ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-5678/20 от 26.09.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 сентября 2022 года

Дело №

А44-5678/2020

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 19.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу № А44-5678/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «НовгородСИП», адрес: 173020, Новгородская обл., Новгородский р-н, дер. Новая деревня, Пригородный пер., д. 7в, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Великого Новгорода, адрес: 173007, Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), связанного с непроведением в соответствии с требованиями действующего законодательства аукциона или конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - одностороннего электронного табло 7,0 x 5,0 м, площадью 35 кв. м по адресу: Великий Новгород, Вокзальная пл., в квартале 116 города (id850), и возложении на Администрацию обязанности устранить бездействие путем проведения соответствующего аукциона или конкурса.

Решением от 04.02.2022 суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признал незаконным оспариваемое бездействие и возложил на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем проведения аукциона или конкурса в установленном законом порядке.

Постановлением апелляционного суда от 16.05.2022 решение от 04.02.2022 оставлено без изменений.

Администрация не согласилась с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления.

Податель жалобы полагает, что Администрацией не допущено незаконного бездействия.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) Администрацией и ООО «Эдветайзинг груп» заключен договор от 07.11.2014 № 263 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Постановлением Администрации от 30.12.2014 № 7012 ООО «Эдветайзинг груп» разрешена установка и эксплуатация одностороннего электронного табло размером 7,0 х 5,0 м на Вокзальной площади в квартале 116 города (id850) (срок действия разрешения по 12.11.2019).

В дальнейшем на основании договора купли-продажи от 01.08.2015 Общество приобрело в собственность оборудование - широкоформатный экран на Вокзальной площади.

Администрацией в ноябре 2019 года утверждена аукционная документация для проведения 20.12.2019 открытого аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе конструкции на Вокзальной площади в квартале 116 города (id850).

Участие в аукционе Общество не приняло, поскольку 17.12.2019 подало в Новгородский районный суд Новгородской области заявление о признании недействующим пункта 1.6 Положения о порядке проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 20.04.2012 № 1500 (далее - Положение № 1500), считая, что начальная цена аукциона завышена.

Решением Новгородского районного суда от 31.01.2020 по делу
№ 2а-638/20-33а-840 в удовлетворении требований Общества отказано.

Указанное решение суда отменено Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 20.05.2020 по делу № 2а-638/20-33а-840, принято новое решение о признании пункта 1.6 Положения № 1500 недействующим со дня принятия апелляционного определения.

Общество 20.02.2020, 04.03.2020, 26.03.2020 и 06.07.2020 обращалось в Администрацию с ходатайствами о проведении торгов на право размещения рекламной конструкции - электронного табло на Вокзальной площади в квартале 116 города (id850) - и получило от Администрации письма от 16.03.2020, 02.04.2020, 23.04.2020, 31.07.2020 с сообщением о том, что решение о проведении заявленных торгов не принято.

Письмом от 08.12.2020 Комитет архитектуры и градостроительства администрации сообщил, что испрашиваемая Обществом рекламная конструкция находится в 17 метрах от памятника истории и культуры, что исключает проведение торгов при таких обстоятельствах.

Считая, что со стороны Администрации имеется незаконное бездействие по непроведению аукциона или конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды, сделав вывод о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным, удовлетворили заявленные требования.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 АПК РФ» к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия. Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий (пункт 5).

Правоотношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах (часть 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ).

В силу части 5.1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно части 5.6 статьи 19 Закона № 38-ФЗ аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Решением Думы Великого Новгорода от 29.12.2016 № 1064 утверждено Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления Великого Новгорода полномочий по реализации Федерального закона «О рекламе» (далее - Положение № 1064).

Принадлежащая Обществу рекламная конструкция id850 в квартале 116 города включена в Схему размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгород, утвержденную постановлением Администрации от 22.05.2014 № 2681 (далее - Схема № 2681).

После истечения срока действия разрешения и договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, Администрация в силу приведенных норм права обязана была провести торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в отношении рекламной конструкции id850, имеющейся в Схеме № 2681.

Судами установлено, что Администрацией данная обязанность реализована. Торги проведены 20.12.2019 и признаны несостоявшимися, на участие в торгах не подано ни одной заявки.

Общество, имея намерение продолжить использование принадлежащей ему рекламной конструкции, обжаловало пункт 1.6 Положения о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 20.04.2012 № 1500 (далее - Положение о торгах). Свое несогласие с пунктом 1.6 Положения о торгах Общество обосновало установлением завышенного и экономически необоснованного начального (минимального) размера платы за право заключения договора.

Решением Новгородского районного суда от 31.01.2020 Обществу было отказано в удовлетворении требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 20.05.2020 по делу № 2а-638/20-33а-840 решение от 31.01.2020 отменено, административное исковое заявление Общества удовлетворено, пункт 1.6 Положения о торгах признан недействующим с момента принятия апелляционного определения.

Впоследствии решением Думы Великого Новгорода от 31.08.2020 № 458 внесены изменения в Положение № 1064, в частности, в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Великого Новгорода разделом 5 установлены общие требования к рекламным конструкциям, размещаемым на территории города.

В целях реализации пункта 5.8 статьи 19 Закона № 38-ФЗ постановлением Администрации от 15.07.2021 № 3913 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Великого Новгорода (далее - Схема № 3913), в которой отсутствует место размещение испрашиваемой Обществом рекламной конструкции.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.11.2021 по делу № 66а-4772/2021 признан недействующим абзац девятый пункта 5.1.7 Положения № 1064, предусматривающий требование относительно расстояния между вновь устанавливаемой рекламной конструкцией и памятником или памятным знаком не менее 50,0 м.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 28.01.2022 по делу № 2а-134/2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 20.04.2022, постановление Администрации от 15.07.2021 № 3913, утвердившее Схему № 3913 и отменившее Схему № 2681, признано недействующим с момента его принятия.

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28.01.2022 по делу № 2а-134/2022 вступило в законную силу 22.04.2022.

Следует отметить, что постановление Администрации от 15.07.2021 № 3913 признано недействующим ввиду нарушения порядка его принятия; законность данного постановления (соответствие оспариваемого нормативного акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу) не оценивалась.

Таким образом, признание незаконным бездействия Администрации, связанного с непроведением в соответствии с требованиями действующего законодательства аукциона или конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, включенной в схему размещения рекламных конструкций, по истечении срока действия ранее заключенного договора на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции (часть 5.6 статьи 19 Закона № 38-ФЗ), не соответствует фактическим обстоятельствам настоящего спора.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене ввиду не соответствия выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, а также как принятые при неправильном применении норм материального права.

В связи с тем, что судами по делу установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и не требуется исследования доказательств, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Великого Новгорода, связанного с непроведением в соответствии с требованиями действующего законодательства аукциона или конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - одностороннего электронного табло 7,0 x 5,0, площадью 35 кв. м, по адресу: Великий Новгород, Вокзальная площадь, квартал 116 города (id850), и возложении на администрацию Великого Новгорода обязанности устранить бездействие путем проведения соответствующего аукциона или конкурса.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 04.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу № А44-5678/2020 отменить.

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «НовгородСИП» о признании незаконным бездействия администрации Великого Новгорода, связанного с непроведением в соответствии с требованиями действующего законодательства аукциона или конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - одностороннего электронного табло 7,0 x 5,0, площадью 35 кв. м, по адресу: Великий Новгород, Вокзальная площадь, квартал 116 города (id850), и возложении на администрацию Великого Новгорода обязанности устранить бездействие путем проведения соответствующего аукциона или конкурса.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая