ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-5957/2021 от 07.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 июня 2022 года

Дело №

А44-5957/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз
Санкт-Петербург» Блинова К.О. (доверенность от 19.11.2021 № 02-1/528),

рассмотрев 06.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу № А44-5957/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», адрес: 196128, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 3, корп. 2, лит. Б, ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области, адрес: 175207, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Яковлева, д. 18, ОГРН 1045300290947, ИНН 5321100197 (далее – Отдел), от 16.07.2021 №138/1/1. Помимо того, заявитель просил признать незаконным включение в акт проверки от 16.07.2021 № 138 указания о выявлении допущенных Обществом нарушений требований пожарной безопасности и обязать Отдел внести соответствующие изменения в названный акт проверки.

Решением суда первой инстанции от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2022, в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Отдела отказано, в части требований о признании незаконным акта проверки от 16.07.2021 № 138 производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушения, перечисленные в оспариваемых акте проверки и предписании.

Кассатор не согласен с выводом апелляционного суда об обязанности Общества принять меры, направленные на приведение здания в соответствие с действующими требованиями, ссылается на положения части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) и указывает, что спорное здание соответствует всем требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент его постройки и ввода в эксплуатацию в 1977 году.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Отдела, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из обжалуемых судебных актов, в период с 21.06.2021 по 16.07.2021 на основании распоряжения от 24.05.2021 № 138 Отделом проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении газораспределительной станции (далее – ГРС) Общества, расположенной по адресу: Новгородская обл., Старорусский р-н, с.п. Медниковское.

В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 16.07.2021 № 138 следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) в ГРС не предусмотрено аварийное освещение путей эвакуации, чем нарушены требования статьи 5, части 1 статьи 6, части 1 статьи 84, части 9 статьи 82 Закона № 123-ФЗ, статьи 3, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), пункта 4.3.12 Свода правил СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130.2020), пунктов 7.6.3, 7.6.4, 7.6.8, 7.6.9 Свода правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (далее – СП 52.13330.2016), пунктов 23, 37 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Постановление № 1479);

2) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в производственном здании ГРС, чем нарушены требования статьи 5, части 1 статьи 6, статьи 54, частей 1-11 статьи 84 Закона № 123-ФЗ, статьей 3, 37 Закона № 69-ФЗ, пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 4.1, 5.1 Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее – НПБ 104-03), пункта 6 таблицы 1, пункт 17 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 3.13130.2009);

3) система противопожарной защиты объекта в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию организации, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки), чем нарушены требования статьи 5, части 1 статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 90, части 4 статьи 98 Закона № 123-ФЗ, статей 3, 37 Закона № 69-ФЗ, пункта 7.1, подпункта «б» пункта 8.1 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» (далее – СП 4.13130.2013), пункта 71 Постановления № 1479;

4) в здании ГРС устроен порог на пути эвакуации из помещения оператора, чем нарушены положения статьи 5, части 1 статьи 6, статьи 53, частей 1, 3 статьи 89 Закон № 123-ФЗ, статьи 3, 37 Закона № 69-ФЗ, подпункт «а» пункта 27 Постановления № 1479, пункты 4.3.5, 5.3.1 СП 1.13130.2020.

Об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2022 Обществу выдано предписание от 16.07.2021 № 138/1/1.

Общество, не согласившись с выводами Отдела, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требований относительно акта проверки, как не подлежащего оспариванию в суде ненормативного правового акта. В части требований о признании недействительным предписания от 16.07.2021 №138/1/1 суд отказал заявителю, поскольку пришел к выводу о доказанности наличия перечисленных требований пожарной безопасности и законности оспариваемого предписания.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной коллегии, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Законом № 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правила и нормы пожарной безопасности.

Как следует из статьи 1 Закона № 69-ФЗ, под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности – это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно абзацу четвертому статьи 20 Закона № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В силу статьи 37 названного Закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности определены в Законе № 123-ФЗ, который и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).

Положения Закона № 123-ФЗ об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Закона.

Статьей 89 Закона № 123-ФЗ установлены основные требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам. Согласно части 1 указанной статьи эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

В соответствии с требованиями статьи 53 Закона № 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для безопасной эвакуации людей должны быть обеспечены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В силу части 9 статьи 82 Закона № 123-ФЗ светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

Согласно пункту 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

Освещение путей эвакуации в помещениях, местах производства работ вне зданий и на технологических площадках промышленных предприятий следует предусматривать по путям эвакуации (пункт 7.6.3 СП 52.13330.2016). Эвакуационное освещение не требуется на участках путей эвакуации расстоянием до 7 м от начальной точки эвакуации до выхода из помещения при условии отсутствия факторов, создающих опасность и затруднения при эвакуации на данных участках, а также при условии прямой видимости выхода из помещения от начальной точки эвакуации, например в офисах, кабинетах, подсобных, кладовых и прочих помещениях при соблюдении вышеуказанных условий.

В силу статьи 54 Закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Оснащение производственных зданий системой оповещения и управления эвакуацией людей предусмотрено пунктом 17 таблицы 2 СП 3.13130.2009.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки (пункт 71 Постановления № 1479).

Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами (пункт 1 части 1 статьи 90 Закона № 123-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7.1 СП 4.13130.2013 для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В силу подпункта «а» пункта 27 Постановления № 1479 при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.

В полу на путях эвакуации, как правило, не допускаются перепады высот менее 0,45 м и выступы, за исключением порогов в дверных проемах высотой не более 50 мм и иной высоты для специально оговоренных случаев. При наличии таких перепадов и выступов, в местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. Требования к минимальному количеству ступеней не распространяются на проходы со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных сооружениях и аудиториях, а также на сооружения наружных крылец (пункт 4.3.5 СП 1.13130.2020).

В акте проверки от 16.07.2021 № 138 Отдел зафиксировал отсутствие на объекте аварийного освещения путей эвакуации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании ГРС, необеспечение системой противопожарной защиты Объекта в случае пожара автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию организации, нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, а также наличие порога на пути эвакуации из помещения оператора.

Судами установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что согласно технологическому регламенту по эксплуатации опасного производственного объекта в характеристиках ГРС представлены свойства природного газа, поступающего на ГРС из магистрального газопровода: газ горючий природный, поставляемый и транспортируемый по магистральным газопроводам ГГП (основной компонент - метан до 98 об. %), пожаровзрывоопасный, взрывоопасность смеси группы Т1 и категории ПА, токсикологическая опасность IV класса, главные опасности связаны с возможной утечкой и воспламенением газа с последующим воздействием тепловой радиации на людей, с удушьем при 15 - 16% снижениz содержания кислорода в воздухе, вытесненного газом.

При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали позицию Отдела о наличии на Объекте факторов, создающих опасность и затруднение при эвакуации и, следовательно, об отсутствии в данном случае совокупности условий, при которых допускается отсутствие эвакуационного освещения на участках путей эвакуации расстоянием до 7 м от ее начальной точки до выхода из помещения.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, констатировали факт перечисленных Отделом в оспариваемых акте и предписании нарушений пожарной безопасности.

Оценивая доводы, приведенные в жалобе Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Из части 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ следует, что, если положениями настоящего Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Согласно пункту 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 № 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Из анализа приведенных норм следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Закона № 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Учитывая, что выявленные Отделом на Объекте нарушения требований пожарной безопасности приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара, суды обоснованно сочли правомерным применение требований Закона № 123-ФЗ к спорному объекту защиты, невзирая на то, что спорное здание построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно сочли правомерным оспариваемое предписание и отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу № А44-5957/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

О.А. Алешкевич

И.Г. Савицкая