ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-5082/2022 от 03.10.2023 АС Северо-Западного округа

609/2023-68054(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Стройлес»  Бейненсона С.А. (генеральный директор), 

рассмотрев 03.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской  области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 23.06.2023 по делу № А44-5082/2022, 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Стройлес» (191036, г. Санкт- Петербург, ул. 7-я Советская, д 26, лит А, кв. 4; ОГРН 1135336000140; ИНН  5318009406; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской  области с заявлением к государственному областному казенному учреждению  «Чудовское лесничество» (174210, Новгородская обл., г. Чудово, ул. Глеба  Успенского, д. 3; ОГРН 1155321008149; ИНН 5318010190; далее – Учреждение) о  признании незаконным извещения от 19.08.2022 № ЛД-20220816-6956196875-4  об отказе в приеме лесной декларации от 15.08.2022 № 18, а также о возложении  на него обязанности принять в установленном порядке данную лесную  декларацию. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных  ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (173002, Великий  Новгород, Воскресенский бул., д. 13А; ОГРН 1075321000105; ИНН 5321114249;  далее – Министерство) и государственное областное казенное учреждение  «Региональный центр природных ресурсов и экологии Новгородской области»  (173000, Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 12; ОГРН  1105321003798; ИНН 5321141186). 

Решением суда первой инстанции от 12.12.2022 в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2023 решение суда  первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. 

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное  применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на  несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит  отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда  первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ в приеме  лесной декларации является правомерным. 

В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении  жалобы отказать. 


Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в  деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного  разбирательства. 

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом  лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области  (правопредшественник Министерства) и Обществом заключен договор от  14.06.2016 № 424 аренды лесного участка общей площадью 10 096 га,  расположенного в Чудовском лесничестве, включая квартал 232 Лезненского  участкового лесничества. 

Общество подало лесную декларацию от 15.08.2022 № 18, согласно которой в  период с 24.08.2022 по 23.08.2023 запланировало в выделах 25, 26, 27, 30, 32  квартала 232 указанного лесничества проведение заготовки древесины путем  выборочной рубки спелых и перестойных лесных насаждений на площади 

Учреждение, сославшись на то, что квартал 232 Лезненского участкового  лесничества Чудовского лесничества отнесен к государственному природному  заказнику «Волховская пойма», в связи с чем данные документа, в соответствии  с которым осуществляется использование лесов, не соответствует проекту  освоения лесов, отказало в приеме лесной декларации, направив Обществу  извещение от 19.08.2022 № ЛД-20220816-6956196875-4. 

Общество не согласилось с отказом в приеме лесной декларации и  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемого  отказа, в удовлетворении заявленных требований отказал. 

Суд апелляционной инстанции, установив отсутствие оснований для отказа в  приеме лесной декларации, отменил решение суда первой инстанции и  заявленные требования удовлетворил. 

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность  применения апелляционным судом норм материального и процессуального  права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. 

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее  – ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в  соответствии с проектом освоения лесов (часть 1). 

Согласно части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в  органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их  полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего  Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры  предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на  бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного  электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»,  включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами,  которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование  или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на  основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей  39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута. 

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также  требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 

статьи 26 ЛК РФ).

Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом 


Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от  29.04.2021 № 303 (далее – Порядок № 303). 

Согласно пункту 2 Порядка № 303 лесная декларация подается ежегодно  лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное)  пользование или в аренду, не менее чем за 6 рабочих дней до начала  предполагаемого срока использования лесов. 

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 303 уполномоченный орган  осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме  и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту  освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих  дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего  за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему  лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или  об отказе в приеме лесной декларации. 

Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае  выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию,  установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и  вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки,  установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности  использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет  недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному  участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки  древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием  мотивированного обоснования причин такого отказа. 

Административным регламентом предоставления органом государственной  власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений  государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об  использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих  использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных  ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641, определен  перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении  государственной услуги в части приема лесных деклараций: непредставление  документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность  сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации  форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной  декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1). 

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что  в качестве основания для отказа в приеме лесной декларации Учреждение  указало на несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов,  поскольку квартал 232 Лезненского участкового лесничества Чудовского  лесничества отнесен к государственному природному заказнику «Волховская  пойма». 

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 14.03.1995
 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон

 № 33-ФЗ) создание государственных природных заказников регионального  значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с  требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального  закона. 

Согласно Областному закону Новгородской области от 01.03.2019 № 379-ОЗ  «Об особо охраняемых природных территориях регионального значения» к  полномочиям Правительства Новгородской области относятся: создание особо 


охраняемых природных территорий регионального значения; утверждение границ  и определение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий  регионального значения (пункты 6, 7 части 1 статьи 3); с учетом особенностей  режима особо охраняемых природных территорий регионального значения к  одной из категорий указанных территорий отнесены государственные природные  заказники (пункт 2 статьи 4); особо охраняемые природные территории  регионального значения создаются, объявляются с соблюдением требований  Закона № 33-ФЗ, установленных в отношении особо охраняемых природных  территорий, с учетом схемы территориального планирования Новгородской  области (часть 1 статьи 7). 

Постановление Администрации Новгородской области от 29.06.2012 № 370  утверждена схема территориального планирования Новгородской области,  являющаяся стратегическим градостроительным документом, направленным на  создание оптимальных условий территориального и социально-экономического  развития Новгородской области до 2032 года (далее – Постановление № 370). 

Согласно пункту 1.34 раздела 2.10 схемы территориального планирования  Новгородской области в целях сохранения уникальных и типичных природных  комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов  растительного и животного мира, их генетического фонда в Чудовском районе  создан государственный природный заказник «Волховская пойма», планируемый  к размещению на площади 36 510 га. 

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции,  указал, что решение высшего исполнительного органа государственной власти  Новгородской области о создании государственного природного заказника  «Волховская пойма» до настоящего времени не принято, а поданная Обществом  лесная декларация проекту освоения лесов не противоречит. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ (в редакции, подлежащей  применения к рассматриваемым правоотношениям) лица, которым лесные  участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а  также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в  целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской  Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в  соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов,  порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной  экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ). 

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены  приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 

(далее – Приказ № 69) (утратил силу; подлежит применению к рассматриваемы  правоотношениям). 

В соответствии с пунктом 28 Приказа № 69 проект освоения лесов  разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное  (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на  основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении  лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного  регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного  реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных  обследований. 

Пунктом 6 Приказа № 69 предусмотрено, что в разделе «Сведения о лесном  участке» проекта освоения лесов приводится, в частности, информация о 


характеристике имеющихся в границах лесного участка особо охраняемых  природных территорий и объектов, планы по их организации, развитию  экологических сетей, сохранению объектов биоразнообразия. 

Согласно пункту 33 Приказа № 69 внесение изменений в проект освоения  лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества,  лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения  лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта  освоения лесов настоящим Приказом. 

Как установлено судами двух инстанций, приказом Министерства от  21.07.2022 № 608 утверждено положительное заключение экспертной комиссии  по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов  для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду Обществу по  договору аренды лесного участка от 14.06.2016 № 424. 

В таблице 2.5 изменений в проект освоения лесов указано, что к созданию на  основании Постановления № 370 планируется особо охраняемая природная  территория – государственный природный заказник регионального значения  «Волховская пойма и Ширинское мхи», площадью 2160 га, в который квартал 232  не включен. В таблице 6.4 изменений в проект освоения лесов в ведомости  лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины при  рубках ухода за лесами, значится квартал 232 с указанием на вид рубки – ПР  (постепенные рубки). 

Исходя из указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к  выводу о том, что у Учреждения отсутствовали основания для отказа в принятии  поданной Обществом лесной декларации по указанному кварталу. 

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

В силу пункта 1 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных  природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается  любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных  природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их  компонентам. 

Как предусмотрено статьей 87 ЛК РФ, использование, охрана, защита,  воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества,  осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества  (часть 1); лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами  государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2);  лесохозяйственный регламент подготавливается на основании  лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном  лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального  планирования и составляется на срок до десяти лет (часть 4); состав  лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и  порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти (часть 7). 

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской  Федерации от 27.02.2017 № 72 (далее – Приказ № 72) утверждены состав  лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и  порядок внесения в них изменений. 

Согласно пункту 11 Приказа № 72 основой для разработки  лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в  государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества,  материалы специальных изысканий и исследований, документы  территориального планирования. 

Как установлено судом первой инстанции, лесохозяйственным регламентом 


Чудовского лесничества, утвержденного приказом Комитета лесного хозяйства  Новгородской области от 27.12.2017 № 1064 (в редакции приказа от 17.11.2021   № 1169), в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных  территориях, запрещена деятельность, несовместимая с их целевым  назначением и полезными функциями. 

При этом в разделе лесохозяйственного регламента «Планируемые ООПТ»  указан государственный природный заказник «Волховская пойма»; среди лесных  кварталов, в границах которых находится ООПТ, указан квартал 232 Лезненского  участкового лесничества (том 1, л.д. 45-56). 

Судом первой инстанции также установлено, что после утверждения перечня  особо охраняемых природных территорий Постановлением № 370, в том числе и  государственного природного заказника «Волховская пойма», ОГБУ «Дирекция  по управлению особо охраняемыми природными территориями» заключен  контракт от 20.08.2015 № 26 на выполнение научно-исследовательской работы  по теме «Комплексное ландшафтно-экологическое обследование участка  Большой поймы р. Волхов в пределах проектируемой ООПТ «Волховская пойма  и Ширинское мхи» в Чудовском районе Новгородской области» (том 2, л.д. 7-13) и  получены материалы комплексного ландшафтно-экологического обследования  указанного участка (том 2, л.д. 15-51). 

Помимо этого Учреждением заключен договор от 04.08.2020 № 24 на  выполнение научно-исследовательской работы по теме «Обследование флоры,  выявление и картирование распространения редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов растений в рамках сбора материалов к созданию  государственного природного заказника «Волховская пойма» (том 2, л.д. 52-63) и  получены результаты обследования (том 2, л.д. 64-96), заключен договор от  23.05.2022 № 25 на выполнение научно-исследовательской работы по теме  «Орнитологическое обоснование создания государственного природного  заказника «Волховская пойма» (том 2, л.д. 97-108). 

Судом первой инстанции указано, что согласно представленным в материалы  дела доказательствам территория указанного лесного квартала входит в состав  ключевой орнитологической территории международного значения, где обитают  большой подорлик, дупель, коростель, находящиеся под угрозой глобального  исчезновения; сконцентрированы локальные популяции черного аиста, скопы,  большого подорлика, орлана-белохвоста, принадлежащих к видам, занесенным в  Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Новгородской области;  зарегистрировано 16 видов сосудистых растений, занесенных в Красную книгу  Новгородской области, обнаружено новое местонахождение лишайника лобарии  легочной, занесенной в Красную книгу Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002

 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) запрещается  хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на  окружающую среду и ведущая к деградации или уничтожению природных  объектов, имеющих особое природоохранное, научное и иное ценное значение и  находящихся под особой охраной. 

Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких и  находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов  и ухудшающая среду их обитания (пункт 1 статьи 60 Закона № 7-ФЗ). 

В числе установленных статьей 3 Закона № 7-ФЗ принципов, на основе  которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность,  предусмотрена презумпция экологической опасности такой деятельности. 

Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции с учетом того, что  разрешение Обществу проведения выборочной рубки в 232 квартале 


Лезненского участкового лесничества приведет к сокращению численности  редких видов растений, животных и других организмов, имеющих ценное  значение и находящихся под охраной государства, ухудшит среду их обитания,  пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа в приеме лесной  декларации упомянутым нормам, а также об отсутствии применительно к  рассматриваемым правоотношениям оснований для признания прав и законных  интересов заявителя нарушенными. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают  права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении заявленного требования. 

При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось  оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой  инстанции, в связи с чем постановление апелляционного суда подлежит отмене с  оставлением в силе решения суда первой инстанции. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 

Решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.12.2022 по тому же 

делу оставить в силе.

Председательствующий О.А. Алешкевич 

Судьи Е.А. Аникина

 В.М. Толкунов