ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-12683/14 от 31.03.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А45-12683/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Отческой Т.И.

судей                                                    Ильина В.И.

                                                             ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В., рассмотрел                   в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества «Аэропорт Толмачево» на решение от 22.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 25.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-12683/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Аэропорт Толмачево» (633104, Новосибирская область, город Обь, территория Аэропорта Толмачево, ИНН 5448100208, ОГРН 1025405625024) к федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области» (630075, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Залесского, 9, ИНН 5407005202, ОГРН 1057424532505)об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Надежкина О.Б.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества «Аэропорт Толмачево» - ФИО2 по доверенности от 21.11.2014; федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области» - ФИО3 по доверенности от 02.09.2014.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево» (далее –                         ОАО «Аэропорт Толмачево», общество) обратилось в арбитражный суд               с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области» (далее – ФГКУ «ПУ ФСБ по НСО», управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.06.2014, которым общество привлечено                              к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа  в размере 400 000 руб.

Решением от 22.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования общества отказано.

В кассационной жалобе ОАО «Аэропорт Толмачево», ссылаясь                     на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить решение от 22.09.2014 и постановление                    от 25.11.2014, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, общество не является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения, в его действиях отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, поскольку не нарушены правила пересечения государственной границы.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит судебные акты по настоящему делу оставить без изменения в связи с их законностью и обоснованностью, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Судами установлено и из материалов дела следует, что 06.05.2014 около 4 ч. 46 мин. (время местное) из аэропорта «Толмачево» без прохождения пограничного контроля вылетело грузовое воздушное судно заграничного следования (рейс № 6455 ФИО4) авиакомпании         «Авиастар ТУ» с целью убытия в г. Харбин (КНР).

По данному факту в отношении ОАО «Толмачево» составлен протокол об административном правонарушении от 30.05.2014 по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

Постановлением от 10.06.2014 ОАО «Аэропорт Толмачево» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа                    в размере 400 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой                    и апелляционной инстанций исходили из наличия состава административного правонарушения в деянии общества и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.

Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо              за нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств  от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1                      «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон                № 4730-1) установлено, что государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр                      и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного                                и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (часть 5 статьи 11 Закона № 4730-1).

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации                    от 04.06.2012 № 546 «Об утверждении положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» установлено, что содержание, последовательность                              и продолжительность контрольных действий при осуществлении пограничного контроля отражается в технологической схеме пограничного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, разрабатываемой в пограничном органе в порядке, определенном нормативными актами федерального органа исполнительной власти                         в области обеспечения безопасности.

В воздушном пункте пропуска Новосибирск (Толмачево) действует Технологическая схема организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (далее – Технологическая схема).

Согласно подпункту 2.4.2 Технологической схемы после получения сообщения о готовности воздушного судна к загрузке сотрудники службы авиационной безопасности, по согласованию с представителями пограничной                                  и таможенной службы, с участием специалиста ИАС или члена экипажа проводят предполетный досмотр воздушного судна. Предполетный досмотр воздушного судна проводится после осуществления пограничного, таможенного и иного вида контроля.

Исследовав и оценив в соответствии  с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что диспетчерская служба аэропорта Толмачево не проинформировала соответствующим образом пограничную службу о готовности воздушного судна к погрузке, вследствие чего пограничная служба была лишена возможности выполнить обязанности, возложенные на нее законодательством Российской Федерации; сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта приняли решение о проведении предполетного досмотра воздушного судна без согласования с пограничной службой.

Кроме того, система связи ГГС «Арман», по которой диспетчер                   СПП передал циркуляр для всех служб – «Службы готовим самолет под рейс ТУ-6455 ТУ-204 64021, стоянка 58 ФИО5 вылет на 4-30»,                         у дежурного пограничной службы контрольно-пропускного пункта «Новосибирск-аэропорт» ПУ ФСБ России по НСО на момент совершения административного правонарушения, то есть 06.05.2014 отсутствовала.

Она установлена 16.07.2014.

Поскольку ОАО «Аэропорт Толмачево» не представило доказательств своевременного принятия необходимых и достаточных мер к недопущению нарушений правил пересечения Государственной границы, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу                          в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.

В кассационной жалобе обществом заявлен довод о том, что оно                       не является субъектом вмененного административного правонарушения. Данный довод основан на неверном толковании норм права и подлежит отклонению.

Правила пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами непосредственно связаны с порядком пропуска через границу, который производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации.

Невыполнение диспетчером СПП ОАО «Аэропорта Толмачево» требований законодательства лишило возможности пограничную службу выполнить обязанности, возложенные на нее законодателем                                   по пограничному контролю.

Доводы подателя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств. Исходя из положений главы 35 АПК РФ это недопустимо  в суде кассационной инстанции.

Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.09.2014 Арбитражного суда Новосибирской области                  и постановление от 25.11.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-12683/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     Т.И. Отческая

Судьи                                                                  В.И. Ильин

                                                                            Г.А. Шабанова