ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-21922/2021 от 29.12.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А45-21922/2021

29 декабря 2021 года

Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гален» (07АП-11329/2021) на решение от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-21922/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гален», г. Новосибирск (ИНН <***>) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск (ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2021 № 0602/090721/03395,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Гален» (далее – заявитель, общество, ООО «Гален») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2021 № 0602/090721/03395.

Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Решением от 22.10.2021 (резолютивная часть 08.10.2021) Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Указывает, что постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку имеются основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Основанием для привлечения ООО «Гален» к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ послужил факт представления обществом в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению № 6 к Порядку представления деклараций за 1 квартал 2021 года с нарушением установленного срока на 11 часов 46 минут, то есть менее суток, что подтверждается квитанцией.

Доказательства того, что несвоевременное представление ООО «Гален» декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению № 6 к Порядку представления деклараций за 1 квартал 2021 года с нарушением установленного срока на 11 часов 46 минут, т.е. менее суток, нарушает права потребителей либо влияет на качество алкогольной продукции, препятствует проведению своевременного контроля, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа, и как следствие невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации положений Конституции Российской Федерации, как и иные доказательства, свидетельствующие о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, о намеренном пренебрежительном отношении к выполнению своих публично-правовых обязанностей, отсутствуют.

В действиях общества отсутствовала направленность на совершение административного правонарушения и сокрытие информации, а, следовательно, и отсутствовало намеренное пренебрежительное отношение к выполнению своих публично-правовых обязанностей.

Наложение административного наказания в виде штрафа 50 000 рублей будет носить неоправданно карательный и нерациональный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, Управление с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 № 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО «Гален» в 1 квартале 2021 года осуществляло производство алкогольной продукции (пивные напитки) по адресу: 630015, <...>.

По данным, зафиксированным в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее- ЕГАИС) ООО «Гален» в 1 квартале 2021 года произвело алкогольной продукции (пивные напитки) в объеме 2 180,27 дал.

Следовательно, ООО «Гален» обязано было представить в срок, не позднее 20.04.2021, декларацию об использовании производственных мощностей по форме приложения № 6 к Порядку представления деклараций за 1 квартал 2021года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в формате, утвержденном Приказом от 17.12.2020 № 396.

Согласно сведениям, сформированным в автоматизированной информационной системе «Электронный паспорт предприятия», ООО «Гален» 21.04.2021 представило декларацию об использовании производственных деклараций за 1 квартал 2021 года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (имя файла: 06_540202517_31_21042021_ЕОАЕЕВ87-23CD-4D28- BDE7 5BAЗ003213В7.xml.sig.zip.enc), то есть с нарушением установленного законодательством срока на 1 день.

Таким образом, ООО «Гален» нарушило порядок и срок представления декларации по форме приложения № 6 к Порядку представления деклараций за 1 квартал 2021 года.

09.07.2021 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении № 0602/090721/03395.

Постановлением от 23.07.2021 № 0602/090721/03395 ООО «Гален» привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и отсутствия необходимой совокупности обстоятельств, позволяющей признать совершенное правонарушение малозначительным.

Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в искажении информации об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при декларировании, в нарушении порядка или сроков декларирования.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица и должностные лица.

С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом и неосторожностью.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.

Форма деклараций, порядок и сроки их представления регламентированы Порядком представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи (далее - Порядок представления деклараций), утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 №396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» (далее - Приказ
№ 396).

В соответствии с пунктами 8, 13 Порядка представления деклараций организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению № 6 к Порядку представления деклараций, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Нарушение порядка и сроков представления деклараций организацией препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за использованием производственных мощностей при производстве алкогольной продукции (пивные напитки).

ООО «Гален» обязано было представить в срок, не позднее 20.04.2021, декларацию об использовании производственных мощностей по форме приложения № 6 к Порядку представления деклараций за 1 квартал 2021года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в формате, утвержденном Приказом
№ 396.

ООО «Гален» 21.04.2021 представило декларацию об использовании производственных деклараций за 1 квартал 2021года в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, то есть с нарушением установленного законодательством срока на 1 день.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае вина общества выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены обществом ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.

Вина общества в том виде, как она определена в статье 2.1 КоАП РФ, административным органом исследовалась, что отражено в тексте оспариваемого постановления.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 15.13 КоАП РФ, общество не оспаривает, между тем, заявитель полагает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное правонарушение малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

ООО «Гален» ссылается на «незначительность» нарушения срока предоставления деклараций за I квартал (11 часов 46 минут).

Незначительность нарушения указанного срока в настоящем деле не имеет правового значения, поскольку, факт нарушения срока предоставления деклараций об использовании производственных мощностей по форме приложения №6 к Порядку предоставления деклараций не сопряжен с тем, насколько именно нарушен данный срок.

Состав статьи 15.13 КоАП РФ является формальным, в связи с чем определяющим в данном случае является сам факт нарушения установленных требований.

В данном же случае имеет место существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям, которая выражается в невозможности надлежащего контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Существенную угрозу в данном случае представляет не наступление каких-либо материальных последствий (состав административного правонарушения является формальным), а пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава наличие или отсутствие вредных последствий не имеет правового значения.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12.11.2003 №17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов РФ, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

В этих целях Федеральным законом № 171-ФЗ определяются специальные условия и требования, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2001 № 74-0, от 24.04.2002
№ 99-0 указал, что правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной опасностью.

Общество указывает о том, что оно в установленные сроки и в установленном порядке зафиксировало в ЕГАИС сведения об объеме произведенной в I квартале 2021 года алкогольной продукции и, соответственно, по мнению общества, Управление было в курсе данного факта, что, якобы, также свидетельствует о малозначительности совершенного обществом в рамках настоящего дела административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ.

Данные доводы являются несостоятельными, поскольку обязанность по уведомлению о начале использования ОТО, обязанность по фиксации в ЕГАИС сведений об объеме произведенной алкогольной продукции и обязанность по предоставлению деклараций об использовании производственных мощностей не являются дублирующими друг друга, не сопряжены друг с другом и, исполнение одной из указанных обязанностей не является исполнением другой.

Законодательством обществу как участнику рынка алкогольной продукции отведено 20 суток на предоставление деклараций об использовании производственных мощностей.

Располагая достаточным количеством времени для предоставления деклараций за I квартал в установленный срок, общество могло и должно было исключить противоправное поведение, что свидетельствует о явном пренебрежении Общества к своим публично - правовым обязанностям.

Доводы ООО «Гален» о том, что за 2 и 3 квартал 2021 года оно в установленные сроки предоставило декларации об использовании производственных мощностей и гарантийные заявления о том, что впредь общество не намерено нарушать требования в области производства алкогольной продукции, не имеют правового значения в рамках настоящего дела и не свидетельствуют о малозначительности совершенного в рамках настоящего дела административного правонарушения.

В настоящем деле ни один из доводов, которые приводит ООО «Гален», не является основанием для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, учитывая систематический характер совершаемых ООО «Гален» однородных административных правонарушений, отсутствие исключительности настоящего случая

Кроме того, общество привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 14.17, статьи 14.19, по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Все вышеуказанные совершенные обществом административные правонарушения, за которые общество на настоящий момент считается подвергнутым административному наказанию вступившими в законную силу судебными актами, как и совершенное обществом в рамках настоящего дела административное правонарушение, имеют один и тот же родовой объект посягательства- сфера производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулирующая одним и тем же нормативным правовым актом –Федеральным законом №171-ФЗ.

Таким образом, исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также формального состава правонарушения, отсутствуют основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела не усматривает совокупности оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным применение наказания в виде административного штрафа, замена штрафа на предупреждение не будет отвечать целям административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ). Назначенное обществу наказание соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.

Ссылки заявителя жалобы в подтверждение своей позиции по данному делу на судебную практику подлежат отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты приняты с учетом обстоятельств конкретного дела и не имеют преюдициального значения для настоящего спора.

Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.10.2021 (резолютивная часть от 08.10.2021) Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-21922/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гален» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья И.И. Бородулина