ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-8183/18 от 30.05.2019 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2019 года

Дело №

А44-8183/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,

при участии от государственного учреждения – Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО1 (доверенность от 29.12.2016 № 66), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области ФИО2 (доверенность от 09.01.2019 № 489), от общества с ограниченной ответственностью «Гудвент» генерального директора ФИО3 (решение от 06.05.2015 № 1), представителя ФИО4 (доверенность от 01.10.2018),

рассмотрев 28.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.11.2018 (судья Киселева М.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю.,                 Мурахина Н.В.,) по делу № А44-8183/2018,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 173009, Великий Новгород, Псковская ул., д. 15, ОГРН <***>,
ИНН <***> (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульв., д. 3,
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление), от 07.08.2018
№ 3367/02 по делу № А-7/18.

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Гудвент», место нахождения: 173016, Великий Новгород, пр. Ал. ФИО5, д. 9, кв. 82, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), и индивидуальный предприниматель ФИО6, ОГРНИП <***>, ИНН <***>.

 Решением от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2019, оспариваемое решение признано недействительным, на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем отмены решения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя кассационной жалобы, Общество, учредителем которого является Новгородская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее – Областная организация ВОИ), не имеет права на получение установленного статьей 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) преимущества.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества и Учреждения возражали против ее удовлетворения.

Предприниматель ФИО6, извещенная надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в суд не явилась, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Учреждение разместило на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок извещения № 0250100000317000115 и 025010000031700116 о проведении электронных аукционов на поставку инвалидам технических средств реабилитации – подгузников детских и взрослых, информацию о начальной (максимальной) цене контрактов – 698 304 руб. и 5 264 413 руб. 70 коп. соответственно.

Согласно протоколам подведения итогов электронного аукциона от 18.09.2017 № 141 (извещение № 0250100000317000115) и от 21.09.2017 № 143 (извещение №  025010000031700116) Общество, предложившее лучшую цену контракта – 425 559 руб. 36 коп. и 3 620 795 руб. 13 коп., признано победителем аукционов на поставку подгузников взрослых и детских.

Учреждение 29.09.2017 и 02.10.2017 заключило с Обществом государственные контракты на поставку технических средств реабилитации на 489 350 руб. 50 коп. и 4 163 914 руб. 39 коп.

В Управление из прокуратуры Новгородской области 01.12.2017 поступила жалоба предпринимателя ФИО6 на необоснованное предоставление Обществу преференций при осуществлении закупки в соответствии с требованиями  Закона № 44-ФЗ.

Приказом Управления от 01.03.2018 № 18/2018 возбуждено дело
№ А-7/18 по признакам нарушения Учреждением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Решением Управления от 07.08.2018 № 3367/02 по делу № А-7/18 действия Учреждения признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Закона
№ 135-ФЗ, в частности пункт 2 части 1 этой статьи.

Не согласившись с указанным решением, Учреждение оспорило его  в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанции, признав ошибочным вывод Управления об отсутствии у Учреждения оснований для предоставления Обществу преференций, установленных статьей 29 Закона № 44-ФЗ, и наличии в действиях заказчика нарушений части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, удовлетворили заявленное требование.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Частью 1 статьи 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 этой статьи.

В соответствии со статьей 42 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, в том числе информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 этого Закона (пункт 9 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ преимущества распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта  (далее – Правила № 341) и перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее – Перечень), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ и пунктом 5 Правил      №  341 контракт с организацией инвалидов, признанной победителем закупки, заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Суды установили, что пунктом 8.1.2 документации об аукционе определено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе декларацию в произвольной форме о соответствии критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, если предоставление преимущества предусмотрено в части II информационной карты аукциона, подтверждающую право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-29 Закона № 44-ФЗ, или копию этого документа.

Частью IIинформационной карты аукциона такое преимущество в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с Перечнем предоставлено организациям инвалидов.

Из материалов дела следует, что в качестве доказательств, подтверждающих его право на получение преимущества, Общество представило письмо о соответствии его требованиям, установленным Правилами № 341; цена заключенных с Обществом государственных контрактов составила 489 350 руб. 50 коп. и 4 163 893 руб. 30 коп., то есть по предложенной им цене (425 559 руб. 36 коп. и 3 620 795 руб. 13 коп.) и с учетом увеличения цены контракта на пятнадцать процентов.

Суды установили, что учредителем Общества является Областная организация ВОИ, доля которой в уставном капитале равна ста процентам.

Довод Управления о том, что Общество не имеет права на получение установленного статьей 29 Закона № 44-ФЗ преимущества, поскольку Областная организация ВОИ, будучи региональной общественной организацией, действующей на территории Новгородской области, не имеет самостоятельного статуса общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», суды оценили и отклонили.

Согласно статье 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Одной из установленных статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения, является общественная организация.

Согласно статье 14 Закона № 82-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Суды установили, что согласно уставу Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее – Всероссийское Общество инвалидов) её структурные подразделения – региональные и местные организации - осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании устава Всероссийского общества инвалидов и собственных уставов. Устав Всероссийского общества инвалидов закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций Всероссийского общества инвалидов, обеспечивающие их организационное единство. Согласно уставу Областной организации ВОИ она осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом и программой Всероссийского общества инвалидов; членами Областной организации ВОИ являются члены Всероссийского общества инвалидов. Всероссийское общество инвалидов и его региональные и местные организации являются юридическими лицами с момента государственной регистрации. Региональные и местные организации Всероссийского общества инвалидов обязаны в своей деятельности соблюдать устав Всероссийского общества инвалидов; решения органов вышестоящих организаций Всероссийского общества инвалидов обязательны для исполнения нижестоящими организациями. Региональные организации производят на расчетный счет Всероссийского общества инвалидов ежеквартальные отчисления в размере 10% от своего дохода.

Исходя из анализа данных документов и указанных выше нормативных положений, а также установив на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ, что учредитель Общества - Областная организация ВОИ является структурным подразделением Всероссийского общества инвалидов, уставный капитал Общества полностью состоит из вклада Областной организации ВОИ, суды пришли к правильному выводу о соответствии Общества требованиям части 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ.

Довод Управления об обратном не принимаются как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Факт соответствия численности Общества и доли оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда критериям Закона № 44-ФЗ установлен судами и сторонами не оспаривается.

На основании вышеизложенного суды, обоснованно признав вывод Управления об отсутствии у Учреждения оснований для предоставления Обществу преимуществ и, соответственно, наличия в действиях заявителя нарушений части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ ошибочным, удовлетворили заявленное требование.

 Приведенные в кассационной жалобе доводы Управления являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами полно и всесторонне, исследованы все имеющиеся в деле доказательства, нормы материального права применены соответственно установленным обстоятельствам, отсутствуют нарушения норм процессуального права, в том числе влекущие согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебных актов, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2019 по делу № А44-8183/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая