АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 декабря 2019 года | Дело № | А44-3092/2019 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В., рассмотрев 18.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Холмского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу № А44-3092/2019, у с т а н о в и л: Администрация Холмского муниципального района, адрес: 175270, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 28.03.2019 № ПР-2735-и решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, адрес: 173002, Новгородская обл., Великий Новгород, Воскресенский бульв., д. 13 «А», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), об отказе во внесении изменений в государственный лесной реестр путем исключения из него сведений о выделах 29, 30, 37 лесного квартала № 94 Холмского участкового лесничества, и об обязании Министерства внести соответствующие изменения в названный реестр. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, адрес: 173002, Новгородская обл., Великий Новгород, Октябрьская ул., д. 17, ОГРН <***>, ИНН <***>. Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17.07.2019 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 данное решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.07.2019 и постановление от 09.10.2019, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Суды, полагает податель жалобы, не учли, что спорные выделы были исключены из состава земель лесного фонда на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 20.02.1987 № 205-р, и что указанные в государственном лесном реестре сведения в отношении данных выделов недостоверны. Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы. Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Старорусского районного суда Новгородской области от 23.06.2014 по делу № 2-1571/2014 на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.09.2015 ликвидировать последствия загрязнения и захламления земельного участка площадью 2 га с кадастровым номером 53:19:0072107:3, находящегося по адресу: Новгородская обл., Холмский р-н, на 4 км автодороги Холм-Морхово, от твердых бытовых отходов и осуществить рекультивацию участка. В Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 53:19:0072107:3 площадью 20 000 кв.м, с указанием категории земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения». Права на данный участок не зарегистрированы. Как указывает Администрация, при разработке проектно-сметной документации на рекультивацию участка был выявлен факт пересечения земельного участка с кадастровым номером 53:19:0072107:3 с территорией, которая согласно данным государственного лесного реестра (ГЛР) является участком земель лесного фонда, расположенным в выделах 29, 30, 37 лесного квартала № 94 Холмского участкового лесничества. Администрация направила в адрес Министерства ходатайство от 24.01.2019 о внесении изменений в сведения ГЛР в части исключения из земель лесного фонда земельного участка, занятого объектом размещения отходов. Письмом от 28.03.2019 № ПР-2735-И Министерство уведомило Администрацию об отсутствии оснований для исключения из ГЛР сведений об участке со ссылкой на положения части 6 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Полагая, что отказ выраженный в указанном письме отказ Министерства от внесения изменения в ГЛР не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Администрации и создает препятствия для исполнения решения Старорусского районного суда Новгородской области от 23.06.2014 по делу № 2-1571/2014, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу. Суды не установили совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого решения Министерства незаконным и отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований. Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Администрация в обоснование заявленных требований указала на несоответствие сведений ГЛР об отнесении к категории земель лесного фонда территории выделов 29, 30, 37 квартала № 94 Холмского участкового лесничества данным ЕГРН, согласно которым эта территория, учтенная в границах земельного участка с кадастровым номером 53:19:0072107:3, отнесена к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, и на наличие предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) оснований для определения категории земель применительно к этой территории в соответствии с данными ЕГРН. Согласно части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. В силу пункта 2 части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ положения части 3 той же статьи не распространяются на земельные участка, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Исходя из установленных по делу обстоятельств, а также учитывая отсутствие на спорном участке объектов недвижимости, суды пришли к правильному выводу о том, что положения части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям. Доводы Администрации о наличии оснований для исключения сведений об отнесении территории выделов 29, 30, 37 квартала № 94 Холмского участкового лесничества к землям лесного фонда со ссылкой на распоряжение Совета Министров РСФСР от 20.02.1987 № 205-р были исследованы судами и мотивированно ими отклонены. В соответствии с частью 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В ГЛР содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (часть 2 той же статьи). Согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 (далее - Перечень). В силу пункта 2.2.1 Перечня документами - основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются в том числе распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 20.02.1987 № 205-р, на которое ссылается Администрация, было принято предложение Новгородского исполкома об изъятии у совхоза «Лесной» земельного участка площадью 2 га и предоставлении этого участка производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства Холмского райисполкома (с правом вырубки леса). Решения о переводе этого участка в иную категорию земель в названном распоряжении не содержится. Довод подателя жалобы о наличии оснований для исключения из ГЛР сведений о спорной территории как относящейся к землям лесного фонда со ссылкой на отсутствие в границах этой территории лесной растительности несостоятелен, поскольку в силу статьи 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда могут быть отнесены как лесные, так и нелесные площади. При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований. Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу № А44-3092/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Холмского муниципального района - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.В. Чуватина | |||
Судьи | А.В. Кадулин И.В. Сергеева | |||