дом 30, дом 34/34, Народная улица, дом 7/1. Администрация района, ссылаясь на пункт 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», отказала ФИО1 в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций по вышеназванным адресам. Предприниматель не согласился с данным отказом, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды правомерно отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего. Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон В силу части 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного. Пунктом 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения. В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы. В частности, из пункта 6.1 названного ГОСТ Р следует, что средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Согласно пункту 3 части 15 статьи 19 Закона № 38-ФЗ нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Судами установлено и из материалов дела следует, что Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций над проезжей частью автомобильных дорог. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что установка рекламных конструкций не будет соответствовать требованиям пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, следовательно, оспариваемое решение Администрации района является правомерным. Довод Предпринимателя о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит обязательному применению отклоняется судом кассационной инстанции в виду следующего. ГОСТ Р 52044-2003 был введен в действие в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 Полномочия Госстандарта России на принятие ГОСТ Р 52044-2003 были определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1999 № 498 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49). ГОСТ Р 52044-2003 был официально опубликован ИПК «Издательство стандартов» в 2003 году. Опубликование официальной информации о государственных стандартах осуществлялось Госстандартом России в соответствии с Положением о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 100. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 указанного Закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных данной статьей особенностей изменения в нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов. Изменением № 2 в пункте 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 исключена возможность размещения средств наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 № АКПИ14-1259 при отсутствии названного ограничения могут быть созданы условия, затрудняющие водителям видимость дорожных знаков и светофоров, которые по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливаются над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Ссылка на требования ГОСТ Р 52289-2004 включена в «Правила дорожного движения Российской Федерации», которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, которые являются нормативным правовым актом и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Изменение № 2 было опубликовано ФГУП «Стандартинформ» в информационном указателе» Национальные стандарты» (ИУС) № 6-2009. ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями № 1 и № 2 был переиздан ФГУП «Стандартинформ» в 2009 году. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативными правовыми актами. В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ с 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. В данном случае положения пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на защиту жизни и здоровья граждан, поэтому подлежат обязательному применению. Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу № А44-3033/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | И.О. Подвальный Л.А. Самсонова | |||