ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-3033/14 от 27.03.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 марта 2015 года

Дело №

А44-3033/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,

при участии от индивидуального предпринимателя ФИО1 - ФИО2 (доверенность от 17.03.2015),

рассмотрев 24.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2014 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Пестерева О.Ю., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу № А44-3033/2014,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1,
ИНН <***> (далее – Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области, место нахождения: 175400, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация района), о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на территории Валдайского муниципального района.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Валдайского городского поселения, место нахождения: 175400, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация поселения).

Решением суда первой инстанции от 13.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2014, в удовлетворении требований Предпринимателю отказано.

В кассационной жалобе и в дополнении к ней ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление их отменить.

В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, приведенные в жалобе.

Иные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, 23.04.2014 Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций (перетяжки) по следующим адресам в <...> ориентир дом 1; Комсомольский проспект, ориентиры, дом 50, дом 17, дом 30, дом 34/34, Народная улица, дом 7/1.

Администрация района, ссылаясь на пункт 6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», отказала ФИО1 в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций по вышеназванным адресам.

Предприниматель не согласился с данным отказом, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суды правомерно отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего.

Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон
№ 38-ФЗ).

В силу части 9 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона № 38-ФЗ предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения транспорта, в частности автомобильного.

Пунктом 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения.

В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы.

В частности, из пункта 6.1 названного ГОСТ Р следует, что средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

Согласно пункту 3 части 15 статьи 19 Закона № 38-ФЗ нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Судами установлено и из материалов дела следует, что Предприниматель обратился в Администрацию района с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций над проезжей частью автомобильных дорог.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что установка рекламных конструкций не будет соответствовать требованиям пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, следовательно, оспариваемое решение Администрации района является правомерным.

Довод Предпринимателя о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит обязательному применению отклоняется судом кассационной инстанции в виду следующего.

ГОСТ Р 52044-2003 был введен в действие в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Полномочия Госстандарта России на принятие ГОСТ Р 52044-2003 были определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1999 № 498 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49).

ГОСТ Р 52044-2003 был официально опубликован ИПК «Издательство стандартов» в 2003 году. Опубликование официальной информации о государственных стандартах осуществлялось Госстандартом России в соответствии с Положением о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 100.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 указанного Закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных данной статьей особенностей изменения в нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Изменением № 2 в пункте 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 исключена возможность размещения средств наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 № АКПИ14-1259 при отсутствии названного ограничения могут быть созданы условия, затрудняющие водителям видимость дорожных знаков и светофоров, которые по ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливаются над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. Ссылка на требования ГОСТ Р 52289-2004 включена в «Правила дорожного движения Российской Федерации», которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, которые являются нормативным правовым актом и обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Изменение № 2 было опубликовано ФГУП «Стандартинформ» в информационном указателе» Национальные стандарты» (ИУС) № 6-2009.

ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями № 1 и № 2 был переиздан ФГУП «Стандартинформ» в 2009 году.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Федеральное агентство вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Национальные стандарты, включая ГОСТ Р 52044-2003, являются нормативными (техническими) документами, а не нормативными правовыми актами.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ с 01.09.2011 нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В данном случае положения пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на защиту жизни и здоровья граждан, поэтому подлежат обязательному применению.

Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу № А44-3033/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

И.О. Подвальный

Л.А. Самсонова