ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-3520/2021 от 31.03.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2022 года

Дело №

А44-3520/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И.,                      Сергеевой И.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Гарант ЛТД» генерального директора ФИО1 (протокол общего собрания участников от 10.03.2020 № 1/2020), от Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области ФИО2 (доверенность от 22.07.2021 № 24),

рассмотрев 23.03.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу № А44-3520/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант ЛТД», адрес: 173008, Новгородская обл., Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением с учетом уточнения, принятого в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным бездействия Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области адрес: 173001, Новгородская обл., Великий Новгород, Тихвинская ул., д. 7, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), Министерства инвестиционной политики Новгородской области,  адрес: 173005, Новгородская обл., Великий Новгород, пл. Победы-Софийская,        д. 1, каб. 507, ОГРН <***>, ИНН <***>  (далее – Министерство инвестиционной политики), выразившегося в невключении нежилого здания с  кадастровым номером: 53:23:8311802:252, расположенного по адресу: Новгородская обл., Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2а, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 год (далее – Перечень), и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем включения указанного нежилого здания в Перечень.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20.08.2021 заявление удовлетворено.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021  данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.08.2021 и постановление от 13.12.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и технической документации в отношении спорного здания не указана информация, исходя из которой здание могло быть включено в Перечень.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобой, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако в суд не явились и своих представителей не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником здания многофункционального назначения с кадастровым номером 53:23:8311802:252 площадью 8514 кв.м по адресу: Великий Новгород, Сырковское ш., д. 2, лит. А (далее – Здание).

В 2019 году Здание было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Новгородской области, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 21.12.2018 № 12.

Общество 26.05.2021 обратилось в Министерство и Министерство инвестиционной политики с заявлением по вопросу о включении Здания в Перечень на 2020 и 2021 годы.

Министерство письмом от 16.06.2021 уведомило Общество об отсутствии оснований для удовлетворения названного заявления, указав на то, что  проверка фактического использования Здания и вида разрешенного использования земельного участка в 2020 году не проводилась.

Ссылаясь на то, что бездействие Министерства и Министерства инвестиционной политики, выразившееся в непроведении обследования Здания и непринятии мер по включению его в Перечень является незаконным и нарушает права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.

Арбитражный суд Северо-Западного округа, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 того же Кодекса в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1), нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.

 Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1         статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 3.1.65 Положения о Министерстве инвестиционной политики Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 468, Министерство инвестиционной политики осуществляет функции уполномоченного органа по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направлению данного перечня в электронной форме в налоговый орган по Новгородской области и размещению его на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 3.7 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 № 332, предусмотрено полномочие Министерства в соответствии с возложенными на него задачами по изданию постановлений министерства об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, полномочиями на утверждение Перечня в 2020 году обладало Министерство инвестиционной политики, в 2021 году - Министерство.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи; направляет перечень в электронной форме в соответствующий налоговый орган; размещает перечень на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.

Частью 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Новгородской области от 26.10.2018 № 512 (далее – Порядок), вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Министерством строительства, а до 14.09.2020 этот вопрос относился к компетенции Министерства инвестиционной политики.

Тем же пунктом Порядка предусмотрено, что определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется по инициативе уполномоченного органа либо собственника (владельца, пользователя) объекта недвижимого имущества.

Пунктом 4 Порядка в качестве мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества указано проведение обследования объектов недвижимого имущества рабочими группами, составы которых утверждаются приказами уполномоченного органа о проведении обследования.

Как установили суды, Здание было включено в Перечень на 2019 год.

На основании положений приведенных норм и Порядка суды применительно к конкретным обстоятельствам дела, и в частности, установленным обстоятельствам включения его Перечень в 2019 году, посчитали, что Здание подлежало обследованию уполномоченным органом на предмет определения вида фактического использования.

Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ собранные по делу доказательства, в том числе договоры аренды нежилых помещений, расположенных в Здании, акт обследования фактического использования зданий и помещений, расположенных на территории Новгородской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения от 22.07.2021, суды пришли к выводу, что Здание соответствовало условиям включения его  в Перечень на 2020, 2021 годы и подлежало включению в таковой.

Обоснования мотивов непроведения обследования Здания, ранее включенного в Перечень в 2019 году, при формировании Перечня на 2020 и 2021 годы, Министерством и Министерством инвестиционной политики не представлены.

С учетом конкретных установленных суды посчитали, что уполномоченными органами допущено бездействие, нарушающее права и законные интересы Общества, и в связи с этим удовлетворили требования заявителя, определив способ восстановления его прав исходя из характера допущенных нарушений.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу № А44-3520/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

Т.И. Сапоткина

И.В. Сергеева