АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 июля 2015 года | Дело № | А44-6766/2014 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., рассмотрев 21.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 15/2» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.01.2015 (судья у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Решением суда первой инстанции от 27.01.2015 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. Постановлением апелляционного суда от 24.03.2015 вынесенное решение оставлено без изменения. В своей кассационной жалобе УК, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить. Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, на основании приказа от 10.07.2014 № 731 Управлением в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью выявления нарушений в связи с обращением правительства Новгородской области от 10.07.2014 № жи-1781 и с актом обследования от 10.07.2014 (№ 721-14) по вопросу нарушения содержания и ремонта общего имущества жилого дома № 34, находящегося в Великом Новгороде на Новолучанской улице. В ходе проверки выявлено и зафиксировано в акте от 14.07.2014 Об устранение выявленного нарушения в срок до 01.08.2014 УК выдано предписание от 14.07.2014 № 731/Н 34-14 (далее – Предписание). Общество не согласилось с указанным Предписанием, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что именно на Общество возложена обязанность по проведению ремонта общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, в связи с чем в удовлетворении заявления отказал. Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила данное решение без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего. В силу пункта 16 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Судами установлено, что на основании решения от 26.06.2013, принятого на внеочередном общем собрании собственников помещений дома № 34, с Обществом заключен договор от 01.07.2013 № 22 (далее – Договор № 22) об оказании услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества данного многоквартирного дома. В соответствии с данным Договором № 22 УК обязуется за вознаграждение в объеме фактически собранных денежных средств оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В разделе 2 того же Договора № 22 указано, что под содержанием общего имущества многоквартирного дома понимаются: - осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; - уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; - сбор и вывоз твердых бытовых отходов; - текущий и капитальный ремонты, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Ввиду изложенного обе судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что Общество является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства; при этом действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений. Именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома, а потому обязано исполнять требования Правил № 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям. Выводы судов первой и апелляционной инстанций согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27. Согласно статье 158 ЖК РФ, а также пункту 28 и 31 Правил № 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации. Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома. В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и с договором. В упомянутых выше Правилах № 170 закреплены требования, а также порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. Из материалов дела видно и судами установлено, что Обществом нарушены требования пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.4, 4.6.1.2 и 5.5.6 названных Правил. Суды обоснованно подтвердили результаты проведенного Управлением контрольного мероприятия, наличие у него оснований для выдачи УК оспариваемого Предписания 4. Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к объективному выводу о соответствии данного Предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Доводы, приведенные в кассационной жалобе Общества, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где правомерно отклонены. В данном случае выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального права применены судами правильно и нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется. Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу № А44-6766/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания № 15/2» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | Л.Б. Мунтян И.Г. Савицкая | |||