ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-24159/2021 от 30.06.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А45-24159/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                   Шабановой Г.А.

судей                                                                  Киричёк Ю.Н.

                                                                             Черноусовой О.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Крымовской А.М.,

рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи
и системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» кассационную жалобу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Петрова Ю.А.) и постановление от 21.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-24159/2021 по заявлению акционерного общества «Сибирская аграрная группа» (634537, Томская область, Томский район, 12 км тракта Томск – Итатка, строение 2, ОГРН 1027000764647, ИНН 7017012254) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74, ОГРН 1045402505268,                      ИНН 5406290571) об оспаривании отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов.

В заседании приняла участие представитель акционерного общества «Сибирская аграрная группа» – Махоткина Д.И. по доверенности от 16.12.2021.

Путем использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Митюшкина С.Ю. по доверенности от 10.01.2022.

Суд установил:

акционерное общество «Сибирская аграрная группа» (далее – общество, АО «Сибагро») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление, административный орган) в установлении нормативов предельно допустимых выбросов (далее – нормативов ПДВ), выраженного в письме от 25.05.2021 №11б-14-07/6976, и обязании устранить допущенные нарушения.

Решением от 04.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения статьи 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), пункты 6 и 8 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 (далее – Положение № 2055); общество должно определить фоновые концентрации на основании сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха; при определении нормативов ПДВ для площадки 3 не учтены в качестве фоновых такие загрязняющие вещества как аммиак, формальдегид и сероводород, выбрасываемые источником, расположенным на площадке 1.

В отзыве на кассационную жалобу АО «Сибагро» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, АО «Сибагро» 13.04.2021 обратилось в управление
с заявлением об установлении нормативов ПДВ и о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта I категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - пометохранилище (площадка 3), № 69-0170-001367-П.

Письмом от 25.05.2021 № 116-14-07/6976 административный орган отказал
в установлении нормативов ПДВ на основании пункта 21 Положения № 2055, в связи с выявлением неполной, недостоверной или искаженной информации.

При этом управлением указано, что производство, сопровождающееся выделением загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположено на 3 площадках
в Томском районе Томской области, две из которых (площадки 1 и 3) находятся
в непосредственной близости друг от друга, на расстоянии не более 730 метров; размеры ориентировочных санитарно-защитных зон каждой площадки составляют по 1000 м, следовательно, площадка 3 (пометохранилище) расположена в границах санитарно-защитной зоны другой площадки; деятельность каждой площадки сопровождается выделением загрязняющих веществ и несет взаимное суммарное влияние на атмосферный воздух; между тем фоновое загрязнение, создаваемое выбросами площадки 1, принято равным нулю, что свидетельствует о нарушении пункта 19 Методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации                       от 22.11.2019 № 794 (далее – Методические рекомендации), согласно которому фон принимается равным нулю в случае, если в радиусе до 50 км от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, для которого определяется фон, отсутствуют населенные пункты и источники выбросов загрязняющих веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее – Перечень № 1316-р), за исключением взвешенных веществ, серы диоксида, азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, взвешенных частиц и бензапирена.

Не согласившись с данным отказом, АО «Сибагро» обратилось в арбитражный суд
с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленное обществом требование, поскольку управление не доказало наличие в представленных ему материалах искаженных сведений или недостоверной информации.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов, изложенных в жалобе, и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 19, пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Частью 3 статьи 12 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно части 7 статьи 12 Закона № 96-ФЗ нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух (пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ).

Частью 1 статьи 22 Закона № 7-ФЗ и частью 2 статьи 12 Закона № 96-ФЗ предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и предельно допустимые выбросы определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

В соответствии с частью 4 статьи 63.1 Закона № 7-ФЗ федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды),
в соответствии с федеральными законами осуществляются: поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации
о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды; хранение информации о состоянии окружающей среды,
о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (часть 2.3 статьи 12 Закона № 96-ФЗ).

Согласно пункту 2 Методических указаний фон определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с настоящими Методическими указаниями. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фон определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, проводимых в соответствии с правилами проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, предусмотренными пунктом 2 статьи 22.1 Закона № 96-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 22.1 Закона № 96-ФЗ установлено, что для территории населенного пункта или его части, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и иные объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случаях превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории населенного пункта или его части в целях сокращения или исключения выбросов загрязняющих веществ, а также в иных случаях для предотвращения такого превышения.

Для определения фона используются данные Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, ведение которого осуществляется в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона 19.07.1998
№ 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», составляющие статистически однородные ряды наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха (пункт 5 Методических указаний).

Согласно пункту 17 Методических указаний для населенных пунктов с численностью населения 100 тысяч человек и менее, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха или нет достаточного объема данных наблюдений, определение фона производится по данным Госфонда для групп населенных пунктов с аналогичными характеристиками (численность населения, характеризующая уровень социально-экономического развития территории, климатические условия распространения загрязняющих веществ в рассматриваемом физико-географическом районе); фон определяется для населенных пунктов с различной численностью населения в результате обработки массива данных регулярных наблюдений за пятилетний период со всех пунктов наблюдений в каждой группе населенных пунктов и корректируется каждые пять лет.

В случае, если в радиусе до 50 км от объекта, оказывающего негативное воздействие, для которого определяется фон, отсутствуют населенные пункты и источники выбросов загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 1316-р, за исключением взвешенных веществ, серы диоксида, азота оксида, азота диоксида, углерода оксида, взвешенных частиц и бензапирена, фон принимается равным нулю (пункт 19 Методических указаний).

Пунктом 11.1 Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.06.2017 № 273 (далее – Методы расчетов) предусмотрено, что если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (то есть заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса загрязняющих веществ, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада в суммарную концентрацию фоновых, то есть неучтенных, источников. При наличии требуемых данных обо всех источниках выброса, количественный вклад не включенной непосредственно в расчеты части источников выбросов может быть учтен путем проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса (то есть всех, кроме рассматриваемых, источниках выброса, создающих загрязнение атмосферного воздуха в промышленном районе, городе или другом населенном пункте). Учет вклада фоновых источников выброса может быть также обеспечен путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от учтенных источников. При этом фоновые концентрации должны относиться к тому времени осреднения, которому соответствуют результаты расчета, и могут быть как установлены по данным инструментальных измерений (наблюдений), так и определены расчетным путем с использованием формул, приведенных в настоящих Методах. В частности, при расчетах разовых и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ соответственно используются фоновые концентрации разовые cфр и среднегодовые cфг рассматриваемых загрязняющих веществ, которые соответствуют времени осреднения 20 мин. и 1 год. В случаях, предусмотренных пунктом 4.2 настоящих Методов, допускается использование фоновой концентрации, вычисленной не по отдельным загрязняющим веществам, а совместно по группе загрязняющих веществ комбинированного вредного действия.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что численность жителей с. Малиновка составляет 2500 человек; при разработке проекта ПДВ фон определен на основании по данных Госфонда для групп населенных пунктов с аналогичными характеристиками - сведений государственного мониторинга атмосферного воздуха по загрязняющим веществам, информация о которых предоставлена Томским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Западносибирское УГМС»; при подготовке проекта использовался метод, указанный в пункте 11.1 Методов расчетов; взвешенные вещества в выбросах пометохранилища отсутствуют; при расчете загрязнения атмосферного воздуха к фоновым показателям добавлены значения выбросов от учтенных источников, данные о результатах расчетов как с учетом фона, так и без него содержатся в проекте в виде таблиц и изолиний; соответствие предлагаемых к установлению нормативов допустимых выбросов санитарным правилам подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области от 31.03.2021 № 70.TC.03.000.T.000198.03.21.

Отклоняя доводы управления о наличии у общества обязанности определить фоновые концентрации на основании сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с пунктом 11.3 Методов расчетов, суды обоснованно указали, что в настоящее время сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха в рассматриваемом населенном пункте и базы данных о количестве источников выбросов и их параметрах в открытом доступе отсутствуют, ввиду чего данный способ определения фона
не может быть применим.

При этом судами принято во внимание, что обществом не оспаривался факт взаимного влияния площадок 1 и 3, их расположения в ориентировочных санитарно-защитных зонах друг друга, указанное обстоятельство было учтено при подготовке проекта ПДВ путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от известных источников, что соответствует пункту 11.1 Методов расчетов.

С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленное требование, поскольку оспариваемое решение управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 21.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-24159/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Г.А. Шабанова

Судьи                                                                                    Ю.Н. Киричёк

                                                                                                О.Ю. Черноусова