ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-6765/14 от 15.07.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 июля 2015 года

Дело №

А44-6765/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 15.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 15/2» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.11.2014 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 (судьи Смирнов В.И., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу № А44-6765/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания
№ 15/2», место нахождения: 173000, Великий Новгород, Славная улица, дом 50, 1, ОГРН 1125321005259, ИНН 5321156619 (далее – Общество, УК), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области, место нахождения: 173000, Великий Новгород, Большая Московская улица, дом 12, ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее - Управление), от 14.07.2014 № 731/Н 33-14.

Решением суда первой инстанции от 20.11.2014 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

Постановлением апелляционного суда от 10.03.2015 вынесенное решение оставлено без изменения.

В своей кассационной жалобе УК, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 10.07.2014 № 731 Управлением в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью выявления нарушений в связи с обращением правительства Новгородской области от 10.07.2014 № жи-1781-жи и с актом обследования от 10.07.2014 (№ 721-14) по вопросу нарушения содержания и ремонта общего имущества жилого дома № 33, находящегося в Великом Новгороде на Новолучанской улице.

В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 14.07.2014
№ 731/Н 33-14, что в нарушение пункта 4.2.3.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) на штукатурном слое фасада указанного дома имеются значительное истирание окрасочного слоя и общее загрязнение поверхности; местами обрушен штукатурный слой до оголения кирпичной кладки.

Об устранение выявленного нарушения в срок до 01.08.2014 УК выдано предписание от 14.07.2014 № 731/Н 33-14 (далее – Предписание).

Общество не согласилось с указанным Предписанием, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно на Общество возложена обязанность по проведению выборочного ремонта штукатурного слоя и окраски вышеназванного дома, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила данное решение без изменения.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.

В силу пункта 16 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судами установлено, что на основании решения от 14.07.2013, принятого на внеочередном общем собрании собственников помещений дома № 33, с Обществом заключен договор от 01.08.2013 № 24 (далее – Договор № 24) об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества данного  многоквартирного дома.

В соответствии с данным Договором № 24 УК обязуется за вознаграждение в объеме фактически собранных денежных средств оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В разделе 2 того же Договора № 24 указано, что под содержанием общего имущества многоквартирного дома понимаются:

- осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

- уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

- сбор и вывоз твердых бытовых отходов;

- текущий и капитальный ремонты, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Ввиду изложенного обе судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Общество является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства; при этом действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений. Именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома, а потому обязано исполнять требования Правил № 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27.

Согласно статье 158 ЖК РФ, а также пункту 28 и 31 Правил № 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и с договором.

В упомянутых выше Правилах № 170 закреплены требования, а также порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Из материалов дела видно и судами установлено, что Обществом нарушены требования пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.4, 5.5.6 названных Правил. Суды обоснованно подтвердили результаты проведенного Управлением контрольного мероприятия, наличие у него оснований для выдачи УК оспариваемого Предписания
от 14.07.2014.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к объективному выводу о соответствии данного Предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе Общества, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где правомерно отклонены.

В данном случае выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального права применены судами правильно и нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу № А44-6765/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 15/2» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

Л.А. Самсонова