ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-23397/14 от 01.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                   Дело № А45-23397/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объёме   октября 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Григорьева Д.В.

судей                                                    Черноусовой О.Ю.

                                                             Шабановой Г.А.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобуУправления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта на решение от 09.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 29.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Колупаева Л.А., Марченко Н.В.) по делу № А45-23397/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авиа-Сибирь» (634009, Томская область, город Томск, улица Мельничная, 7, ИНН 5402488436, ОГРН 1075402018361) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности
по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 44, ИНН 5406553541, ОГРН 1095406039860) о признании недействительным и отмене постановления.

В заседании приняли участие генеральный директор общества
с ограниченной ответственностью «Авиа-Сибирь» – Федченко С.С.
на основании протокола от 09.07.2013.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Авиа-Сибирь» (далее –
ООО «Авиа-Сибирь», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (далее – административный орган, управление) о признании незаконным предписания от 02.10.2014
серия ЗС № 2014.5.07-26-СЛС.

Решением от 09.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 29.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается, что общество осуществляет деятельность по перевозке воздушным транспортом пассажиров без лицензии и без сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.

Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

В суд кассационной инстанции поступило ходатайство учреждения
об отложении судебного заседания на более поздний срок в связи
с направлением запроса в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации
о разъяснении требований воздушного законодательства.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев данное ходатайство, считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),
не имеется.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 274, 284, 286 А АПК РФ, обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе отзыве на неё, и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению
без изменения.

Как следует из материалов дела 02.10.2014 управлением при проведении внеплановой документарной проверки соблюдения воздушного законодательства в соответствии с распоряжением от 02.09. 2014 № 419-р
обществу 02.10.2014 выдано предписание серии ЗС № 2014.5.07-26-СЛС.

Данным предписанием на общество возложена обязанность в срок
до 02.11.2014 устранить следующие нарушения:

1. В нарушение статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – Воздушный кодекс), пункта 4 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, процедуры сертификации», утверждённых приказом Минтранса России от 04.02.2003
№ 11, общество производит эксплуатацию гражданских воздушных судов
в коммерческих целях (предоставление услуг по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов) в отсутствие действующего сертификата эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок.

2. В нарушение части 1 статьи 9, статьи 62, статьи 100 Воздушного кодекса, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «Авиа-Сибирь» осуществляет воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, не имея лицензии на осуществление подлежащих лицензированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации видов деятельности в области авиации деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров
(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется
для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

3. В нарушение статьи 114 Воздушного кодекса, пункта 6.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов
в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, пункта 9 Федеральных авиационных правил «Требования к обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.12.2009 № 249 (далее – Федеральные авиационные правила), ООО «Авиа-Сибирь», имея сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ от 24.12.2013№ АР_04_10_005 со сроком действия до 24.12.2016 года, осуществляет неустановленный Федеральными авиационными правилами вид авиационных работ «Транспортировка персонала и груза заказчика авиационных работ», в нарушение условий
и ограничений, содержащихся в спецификации сертификата эксплуатанта, являющегося его неотъемлемой частью, в соответствии с которой общество может осуществлять только следующие виды авиационных работ: лесоавиационные работы, работы с целью оказания медицинской помощи
(за исключением носилочных больных на воздушном судне Ми-2), строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание
не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права
и законные интересы общества.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В силу статьи 20 Воздушного кодекса авиация подразделяется
на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Авиация, используемая для обеспечения потребностей граждан
и экономики, в том числе для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к гражданской авиации (статья 21 Воздушного кодекса).

Физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ подлежат обязательной сертификации (статья 8 Воздушного кодекса).

Эксплуатация авиационным предприятием воздушного судна в целях, определённых для гражданской авиации, включая выполнение авиационных работ, возможна только при наличии у предприятия сертификата (свидетельства) эксплуатанта (пункты 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации
от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, грузов включает работы и услуги
по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров, грузов.

В целях правового регулирования использования воздушного пространства эксплуатантами гражданской авиации общего назначения приказом Минтранса России от 18.06.2003 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (далее – Федеральные авиационные правила).

В силу пункта 2 Федеральных авиационных правил эксплуатант авиации общего назначения – гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полётов в целях авиации общего назначения и имеющие свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения.

Судами установлено, что ООО «Авиа-Сибирь» имеет действующее свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения от 06.10.2011
№ АОН0411014, сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ от 24.12.2013 № АР_04_10_005, выданные Западно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.

В соответствии со спецификацией указанного сертификата эксплуатанта общество может осуществлять следующие виды авиационных работ: лесоавиационные работы, работы с целью оказания медицинской помощи (за исключением носилочных больных на воздушном судне Ми-2), строительно-монтажные, погрузочно-разгрузочные работы.

На основании Устава общество осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: деятельность воздушного пассажирского транспорта
не подчиняющегося расписанию, деятельность воздушного грузового транспорта не подчиняющегося расписанию, деятельность воздушного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию; деятельность воздушного грузового транспорта, не подчиняющегося расписанию; аренда воздушного транспорта с экипажем; деятельность терминалов (аэропортов
и т.п.), управление аэропортами и т.д.

29.12.2014 Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации согласовало заявку эксплуатанта авиации общего назначения ООО «Авиа-Сибирь» на внесение изменений-уточнений в Руководство по производству полётов эксплуатанта авиации общего назначения от 06.10.2011.

В результате Руководство по производству полётов дополнено пункты 8.18, 8.18.1, 8.18.2, согласно которым уточнено, что выполнение обществом полётов по транспортированию персонала и грузов заказчика относится
к полётам в рамках авиации общего назначения.

На запрос общества оразъяснении отнесения конкретного вида работ
к соответствующему виду деятельности Департамент государственной политики в области гражданкой авиации Минтранса Российской Федерации письмом от 16.10.2014 № 01-02-05/4128 разъяснил, что согласно части 3 статьи 21 Воздушного кодекса полёты, не вошедшие в список авиационных работ согласно Федеральных авиационных правил и не являющиеся коммерческими воздушными перевозками, относятся к полётам в целях авиации общего назначения.

Кроме того, в материалах дела имеется вступившее в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 23.12.2014 судьи Ленинского районного суда города Томска по делу о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

В рамках указанного дела установлено, что деятельность, осуществляемая обществом, относится к авиации общего назначения,
а выполнение ООО «Авиа-Сибирь» авиационных транспортно-связных работ не требует лицензирования.

Оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды установили, что осуществляемые
ООО «Авиа-Сибирь» полёты в рамках договора от 14.03.2011 № 01/2011-П, выполнялись в соответствии с имеющимся у общества действующим свидетельством эксплуатанта авиации общего назначения от 06.10.2011
№ АОН0411014.

При этом судами отмечено, что представленные в материалы дела заявки, копии заданий на полет, списки, копии актов-отчётов и иные документы не свидетельствуют о выполнении обществом именно коммерческих перевозок, которые требуют лицензирования.

При таких обстоятельствах выводы судов о том, что управлением
не доказано выполнение обществом коммерческих воздушных перевозок являются обоснованными.

С учётом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, поскольку оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны судами на основе оценки доказательств с учётом конкретных обстоятельств дела, не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку переоценка имеющихся в деле доказательств
и выводов суда нижестоящей инстанции согласно положениям главы
35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора
не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 29.06.2015 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А45-23397/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Д.В. Григорьев

Судьи                                                                  О.Ю. Черноусова

                                                                            Г.А. Шабанова