ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-3310/19 от 14.05.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 мая 2020 года

Дело №

А44-3310/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р.,              Лущаева С.В.,

рассмотрев 13.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу № А44-3310/2019,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Научно-производственное объединение «Квант», адрес: 173001, г. Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Новгородской области, адрес: 173015, г. Великий Новгород, Нехинская ул., д. 10, ОГРН 1025300783991, ИНН 5321036946 (далее - УФК), от 12.03.2019                    № 50-22-07/01пс (далее – Представление).

Решением суда первой инстанции от 12.09.2019 заявленные требования Общества удовлетворены. Оспариваемое Представление УФК признано незаконным. Также с ответчика в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением апелляционного суда от 23.01.2020 решение от 12.09.2019 отменено. В удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 23.01.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 12.09.2019, принятое по настоящему делу.

Податель жалобы считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что частичное невыполнение Обществом плановых показателей программы финансового оздоровления на 2017 год, представляет собой нарушение условий получения субсидии в целях экономического оздоровления Общества. По мнению заявителя, выполнение Обществом показателей указанной программы финансового оздоровления условием предоставления субсидии не являлось, а следовательно, частичное  неисполнение показателей этой программы не могло служить основанием для вынесения УФК оспариваемого Представления.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

В связи с возобновлением в полном объеме деятельности судов Российской Федерации с 12.05.2020, оснований для удовлетворения ходатайства Общества об отложении рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, УФК в соответствии с приказом от 09.01.2019 № 3 в период с 14.01.2019 по 21.01.2019 проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных Обществу как стратегической организации оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства, по результатам которой составлен акт от 21.01.2019 (том 2 л.д. 126-137).

В ходе проверки УФК установило нарушение Обществом условий предоставления субсидии, поскольку последним вопреки соглашению о предоставлении субсидий не были выполнены  показатели программы финансового оздоровления в 2017 году, а именно: не выполнен План мероприятий по финансовому оздоровлению в части реализации непрофильных активов на 82 485 000 руб.; реализация товарно-материальных произведена на сумму 1 970 000 руб., вместо запланированных 3 462 000 руб., просроченная дебиторская задолженность уменьшена на 348 000 руб., что на 658 000 руб. меньше запланированного; рефинансирование кредитного портфеля составило        1 310 000 руб., что меньше запланированного на 65 000 руб.

По результатам проверки УФК вынесло оспариваемое Представление, в котором указало, что Обществом в нарушение пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и пункта 4.3.7 соглашения от 27.12.2017 № 172209.4410264220.11.01 «О предоставлении из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства» (далее – Соглашение) не соблюдены условия предоставления субсидий в сумме 299 600 000 руб. в части обеспечения соблюдения показателей по выполнению программы финансового оздоровления организации в 2017 году.

Данным Представлением на Общество в лице его исполнительного органа  (генерального директора) возложена обязанность по рассмотрению информации о выявленных нарушениях с принятием мер по устранению причин и условий их совершения не позднее 30 дней с даты получения Представления, с последующим информированием УФК о результатах исполнения Представления не позднее 5 дней с даты исполнения.

Не согласившись с указанным Представлением Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, посчитав оспариваемое Представление противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, удовлетворил заявленные Обществом требования.

Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции ошибочными,   отменил принятое им решение от 12.09.2019 и полностью отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает постановление апелляционного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ и Правилам осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, УФК наделено правом осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных отношений.

В финансово-бюджетной сфере УФК осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий в соответствии с Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092)

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ и пунктом 10 Правил                      № 1092, должностные лица УФК, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом под представлением в целях, предусмотренных  Кодексом (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ), понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Представление обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов, а поэтому может быть оспорено в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции, не усмотрев предусмотренных процессуальным законом оснований для признания оспариваемого Представления недействительным, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) (подпункт 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008                № 368 утверждены «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства» (далее - Правила № 368).

Согласно подпункту «а» пункта 1 Правил № 368 субсидии предоставляются стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, на проведение мероприятий по восстановлению их платежеспособности, в том числе на погашение в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.

В силу пункта 2 данных Правил получателями субсидий являются стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009, и (или) в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96.

Из материалов дела апелляционным судом установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р Общество включено в перечень стратегических организаций (раздел II строка 784); на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство) от 03.07.2015 № 1828 Общество включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленого комплекса.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017              № 2961-р в целях реализации мер по предупреждению банкротства за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год, предусмотренных Министерством по подпрограмме «Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса» государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», Обществу предоставлена субсидия в размере до 299 600 000 руб. на погашение исчисленной по состоянию на 11.04.2017 задолженности по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.

Субсидия в сумме 299 600 000 руб. предоставлена из федерального бюджета Обществу, как стратегической организации оборонно-промышленного комплекса, в целях предупреждения банкротства на основании Соглашения, заключенного 27.12.2017 с Министерством.

По условиям данного Соглашения, субсидия предоставлена Обществу в 2017 году в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предупреждением банкротства, погашения в установленном статьей 855 ГК РФ порядке задолженности перед коммерческими кредиторами, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, в соответствии с реестром кредиторской задолженности (приложение 1), являющимся неотъемлемой частью Соглашения, выполнения программы финансового оздоровления на период 2017 - 2020 годов (приложение 2), также являющейся неотъемлемой частью Соглашения.

В разделе III Соглашения, определяющем условия и порядок  предоставления Обществу субсидии, определено, что  субсидия предоставляется в соответствии Правилами предоставления субсидии.

Таким образом, как верно указал  суд апелляционной инстанции, условием и целью предоставления Обществу субсидии в соответствии с Правилами                  № 368 и Соглашением являлось не только наличие у него статуса стратегической организации оборонно-промышленного комплекса,  погашение им задолженности перед коммерческими кредиторами в соответствии с реестром кредиторской задолженности, но и проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности Общества согласно программе финансового оздоровления на период 2017 - 2020 годов.

О реализации мероприятий, предусмотренных программой финансового оздоровления, Общество обязалось предоставлять в Министерство соответствующие отчеты (пункт 4.3.10.3 Соглашения).

В силу подпункта "д" пункта 6 Правил № 368 УФК наделено правом проведения проверок соблюдения получателем субсидии целей, порядка и условий предоставления субсидии; проведение проверок предусмотрено и положениями Соглашения.

Несоблюдение УФК порядка проведения проверки в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций не установлено.

Невыполнение плана мероприятий по финансовому оздоровлению на 2017 год по установленным УФК показателям, на что указано УФК в оспариваемом Представлении, Обществом в ходе рассмотрения дела не опровергнуто.

Нарушение заявителем в этой части Правил № 368 и Соглашения о предоставлении субсидии послужило достаточным основанием для предъявления Обществу  в Представлении требования о принятии мер по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений в установленный срок.

Требование о возврате субсидии в Представлении отсутствует.

Ошибочное указание в Представлении на несоблюдение Обществом исключительно условий предоставления субсидии не устраняет выявленных нарушений, а влияет лишь на правовую квалификацию вмененного генеральному директору  заявителя административного правонарушения, производство по которому предметом настоящего спора не являлось.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции верно указал, что признание Представления не соответствующим закону по предлагаемым  Обществом формальным основаниям влечет необоснованное освобождение получателя субсидии от исполнения условий Соглашения и принятия мер по  устранению выявленных нарушений.

Учитывая, что оснований,  предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого Представления недействительным, в рассматриваемом случае не установлено, суд апелляционной  инстанции, руководствуясь частью 3 указанной статьи Кодекса, правомерно принял решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.  

Доводы жалобы Общества выводы апелляционного суда не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении этой судебной инстанцией  норм материального права.

Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции не усматривает.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу № А44-3310/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Научно-производственное объединение        «Квант» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

О.Р. Журавлева

С.В. Лущаев