ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-19350/2017 от 16.05.2018 АС Западно-Сибирского округа

236/2018-18175(3)

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-19350/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.

судей Черноусовой О.Ю.   Шабановой Г.А. 

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств  (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В.  рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной  антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от  11.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья 

Нахимович Е.А.) и постановление от 10.01.2018 Седьмого арбитражного  апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Усанина Н.А.)  по делу № А45-19350/2017 по заявлению государственного казенного  учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы»  (630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 88, а/я 275, ИНН 5406722503,  ОГРН 1125476138193) к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Кирова, 3)  о признании недействительными пунктов 1 решения и предписания. 

Другое лицо, участвующее в деле, – администрация Озеро-Карачинского  сельсовета Чановского района Новосибирской области. 


С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии  Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хлопова А.Г.) в  заседании участвовали представители: от государственного казенного  учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы»  Димитрова В.А. по доверенности от 28.12.2017, от Управления  Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  Максимейко Е.В. по доверенности от 09.01.2018. 

Суд установил:

Государственное казенное учреждение Новосибирской области  «Управление контрактной системы» (далее – ГКУ «Управление контрактной  системы», заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд  Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Новосибирской области (далее – управление,  антимонопольный орган) с заявлением о признании недействительными  пункта 1 решения от 06.07.2017 № 08-01-259 и пункта 1 предписания от  06.07.2017 № 08-02-251. 

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, на стороне ГКУ «Управление контрактной  системы» привлечена администрация Озеро-Карачинского сельсовета  Чановского района Новосибирской области (далее – администрация). 

Решением от 11.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области,  оставленным без изменения постановлением от 10.01.2018 Седьмого  арбитражного апелляционного суда, заявленные учреждением требования  удовлетворены. 

В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное  применение обеими судебными инстанциями норм материального права,  просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение  об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований. 

По мнению антимонопольного органа, из содержания подпункта «б»  пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 


№ 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству,  реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик  обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению  своих обязательств по государственному и (или) муниципальному  контрактам и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа,  начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком  (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом  (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком,  поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за  каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком,  исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее –  Постановление Правительства № 570) следует, что конкретные виды и объем  работ, которые подлежат выполнению в рамках исполнения конкретного  контракта, должны быть выбраны подрядчиком, то есть лицом, с которым  контракт заключен, а не участником закупки. 

С точки зрения управления, для выполнения конкретных видов работ  самостоятельно подрядчику необходимо обладать допусками  саморегулируемых организаций (далее – СРО) на виды работ, которые он  выберет сам из перечня работ, предусмотренных описанием объекта закупки.  Соответственно, требование документации об обладании участниками  закупки допусками СРО на конкретные виды работ, а также требование  документации к заявке о необходимости представления в ней копий  свидетельств на такие виды работ, не следуют из норм Постановления  Правительства № 570, нарушают часть 6 статьи 31 и часть 6 статьи 66  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). 

В отзыве на кассационную жалобу учреждение, соглашаясь с выводами  судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые 


управлением судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил  правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм  материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и  пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению  по следующим основаниям. 

Как видно из материалов дела, для нужд администрации (заказчика)  учреждение проводило электронный аукцион с номером извещения  0851200000617002467 на строительство очистных сооружений хозяйственно- бытовых сточных вод к. п. Озеро-Карачи Чановского района Новосибирской  области. 

В антимонопольный орган обратился участник этого электронного  аукциона – общество с ограниченной ответственностью «АИТ» с жалобой на  положения документации об электронном аукционе, которая в последующем  им отозвана. 

По результатам внеплановой проверки названной закупки управлением  принято решение от 06.07.2017 № 08-01-259, пунктом 1 которого учреждение  признано нарушившим часть 6 статьи 31, часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ,  и выдано предписание от 06.07.2017 № 08-02-251, пунктом 1 которого на  учреждение, заказчика и комиссию по осуществлению закупок возложена  обязанность устранить нарушения законодательства о контрактной системе в  сфере закупок. 

По мнению антимонопольного органа, в документации  о закупке были неправомерно установлены требования к участникам закупки  о наличии у них допусков СРО на конкретные виды работ, а также  неправомерно установлены требования к заявкам о представлении в них  копий свидетельств СРО о таких допусках. 


Учреждение, не согласившись с пунктами 1 решения и предписания,  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной  инстанций пришли к выводу о том, что учреждение и заказчик при  разработке документации об электронном аукционе исходили из конкретных  видов и объемов работ, предусмотренных проектной (рабочей) документаций  по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод  и учли, что для реализации требований, перечисленных в Постановлении  Правительства № 570, подрядчик обязан самостоятельно произвести все  виды и объемы работ, предусмотренные описанием объекта закупки, для  выполнения которых необходим допуск СРО, поэтому руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 31, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66  Закона № 44-ФЗ установили единые требования к участникам электронного  аукциона о наличии допусков СРО. 

При этом судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 1  части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик  устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о  соответствии требованиям, установленным в соответствии с  законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим  поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом  закупки. 

Статьей 64 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация  об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки  на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи  66 названного Закона и инструкцию по ее заполнению (пункт 2 части 1);  требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии  с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31  названного Закона (часть 3). 

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна  содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого 


аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1  статьи 31 (при наличии таких требований) названного Закона, или копии этих  документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона  требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 Закона 

 № 44-ФЗ (пункт 2 части 5 статьи 66).

Исследовав представленные сторонами доказательства, суды первой и  апелляционной инстанций установили, что согласно пункту 2 аукционной  документации предметом закупки является строительство очистных  сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод к. п. Озеро-Карачи  Чановского района Новосибирской области, которые относятся к объекту  капитального строительства. 

Из описания объекта закупки видно, что под действие Постановления  Правительства № 570 попали следующие виды работ, которые подрядчик  обязан выполнить самостоятельно: устройство фундаментов и оснований,  возведение наружных ограждающих конструкций, работы по  благоустройству территории, устройство наружных сетей канализации и  наружных сетей водоснабжения. 

 Поскольку предметом закупки является проведение работ, для  осуществления которых требуется свидетельство СРО, суды первой и  апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что  заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о  представлении в составе заявки соответствующего свидетельства, в котором  должны быть указаны виды работ, оказывающих влияние на безопасность  объектов капитального строительства. 

Отсутствие такого требования может привести к тому, что победителем  электронного аукциона станет подрядчик, не имеющий допуск СРО на  выполнение соответствующих видов работ, что в силу части 15 статьи 95  Закона № 44-ФЗ и пункта 9.5. проекта контракта является основанием для  принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения  контракта. 


Кроме того, в силу подпункта «б» пункта 2 Постановления  Правительства № 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и  объемов работ, указанных в документации о закупке, определенные по  предложению подрядчика, включаются в государственный и (или)  муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ,  предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном  выражении должны составлять не менее 15 % от цены контракта. 

Между тем совокупное стоимостное выражение всех работ,  предусмотренных спорной документацией об электронном аукционе и  содержащихся в видах работ, утвержденных Постановлением Правительства   № 570, составляет всего 7,9 % от цены контракта. 

С учетом изложенного обе судебные инстанции признали, что  учреждение и заказчик при разработке документации об электронном  аукционе исходили из конкретных видов и объемов работ, предусмотренных  проектной (рабочей) документацией по строительству очистных сооружений  хозяйственно-бытовых сточных вод, учли, что для реализации требований,  перечисленных в Постановлении Правительства № 570, подрядчик обязан  самостоятельно произвести все виды и объемы работ, предусмотренные  описанием объекта закупки, для выполнения которых необходим допуск  СРО, следовательно, правомерно установили единые требования к  участникам электронного аукциона о наличии допусков СРО. 

Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной  инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права,  а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции  не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287,  статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 


постановил:

решение от 11.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области и  постановление от 10.01.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда  по делу № А45-19350/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий В.И. Ильин

Судьи О.Ю. Черноусова 

 Г.А. Шабанова